Все новости
ВЕРНИСАЖ
9 Февраля 2023, 14:00

«Северные широты»

В рамках арт-проекта «Северные широты», в Уфе, в выставочном зале «Ижад» проходит выставка, представляющая 88 произведений тольяттинских художников – живописца Игоря Панова и графика Алексея Зуева.

За четырнадцатилетнее существование проекта авторы совершили творческие поездки по Онежскому и Ладожскому озёрам Карелии, побывали в Заполярье – на Лофотенских островах в Норвегии и в Мурманской области, создали свои картины на Русском севере и на Терском берегу Белого моря, покорили вулканы Камчатки и побережье Тихого океана, исследовали остров Сахалин.

С 2020 года арт-проект поддерживает Тольяттинский государственный университет, а с 2021 года организовать экспедицию на Камчатку помогло Самарское отделение Всероссийской организации «Русское географическое общество», в котором состоят экспоненты.

Игорь Панов

Экспедиция на Камчатку – уже восьмое путешествие художников. За две недели команда Тольяттинского государственного университета вместе с художниками побывали в самых разных местах полуострова: на мысах Маячный и Вертикальный, на вулканах Вилючинский и Мутновский, в Мёртвом лесу у подножия вулкана Плоский Толбачик, на берегах реки Студёной, в бухте Вилючинская на Тихом океане. Поездки в живописные места занимали почти половину дня, на зарисовку дикой природы уходило два-три часа, а после такое же долгое путешествие назад. К тому же, работать приходилось в экстремальных условиях севера.

Итогом экспедиции стала выставка, экспозиция которой познакомит зрителя с завораживающей красотой Крайнего Севера, запечатлённой художниками в своих произведениях.

Первый раздел выставки представляет 48 живописных произведений профессора, директора института «Изобразительного и декоративно-прикладного искусства» Тольяттинского государственного университета, участника международных, всероссийских, межрегиональных выставочных проектов, более 300 выставок, в том числе 40 персональных Игоря Геннадьевича Панова.

Алексей Зуев

В насыщенной колористической гамме решены его миниатюрные этюды и монументальные композиции. Это северные пейзажи, с их чёткой уравновешенной композицией и насыщенным цветовым контрастом, представляющие величие и завораживающую красоту камчатских вулканов, серебристые туманы сахалинских портов, северное сияние Заполярья («Утро Лофотенских островов», «Камчатка. Спящий вулкан», «Сахалин. Туманное утро», «Северное сияние над Лофотенами»). В каждом из них звучит гимн великой природе Севера, его космической широте и глубине. Это подчёркнуто то яркими, пламенными вспышками заката на склонах гор, то насыщенной голубизной бездонного неба над заснеженными вершинами вулканов, а человек кажется маленькой песчинкой в этом суровом мире («Камчатская гавань», «Вечерняя Умба», «Вулкан на закате», «Бухта вечернего Рейна»).

Пленэрные этюды, написанные мастихином широким пастозным мазком, впечатляют своей убедительностью и фактурностью. Живописно переданы маленькие северные речушки и отражённые в них небольшие домики с заснеженными крышами, песчаные берега, деревянные баркасы и пёстрые корабли («В Нусфьорде», «В Териберке», «Затишье на Ладоге», «Сахалин. Порт в сумерках»).

Благодаря живописному дарованию Игоря Панова в его полотнах видно, как, в зависимости от погоды меняется цвет неба и гор на горизонте, морского берега и небольших поселений. Его красочная палитра, переливаясь жемчужно-серебристыми, оливково-бирюзовыми, фиолетово-лиловыми и изумрудно-зелёными цветовыми оттенками, создаёт живой образ природного мотива («Камчатка», «В Авачинской бухте», «Снегопад в Норвегии», «Бухта Хамнёй», «Поморский вечер», «Камчатка. Утренний порт», «Туманы Охотского моря», «Вечерний берег»).

Находясь в Териберке – в небольшом селе на берегу Кольского полуострова, художника покорили его достопримечательности, овеянные атмосферой таинственности и загадочности. С подробным описательским характером он изображает местный рыбзавод и старым портовым краном, электростанции, судоремонтные мастерские, каменистый пляж, валуны и водопад («Камчатка. Утренний порт», «Порт в Териберке», «Териберка. Старый причал»).

О жизни норвежских рыбаков, об их нелёгком труде в условиях сурового климата повествуют его жанровые композиции «В море за треской», «Северные думы», «Ловец морских ежей». В них разворачивается целая картина с вереницей горных массивов на горизонте, со старым прибрежным причалом и рабочими посёлками, рыболовецкими судами, остовами малых рыболовных траулеров, образующих так называемое «кладбище заброшенных кораблей».

В особом стиле и своеобразной манере решены 40 графических композиций директора Центра креативных индустрий Тольяттинского государственного университета, участника более 200 международных, всероссийских, межрегиональных и персональных выставок Алексея Владимировича Зуева.

В отличие от его коллеги – Игоря Панова, приверженца реалистической школы живописи, графическим листам Алексея Зуева присуще эмоциональное восприятие действительности, экспрессия рисунка и декоративность природного образа. Мягкая, бархатистая пастель, в которой работает автор, позволяет передать контрастные цветовые соотношения ярко-синего неба к освещённым солнцем белым и оранжевым скалам или тёплым фасадам бревенчатых домов и кирпичным часовенкам («На Лофотенских островах»). В своих листах художник передал своеобразную красоту старинной деревни Кимжа, с сотней огромных изб-дворов и улиц, спускающихся к ярко-красному берегу реки, с заросшими полями и десятками деревянных крестов («Кимжа», «На берегу северной реки»).

Работая в окрестных деревнях Заполярья, художник создаёт большое количество глубоких и философских по настроению вечерних пейзажей («В окрестностях Каргополя», «В окрестностях Хухоямяки», «Гора Аннариута. Ладога»).

При создании пейзажных композиций, график сосредотачивает внимание на конкретных деталях и эффектных природных явлениях: фактурном рисунке коры старого дерева, мощной конструкции морской техники в порту, серебристой ряби и зеркальном отражении судов на поверхности воды, солнечных бликов на камнях («Среди брусники и морошки», «Портовая жизнь», «Суда на рейде камчатского порта», «Северный берег»).

Алексея Зуева впечатляет фантастическое звёздное небо над загадочными вулканами и цепь горных вершин среди кучевых облаков («Сон великана», «Долина вулканов»). В монументальных композициях «Путь на север» и «Норвежский берег», выполненных тушью, автор развернул широкую панораму Скандинавского полуострова, с его характерным северным ландшафтом: горным массивом, кораблями на пристани, прибрежным поселением. Благодаря своеобразной авторской технике, эффектно передан падающий снег, практически заполнивший поверхность всего листа. В той же технике решены листы «Облака. Ладога» и «Камень. Ладога», в одной из которых, художник фиксирует внимание на мощные объёмы облаков, а под ними художника, стремящегося запечатлеть прекрасную природу в своём этюде.

Жанровая композиция «От века к веку», созданная в Карелии, носит исторический характер. В ней мастерски передана безмолвная атмосфера русского севера, воцарившаяся на небольшом пятачке покинутого острова. О следах былой жизни говорит большой бревенчатый дом – уникальный образец деревянного зодчества, с длинным резным укрытием над крыльцом, да громоздким крестом над крышей.

Волшебные вечера и звёздные ночи в Авачинской бухте – одной из чудес России, переданы в произведениях «Сумерки в Авачинской бухте», «Полуостров Камчатка», «Порт Петропавловск-Камчатский», «Экспедиция к вулканам». Лесистые холмы, завораживающие необыкновенной красотой вулканы, ритмика горных хребтов, пышная растительность, мастерски изображены в листах «Мыс Маячный на Камчатке», «Вулкан Острый Толбачик», «Вечер на Ладоге», «Карельский Иван-чай».

Наблюдательный художник успевает запечатлеть самые интересные явления в природе: океанские приливы и отливы, смена дня и ночи, времён года («Дыхание океана», «Мыс Вертикальный. Тихий океан», «На границе облаков», «Вилючинская бухта», «Летом на севере», «Мезенская зима»).

Художника интересует не только природа, но и жизнь людей этого сурового края, поэтому в его жанровых композициях, помимо пейзажного мотива, главное место также занимает деятельность человека («Порт. Снасти. Такелаж», «За Полярным кругом. Норвегия», «Вечер у вулкана Толбачик», «Мы пришли сегодня в порт», «Порт Петропавловск-Камчатский», «На мысе Зелёном»).

Об Игоре Панове и Алексее Зуеве можно говорить не только как о художниках, но и как об исследователях, первых открывателях и покорителях неизведанных земель. Для создания своих картин они преодолевали тысячи километров и границы четырёх стран, штормовые ветры на горных перевалах, гололёд и сильные снегопады.

Произведения И.Г. Панова хранятся в Башкирском государственном художественном музее им. М.В. Нестерова, в Тольяттинском художественном музее, Сергиевском историко-краеведческом музее, музее истории города Новокуйбышевска и художественном собрании города Вольфсбург, а также в частных коллекциях России, Германии, Америки, Канады, Китая, Югославии, Японии, Южной Кореи, Франции, Ирландии, Австралии, Новой Зеландии и др.

Произведения А.В. Зуева хранятся в Башкирском государственном художественном музее им. М.В. Нестерова, Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан, Национальном музее Чеченской Республики, Самарском областном художественном музее, Тольяттинском художественном музее, Сахалинском областном художественном музее, Альметьевской картинной галерее, а также в частных коллекциях России, Франции, США, Швейцарии, Великобритании, Германии, Польши, Болгарии, Словакии и др.

Выставка продлится до 19 февраля.

Фото Игоря Панова, Алексея Зуева и автора

Автор:Ольга ПОЛЕНОК
Читайте нас: