Десять стихотворений месяца. Октябрь 2024 г.
Все новости
ВОЯЖ
22 Июля , 13:00

Увидеть Питер и не умереть… Часть пятая

Вопрос о строительстве вместительного собора в Кронштадте поднимался еще с 1830-х годов, однако ходатайство вице-адмирала Н.И. Казнакова получило только в 1897 году высочайшее разрешение открыть подписку добровольных пожертвований на постройку храма.

Собор решили строить на Якорной площади, — ведь раньше на ней лежали старые якоря, — представлявшей свободное пространство и позволявшей устроить также парк вокруг собора и площадь для крестных ходов. Условием для составления проекта было то, чтобы высота купола позволила собору служить ориентиром с моря, а крест морского храма был первым, что бросалось бы в глаза мореплавателю.

8 мая 1903 года состоялась торжественная закладка собора в присутствии императора Николая II, императриц Александры Федоровны и Марии Федоровны, великих князей Михаила, Алексея и Владимира Александровичей. По окончании молебна с орудий крепости и кораблей, находившихся на рейдах, был произведен салют в 31 выстрел. В тот же день император и его окружение посадили в сквере вокруг собора 32 годовалых дуба.

Морской Никольский собор также был задуман как Храм-памятник всем когда-либо погибшим морякам. Главная святыня Российского флота возвышается над островом и морем. Его могучий купол, символ Города воинской славы Кронштадта, виден со всех точек Невского фарватера, с Васильевского и Елагина островов в Санкт-Петербурге. Величайшее предназначение — служить Собором морской славы России, собирать флотские реликвии, хранить память о моряках-героях, отдавших жизни во имя воинского долга.

Октябрьская революция внесла в жизнь собора особые, трагические изменения. В 1918 году здание было передано Кронштадтскому Совету. 14 октября 1929 года храм был окончательно закрыт. 14 февраля 1930 года на Якорной площади состоялся антирелигиозный митинг. С храма сбросили колокола и кресты. После закрытия собор был переоборудован в кинотеатр имени Максима Горького, вследствие чего храм прозвали «Максимкой». С куполов смыли позолоту, отломали позолоченные части икон (вот варвары), демонтировали мраморный иконостас, замазали штукатуркой мозаичные иконы, закрасили росписи, забрали из храма реликвии и всё церковное имущество. Со стен галерей и алтаря демонтировали мраморные памятные доски вечного поминовения погибших российских военных моряков и флотских священнослужителей и использовали их при строительстве хозяйственных объектов. Долгое время основные помещения здания занимал театр Балтийского флота.

В годы Великой Отечественной войны в пространстве под куполом храма был размещён наблюдательный и корректировочный пост корабельной и береговой артиллерии Кронштадта. Во время артобстрелов в собор попало несколько артиллерийских снарядов. В ходе реставрации было решено сохранить в северной части Морского собора след от неразорвавшейся немецкой бомбы, пробившей купол и упавшей на гранитный пол в 1943 году.

Каков этот собор ныне, почему столь огромное количество людей жаждет его увидеть? Никольский Морской собор выстроен в неовизантийском стиле. У храма центральный купол на низком барабане с множеством окон, в интерьере, опирающемся на четыре арки, имеются боковые полукупола с востока и запада, один из которых, восточный, перетекает в три полукупола ещё меньшего размера. Диаметр основного купола — 26,7 метров, он расположен на высоте 52 метра и украшен вычурной росписью. Прообразом Морского собора-памятника в Кронштадте стала одна из самых известных православных святынь — Константинопольская София. Морской собор в Кронштадте по всем размерам немного меньше своего прототипа. Но при этом, за счет купола, он немного выше.

Росписи и мозаики на фасадах и в интерьерах Морского собора исполнены также под влиянием образцов византийского искусства. При этом в облике Морского собора присутствуют и явные цитаты средневековой западноевропейской (романской и отчасти готической архитектуры): две башни-колокольни на главном западном фасаде, тройной перспективный портал (там же), большие круглые окна в центре боковых фасадов. Уникальной особенностью Морского собора, по сравнению с византийскими храмами, является и обширный цокольный этаж-крипта. Мотив позолоченного рельефного оформления куполов восходит к храмовым постройкам русского барокко, возведённым по проектам Бартоломео Растрелли. Общая высота Морского собора с крестом — 75,3 м. Даже крест выглядит необычно, он обрамлен корабельным штурвалом.

Увидав такую красоту снаружи, просто невозможно не зайти вовнутрь храма. Признаться, я посещал храмы Греции, монастыри Нового Афона в Абхазии и мне редко доводилось видеть храмы изнутри такой красоты. Это просто произведение высочайшего искусства.

Над главным внутренним пространством господствует центральный купол диаметром около 27 метров. Подкупольное пространство окружено двухъярусными галереями-хорами. Роспись в алтаре выполнена художником М. М. Васильевым. Рисунок выполнен частично под мозаику, частично под фрески. Остальные части храма были окрашены ровным колером. Алтарная часть приподнята в высоту на 4 метра. Иконостас работы скульптора Н. А. Попова был исполнен из белого мрамора с мозаичными вставками. Над главным престолом возвышалась мраморная сень. В левой части солеи находилась мраморная кафедра для проповедей. Она декорирована колонками и мраморными панелями, а также изображением Святого Духа в виде голубя. Орнамент пола геометрический и состоит из ромбов, квадратов и треугольников, он устлан мелким мрамором в тонкой медной оправе и украшен мозаичными фигурами рыб и медуз, изображениями морских растений и кораблей. Что тут говорить, даже завеса алтаря в соборе — это Андреевский флаг!

Огромные круглые окна храма, напоминающие иллюминаторы, украшены витражами. Западное окно с изображением «Деисуса» воссоздано по сохранившейся чёрно-белой фотографии. Три фигуры в канонической композиции — Иисуса Христа, Богоматери и Иоанна Крестителя — решены в духе работ Виктора Васнецова, самого популярного и востребованного церковью художника в начале XX века.

Внутри собора хранится рака с мощами Николая Чудотворца, который является покровителем моряков, а также всех путешественников.

Кстати, служба в соборе, после которой проходит помазание туристов, проходит весь день, по крайней мере, я попал на ее окончание. Выстоял минут 5-7 в очереди, принял помазание, бросил на жертвенный поднос двести рублей и вышел на улицу.

Здесь можно полюбоваться двумя памятниками выдающимся адмиралам русского флота — С. О. Макарову и Ф. Ф. Ушакову. Возле них тоже было достаточно людей: все-таки памятники — настоящие сокровищницы и яркие достопримечательности Кронштадта.

Памятник Вице-Адмиралу Степану Осиповичу Макарову установили в первой половине 1913 года, на освящение из Петергофа на яхте «Александрия» прибыл император Николай II с дочерями Ольгой, Татьяной и свитой. Также присутствовали вдова адмирала, дочь Александра с мужем, сын адмирала Вадим стоял в составе почётного караула матросов крейсера «Адмирал Макаров».

Скульптором выступил Шервуд Леонид Владимирович. Бронзовый памятник достаточно высокий — 8,55 метров, из них 3,55 м — фигура, 5 м — постамент.

Памятник не простой — эта целая композиция! Адмирал размещен на большой гранитной скале, облицованной мрамором. Сама скульптура, доски и барельефы были отлиты на заводе Карла Робекки в Петербурге.

Лицевой стороной памятник обращен в сторону Якорной площади. Памятник выполнен с необычайной экспрессией. Кажется, что Макаров вот-вот сделает шаг и пойдёт быстрой и решительной походкой. Ветер развевает полы адмиральской шинели. Волна, символизирующая японского дракона и пытающаяся увлечь в морскую пучину, вздымается у его ног. Преодолевая сопротивление стихии, Макаров правую руку опустил в карман шинели, а левой, застывшей в беспокойном воздухе, указывает жестом курс корабля или цель своей эскадры.

В скалу вмонтированы барельефы, показывающие главные эпизоды из жизни флотоводца. На одном из них изображён эпизод из Русско-турецкой войны на Батумском рейде: взрыв судна неприятеля вследствие атаки торпедного катера. На втором отображён ледокол «Ермак». На третьем передан момент гибели броненосца «Петропавловск», на котором в тот момент находился Макаров. Лицевую сторону пьедестала венчает лозунг вице-адмирала — «Помни войну».

По периметру памятника установлена ограда в виде чугунных якорей с цепями, которые были отпущены со складов Кронштадтского военного порта. У этого монумента по сложившейся традиции моряки ежегодно принимают присягу.

Нужно дополнить, что Вице-адмирал, ко всему прочему, являлся изобретателем минного транспорта, разработчиком теории непотопляемости и русской семафорной азбуки, руководителем конструирования и постройки ледокола «Ермак».

C другой стороны Морского Собора, в менее заметном, но нисколько не второстепенном месте, установлен памятник адмиралу Федору Ушакову. Он здесь недавно, с 10 сентября 2015 года. Адмирал Федор Ушаков командовал Черноморским флотом с 1790 по 1792 гг. и российскими военно-морскими силами в Средиземном море с 1798 по 1800 год. В боях он не потерял ни одного корабля, ни один его подчиненный не попал в плен. Своими победами над турками он закрепил за Россией Крым, внес особый вклад в школу военно-морского искусства, в создание Черноморского флота и устройство Севастополя, в освобождение Ионических островов и написание первой греческой Конституции нового времени.

Но вот по радио получаем приглашение пройти к экскурсионному автобусу. На этом закончилась увлекательная и познавательная прогулка в этот уникальный, красивый и колоритный островной город с богатейшей историей, где чтут и свято помнят подвиги русского, и советского флота.

ПРЕДЫДУЩИЕ ЧАСТИ:
Авторы:Василий АРТЕМЬЕВФото автора
Читайте нас: