Иногда впечатления от новых мест остаются не излитыми, они просто есть внутри тебя. Так и дивный городок Сатка, что я посетила в рамках Рыжего феста в сентябре 2023, свернулся внутри меня клубочком воспоминаний, потом прирастал стихами, начатыми тогда и законченными после. Но как выяснилось, не только знакомые молодые авторки, посещавшие Сатку в рамках литературных фестивалей, но другие мои обычные знакомые, практикующие внутренний туризм, пару раз туда ездили на машине. Тем более что от Башкирии до Сатки ближе, чем из Челябинска.
И окончательно сподвигнул меня писать эту статью глобальный человек и отличный взрослый поэт Мансур Вахитов. Он тоже бывал в Сатке и, услышав от меня про эту поездку, поднял глаза кверху (видимо, пытаясь разглядеть небо через три этажа перекрытий Центрального рынка) и произнёс: «Ты заметила, какое там небо. Над Садкой всегда голубое небо. Вот едешь по горам всё небо серое, а начинаешь в Сатку спускаться – голубое». И вот фраза Мансура «над Саткой всегда голубое небо» последнюю неделю крутится в моей голове.
Сатка в моей жизни началась с письма челябинской организаторки Алевтины (это я балуюсь феминитивами, немного и самой непривычно, но надо примерить к своему стилю текущий тренд) – она спрашивала, во сколько я планирую уезжать из Челябинска. А я ещё тогда обратный билет c Рыжего Феста не купила и могла – хоть когда уезжать. И меня пригласили поехать в заключительный день фестиваля 24 сентября в Сатку. Про предыдущие дни можно узнать, прочтя «Золотые встречи Рыжего феста» и «Сбросят ли Бродского с корабля современности?»
И вот раннее-прераннее утро фестивального воскресенья, я встала, собралась, вышла на крыльцо хостела. И ожидая Марину Владимировну Волкову, написала пару строчек про челябинский рассвет (сам стих «Челябинский эстамп» дописала позже, вернувшись в Уфу, и думаю, что приведу в конце статьи). Подъехала Марина на красной машине с калининградцами Борисом Бартфельдом и Николаем Вороновым.
И наш литературный десант покатил по челябинским дорогам. Дорога была хорошей во всех смыслах – и дорожное покрытие, и виды из окна, и попутчики, и разговоры. И тоже, зачин и образы будущего стихотворения «Дорога в Сатку по Уральским горам» возник из этих впечатлений.
Любовались красотой Уральских гор в золотом убранстве осени, проехали мимо указателя, что до Учалов 80 км. Поселение Сатка возникло на месте слияния рек – Большая и Малая Сатка. Позже, по мере роста промышленности, стало городом. Был и есть старый чугуноплавильный завод. И огромный горнодобывающий комплекс «Магнезит».
Въехали в Сатку под лекцию Марины Волковой о городе и местном предпринимателе Юрии Китове, начавшем этот художественный проект. Смотрели на расписные пятиэтажки на фоне серых отвалов магнезитового рудника – они выглядели сюрреалистично. Но потом привыкаешь. Инициативу предпринимателя продвинула женщина-депутат, выдвинула девиз «Сделать Сатку туристическим местом». Комбинат «Магнезит» поддержал красочные начинания и там начался беспрерывный «Том Сойер фест» с финансированием от комбината были покрашены частные дома местных жителей, и не только. В Сатке даже забор красный. Там проводились арт-резиденции – и приезжали художники со всего мира раскрашивать многоэтажки. Мы полюбовались берегом реки и видами, но нас настиг звонок от куратора основной группы писателей, приехавших на автобусе. И мы отправились сначала в музей «Магнезит» и столько всего узнали геологического и прикладного о добычи и использовании магнезита. Вот про все эти диабазы, гнейсы, кварцы и прочие кристаллы даже не буду пересказывать. Ибо геологического образования у меня нет.
Кратко сообщу, что магнезит – это огнеупорный материал, из которого много чего делают, в том числе и домны изнутри облицовывают. Но просто так в музей не попасть, надо заранее записываться. Все туры выходного дня расписаны по работе с музеем до марта 2024 года.
Музей шикарный. История открытия магнезита, история предприятия и то, что там делают и как это делают. Макеты, образцы. Кстати, производство изделий из магнезита полностью роботизировано. Само устройство музейного пространства очень креативное и может трансформироваться, помимо постоянной экспозиции, музейщики ещё отслеживают тренды и у них была выставка в боковом зальчике, посвященная нейросетям. Они взяли фотографии рудника и магнезитового производства – обработали их в разных жанрах живописи. Получилось впечатляюще – и основная тема музея продолжена и мировые тенденции раскрыты.
Потом нам выдали каски и жилеты и повезли на рудник. Магнезит добывают открытым способом – и мы увидели гигантский карьер. Нам сверху, со смотровой площадки БЕЛАЗ внизу карьера виднелся как ползущая букашечка. Детская писательница задала вопрос:
– Не сбегают ли дети на карьер?
– Ну, камушков набрать.
– А чего они тут не видели, они ж на нём выросли, с родителями вместе.
И да, так и есть, на КПП увидели детишек, кто-то из них висел у папки на шее, кто-то карабкался по бесконечно-серым отвалам.
Потом поехали на производственную линию смотреть, издалека со специальной, художественно-оформленной смотровой площадки. Там людей нет, только цветные люльки по подвесной дороге ездят, в закрытые цеха заезжают. Красиво ездят, опоры подвесной дороги тоже часть художественного проекта, и здания цехов тоже – все очень живописно покрашено. Эстетику промдизайна как эталонный образец можно использовать.
Вернули нас с экскурсии к зданию музея и управления, там стоит скульптура Родена «Мыслитель», видимо, он был полон мыслей о красоте, не иначе, и смог их протранслировать на весь город.
* * *
Сатка – кошечка рыбачит, дома расписные, лодочки цветные.
Сатка – полна мыслями о красоте. Ухоженные домики, розы и Роден.
В Сатке потрясающий музей. В Сатке потрясающий карьер.
В Сатке красные заборы. И оранжевые столбы. В Сатке полно любви.
Необычайный сад камней. Невероятный дворец.
И даже шиповник цветет в сентябре
По третьему разу сопротивляясь серому диабазу.
Сатка – цветной взрыв,
Точка бифуркации красоты!
Потом был обед, прогулочка небольшая до пространства «АртСатка».
Разлегшись на арт-объекте в АртСатке вдруг произнесла: «Чувствую себя как римлянка, ещё Катулла бы почитать». А Борис Бартфельд говорит:
– В переводе Амелина?
Я отвечаю:
– Как-то написала статью «Мистическая селедочница Максима Амелина».
А Борис написал посвященное Амелину стихотворение, где и Катулл упомянут. В честь совпадений немедля записала на видео стих в исполнении автора. Потом подарила пространству, где даже мэр может отдохнуть, свой сборник стихов «Мост через Галактику». Ещё одна моя книга обрела дом в АртСатка, надеюсь, обретет и читателей. Заехали попить кофе, перед кофейней столы с овощами-фруктами – Праздник урожая. Бартфельда угостили ломтиком дыни, потом у нас был разговор о выращивании бахчевых в Уральской зоне. На крыльце кофейни – вот такие вот зайцесобаки, выглядят как доберманы с заячьими ушами! Это древнеегипетский Анубис, выяснилось у баристы в оранжевом костюме. Даже в меню кругом древнеегипетские мотивы нарисованы. Очень креативные предприниматели в этом городке.
В Сатке очень красивые виды на горы, и ДК Магнезит снаружи великолепно с ними сочетается. А внутри он тоже прекрасен. Архитектор получил за него Госпремию в Советском Союзе. И меня поправили – это не Дом Культуры. А Дворец Культуры. И действительно Дворец. На встрече с литераторами было 65 человек. Библиотекари любезно подсчитали. Вот Магнезитовец (Корпоративное издание Группы Магнезит) опубликовал статью о «Рыжем фесте» – «Яркие дни оранжевой осени», где и я упоминаюсь.
На встрече я читала стихи про эльфийскую осень, про подростков, живущих с мечом в груди. И видимо романтичностью и красочностью образов зацепила молодую часть аудитории. Ко мне подошли юные, совсем подростки, учащиеся местного колледжа. Подарила после встречи свою книгу «горному» колледжу в Сатке. Очень славные студентки Стефания и Лейсян получили мои распечатки с автографом. А студент Илья Захаров (родом из Башкирии) во время встречи задал вопрос – как начинается, откуда берется стихотворение? И я не поленилась дойти до машины и подарить ему «Мост через Галактику».
Потом мы напоследок перед выездом из Сатки осматриваем «Сонькину лагуну» (местный вариант Диснейленда) – безумное творение Китова, прям эклектика зашкаливает, но ребятишки бродят в восторге по этим дворцам, где мотоциклисты и ковбои соседствуют с рыцарями и стоят образцы старинных пушек вперемешку с персонажами «Ну, погоди».
Подкрадывается вечер. Наш красный «ракетомобиль» с неутомимой Мариной Волковой за рулем устремляется обратно в Челябинск. Фотографируемся возле памятного знака на границе Азии и Европы по дороге из Сатки в Челябинск. В десять вечера прибываем в Челябинск. Меня высаживают на вокзале. Волкова напутствует:
– Обязательно посмотри витражи в зимнем саду на нашем вокзале. Они очень красивые.
И когда я нахожу эти витражи, то соглашаюсь с Мариной Владимировной.
– На Челябинском железнодорожном вокзале действительно очень красивые витражи! Если будете там – обратите внимание, это на втором этаже. Наконец в 00.26 я сажусь в поезд и падаю спать. Просыпаюсь в Тавтиманово. До Уфы остался час.
Приеду и дальше меня затянет повседневность. Стихи будут дописаны. Но Сатка упрямо будет о себе напоминать через случайные реплики и разговоры, и вынудит этим суммарным давлением вернуться к впечатлениям и записать их.
Челябинский эстамп
Закаты в Челябинске
в жанре "сухая кисть"
– голубое выцветает
Через белёсое в серый,
Мазнув по зданиям
Желтыми лучами последними.
Зато и рассветы ускорились
– розовый блёклый побыл с минуту
и ну растворяться просыпанной пудрой,
И вот уже цвета слоновой кости край
Над нежно пушисто серым – вот и вся за секунды
Мелькнувшая палитра утреннего неба.
Мы у себя в Башкирии к робости такой не привыкли
Утро рдеет шиповником и календулой на синем шёлке,
А вечера заливает сиренью с грейпфрутовым соком.
Для живописцев благословенный край.
А здесь для графиков сухим эстампиком,
Без разливанного моря цвета,
Только градацией света с несветом
Работает небо.
Определяет ли душу поэта географическая долгота?
Но живописность, наверное, определяет,
И я понимаю – откуда Уфа художников стала стаей...
24 сентября 2023 на Рыжем фесте, раннее утро сборов в Сатку
Дорога в Сатку по Уральским горам
Разговоры в машине о том и о сём,
Привычка мериться гигантизмом
Во всём.
Обсудили и разные Уральские горы.
Башкирские горы
Как стая весёлых
Дельфинов.
Хребет Уреньга
Как огромный кит
– от Челябы ты едешь
80 километров постепенно вверх,
А потом 30 километров вниз.
На обратном пути
У знака Европа/Азия
Остановись.
Проносится дорога,
В осенних листьях горные хребты,
Проходит жизнь
В заботах, даже красоты
Не замечаем,
Проходят впечатления,
И только стих
Мой
Сохранил живые дуновения,
Златые фестивальные мгновения.
24 сентября 2023 г., маршрут Челябинск – Сатка – Челябинск, Рыжий Фест