«Увидеть Париж и умереть» — автором этой известной нам со школьной скамьи фразы является писатель Илья Эренбург. Он снимал парижан скрытой камерой, чтобы передать весь колорит парижской жизни. Широкое распространение в России это выражение получило с 1992 г., после выхода на экраны фильма «Увидеть Париж и умереть» (студия «Мосфильм», реж. А. Прошкин). Действие фильма происходит в 1960-е годы; москвичка, мать-одиночка, готова пойти на все, чтобы ее сына отправили в Париж на музыкальный конкурс.
Сегодня, когда посмотришь на политическую и экономическую жизнь Парижа, образ утонченной жемчужины всей Европы, давно не соответствует реальности: массовые волнения, многотысячные митинги, масштабные погромы, где часто бывают человеческие жертвы, разбитые витрины, сожженные автомобили, постоянные забастовки, это выражение перестало быть актуальным. А потому, оформив очередной отпуск, принял решение: хватит нам берегов и городов заморских, путешествовать надо по России. В туристическом агентстве «Библио Глобус» предложили пятидневную поездку в Санкт-Петербург, а почему бы и нет?
И вот уже мы летим авиарейсом Уфа — Санкт-Петербург. Полет длится чуть больше двух часов, а в аэропорту Пулково нас встречают представители агентства и на комфортабельном автобусе везут в отель. По пути гид рассказывает об истории зарождения города. Согласно официальной историографии, 27 мая (16 по старому стилю) 1703 г. произошла торжественная закладка крепости на Заячьем острове, в которой принимал участия Пётр Алексеевич. То есть, сегодня Санкт-Петербургу исполняется 321 год. Город, неоднократно сменявший названия, бывшая столица империи, сегодня — один из крупнейших городов Европы, культурный и туристический лидер России.
На строительство города было приведено огромное количество работников: ежегодно на стройку прибывало около 25 тысяч человек; работа велась при любых погодных условиях, что при всём прочем, разумеется, напоминало боевые действия — такие были условия и количество пострадавших и умерших от болезней.
Все ресурсы страны были направлены на строительство города; повозкам и кораблям было запрещено прибывать в город без камней, по всей России указом Петра было запрещено строить что-либо из камня, весь он направлялся в Петербург.
Лучшие мастера были собраны на берегах Невы, сам Пётр строжайшим образом контролировал стройку. А каким первый российский император был администратором — мы все прекрасно знаем из истории.
Уже в мае 1703 г. он вселился в дом, срубленный для него на правом берегу Невы. Этот небольшой домик, ставший первой жилой постройкой нового города, и сейчас можно лицезреть на Петровской набережной.
В июне того же года была заложена церковь во имя святых апостолов Петра и Павла, давшая название целой крепости — Петропавловской. Затем возводятся здания Адмиралтейской верфи, Гостиного двора, Троицкой церкви, Летнего дворца Петра I. Регулярная застройка Петербурга начинается в 1710 году, и на смену деревянным домам постепенно приходят каменные здания. Город готовится к переезду царского двора из Москвы. И в 1712 г. Санкт-Петербург становится главным городом России — столицей.
Путь в 18 километров от аэропорта до отеля проехали незаметно. Это скорее два отеля расположенные рядом, соединенные внутренними переходами «Фонтанка» и «Азимут». Даже ресепшен у них один. Но каждый отель имеет свой ресторан, а также стойки турагенств, где можно приобрести экскурсии на любой вкус. А отели находятся в историческом центре Санкт-Петербурга. Во дворе прекрасный парк с прогулочными зонами, множество скамеек, большой фонтан. Мне достался прекрасный двухместный номер на 3-м этаже с видом на речку Фонтанка. По ней постоянно курсируют речные трамвайчики, и прогулочные лодки. Здесь же на берегу пристань, или речной вокзал.
В течение двух часов обследовал окрестности, на Ломоносовском проспекте, в пяти минутах ходьбы от отелей, нашел недорогую столовую «Тарелка», так как в проживание включен только завтрак. Но это так, на всякий случай. Пока же посетил Троице-Измайловский собор. Также рядом находятся Большая хоральная синагога, Николо-Богоявленский Морской собор, Египетский мост вообще в двух минутах ходьбы.
И вот уже спешу на речной вокзал, не терпится совершить прогулку по каналам Санкт-Петербурга. Они рассчитаны на разное время: 1–1,5–2 часа, стоимостью 800 –1200 и 2500 рублей, соответственно. Но что такое деньги по сравнению с красотами Питера. К вашим услугам — комфортабельные речные трамвайчики, а смотреть Санкт-Петербург с воды — один из лучших способов познакомиться с красотами города.
Город на Неве — настоящее царство воды. Реки, каналы и протоки занимают десятую часть его территории. Недаром иностранцы периодически сравнивают Северную столицу России с Венецией или Амстердамом. Тот, кто исходил весь Питер вдоль и поперек, но ни разу не прокатился по его рекам и каналам, вряд ли может утверждать, что по-настоящему знаком с городом. С воды петербургские дворцы, соборы, театры, особняки и памятники выглядят еще великолепней. Тем более своими фасадами они смотрят на реки.
Вместе с профессиональным гидом мы проплываем под самыми знаменитыми мостами, полюбуемся великолепными набережными, живописными каналами и окунаемся в волшебную атмосферу Санкт-Петербурга, узнаем об истории каждого здания! Широкий выбор дневных экскурсионных программ, дополняют ночные прогулки под разводы мостов, романтические музыкальные круизы по Неве с выходом в море.
…Вот справа по борту на Мойке появляется Юсуповский дворец. Всего у Юсуповых в России было около 50 дворцов, не считая заграничных резиденций. В Санкт-Петербурге дворец известен всем благодаря событию, произошедшему в его стенах в ночь с 16 на 17 декабря 1916 года. Именно здесь, в полуподвальных апартаментах на жилой половине князя Феликса Юсупова, был убит Григорий Распутин.
Но не только этой мрачной историей примечателен дворец. Юсуповы были несметно богаты, и их петербургский дом дает нам представление, как жила одна из самых блистательных семей Российской империи.
В начале 20 века Юсуповский дворец являлся эталоном аристократических интерьеров. Каждый из его 28 залов был оформлен в разных стилях. Здесь можно увидеть и античность, и готику, и барокко, и мавританские мотивы, и ампир. Парадная лестница дворца выполнена из белого каррарского мрамора. Потолок парадного вестибюля обильно украшен лепниной в стиле необарокко.
Далее с левой стороны появляются почтовые кварталы Питера. Три основных объекта, которые формируют будущий почтовый квартал, — само здание Главпочтамта, бывший Дворец культуры работников связи и усадьба Ломоносова. Все они — объекты культурного наследия федерального значения. Здание Главного почтамта было построено в 1782–1789 годах по заказу князя А. А. Безбородко, фаворита Екатерины II. Проект в стиле классицизма разработал известный русский зодчий второй половины XVIII века Н. А. Львов.
В 1756 году участок между Ново-Исаакиевской (сегодня — Почтамтская ул.) и Большой Морской улицами получил М. В. Ломоносов. Для него и его семьи в стиле барокко был построен каменный двухэтажный дом с двумя флигелями. Здесь российский учёный прожил 8 лет.
После смерти Ломоносова дом по наследству перешёл его зятю А. А. Константинову. Позднее был куплен Н. А. Демидовым. В 1820 году фрейлина Екатерина Николаевна Раевская продала участок Почтовому ведомству.
Далее мы видим работы видных архитекторов 18–19 веков: Кваренги, Львова, Кавоса, а также дворец первого генерал-почт-директора и крупнейшего деятеля Екатерининской эпохи Александра Безбородко, особняк Сергея Ягужинского. И, конечно, проезжаем Никольский морской собор и Исаакиевский собор, о них я напишу отдельно. С правой стороны остается Музей печати, здание Петербургского художника.
Далее прогулка по Неве. В обычные дни река просто кишит маломерными судами, катерами, яхтами и теплоходами. Обгоняя друг друга, туристы приветливо машут своим собратьям руками. Но уже сегодня выход на большую воду, как пояснил гид, ограничен. Вечером будет проводиться генеральная репетиция «Алых парусов».
Экскурсии по рекам и каналам Санкт-Петербурга разнообразны. Местные причалы забиты судами до отказа — от огромных круизных теплоходов до малюсеньких катерков. Какой вариант выбрать — каждый турист решает самостоятельно с учетом личных предпочтений и бюджета. А потому питерцы любят и боготворят свой город. И как поет известный питерский бард Александр Розенбаум в песне «Налетела грусть»:
Хочу я жить среди каналов и мостов
И выходить с тобой, Нева, из берегов,
Хочу летать я белой чайкой по утрам
И не дышать над вашим чудом, Монферран*.
*Имя Огюста Монферрана хорошо известно каждому жителю Санкт-Петербурга, ведь именно стараниями этого французского архитектора были воздвигнуты Казанский и Исаакиевский соборы, ставшие символами северной столицы России.
Хочется вновь и вновь вернуться в это царство воды и великой архитектуры.
Продолжение следует…