Поэт Айдар Хусаинов и школьники
Все новости
ВЕРНИСАЖ
28 Апреля , 14:00

«Они подарили нам мир»

Выставка, посвящённая 80-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов, открылась в выставочном зале «Ижад» Башкирского государственного художественного музея им. М. В. Нестерова

В выставочном зале «Ижад» Башкирского государственного художественного музея им. М. В. Нестерова проходит выставка, посвящённая 80-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов, представляющая творчество художников-фронтовиков – Г. В. Огородова (1907–1988), Г. Е. Харина (1924–2005), В. П. Пустарнакова (1924–2000) и Г. М. Круглова (1927–2018).

В экспозиции – 64 произведения, это живописные полотна и графические композиции не только военной тематики, но и мирного времени.

Открывает экспозицию живописное полотно «Снегири» (1982) Григория Ефимовича Харина, ставшая визитной карточкой выставки. Этих прекрасных красногрудых птиц – символов зимы художник начал изображать ещё с 1960-х годов. В разных вариациях они у него располагались на заснеженных ветвях рябины на фоне городского мотива – новостроек, жилых зданий, остановочных пунктов, пассажиров, ожидающих транспорт. В нашем варианте практически всё полотно занимают деревья с пышным белоснежным покрывалом, на которых как в гнёздах ютятся эти забавные птицы. О том, что это городской пейзаж, говорит высокая линия горизонта с высотными небоскрёбами. Светлый, сдержанный колорит, построенный на нежно-розовых и жемчужно-голубых цветовых нюансах, придаёт произведению радостное настроение. Один из вариантов известного полотна находится в собрании Нестеровского музея.

Экспозиция двух первых модулей представляет творчество Геннадия Васильевича Огородова. Эти произведения, созданные в 1930–1970-е годы, охватывают период окончания художником Башкирского театрально-художественного училища, конец Второй мировой войны и мирное послевоенное время. Среди них несколько автопортретов, позволяющих зрителю охарактеризовать образ педагога и наставника, прирождённого лидера и энергичного собеседника, сумевшего организовать учебный процесс в черниковской изостудии при Доме культуры имени Калинина, взрастившей не одно поколение художников. С большой любовью и теплотой написаны семейные портреты, близких и знакомых людей, а также его учеников («Портрет матери», «Портрет жены и сына», «Автопортрет с зеркалом», «Женщина с книгой», «Портрет девушки», «Портрет башкирки»). Виртуозным рисовальщиком выступает Огородов в графическом портрете своего сына Ярослава. Динамичный разворот фигуры к зрителю, приглушённость колорита благодаря бархатистости и мягкости пастели, пронзительный взгляд героя свидетельствуют о тонкой психологической трактовке образа.

Долгие годы, живя в Черниковке, обучая молодое поколение художников в своей творческой студии, Огородов всегда находил время для пленэрных прогулок по городским улицам, летним паркам и садам, среди берёзовых аллей, расцветшей весенней черёмухи и сирени, или вдали от городской суеты, на освещённой солнцем лесной поляне, у подножия серебристых рек («Черниковка», «Улица Победы», «Летний парк», «Берёзовая опушка», «В деревне», «Лесопилка», «Пейзаж с лодками», «Сплав леса. Караяр»).

Как продолжатель лучших традиций русского реализма, деликатный и мягкий по характеру Геннадий Васильевич, в своих пленэрных этюдах разных лет добивался простоты и лирической одухотворённости пейзажного мотива, а в монументальных живописных полотнах – панорамной открытости и колористической проникновенности («Берёзы», «Пейзаж», «В парке», «Июньский день», «Старое и новое»).

Следующие два модуля продолжают знакомить зрителя с творчеством художника-фронтовика, одного из учеников Г. В. Огородова – Григория Ефимовича Харина, победоносно завершившего свой фронтовой путь 9 мая 1945 года в Параде Победы на Красной площади в Москве. Изостудию Огородова он посещал до 1958 года, а затем стал обучаться станковой живописи у прекрасного художника, педагога и человека энциклопедических знаний Порфирия Марковича Лебедева. В 1970 году он заканчивает факультет изобразительного искусства Всесоюзного заочного народного университета культуры им. Н. К. Крупской (Москва), затем – вечерние курсы этики и эстетики.

С 1964 года Г. Е. Харин был активным участником республиканских, специальных, зональных и персональных выставок. Интересен тот факт, что в 1970-е годы его работы также участвовали в международных выставках современной советской живописи в Германской Демократической Республике (Галле) и в Японии (Нагоя, Саппоро).

Постоянно занимаясь самообразованием, Григорий Ефимович учился живописному видению у таких мастеров классического искусства, как Михаил Нестеров, Игорь Грабарь и Константин Коровин, среди башкирских художников, его пленяли работы Алексея Кузнецова и Бориса Домашникова. Под их влиянием Харин создал замечательные произведения, часть которых предоставил на выставку его сын Александр Григорьевич. Одно из них – «Башкирское раздолье» (1982), представляющее уральский пейзаж с многоплановой композицией. На переднем плане – молодая поросль берёз и елей, за берегом расстилается серебристое озеро с лесистыми островками и массивами синих гор. Тишина, спокойствие и умиротворение царит во всём пространстве полотна. Этого художник достигает посредством плавной, ритмичной композиции и живописной палитры, строящейся на жемчужно-розовой, изумрудно-охристой и светло-голубой цветовой гамме. В совершенно противоположном характере написан пейзаж «Река Туй» (1973). Строгая вертикальная композиция с чётко построенными пространственными планами и насыщенным контрастным колоритом окрашивают произведение в возвышенно-романтический образ природы. Напротив, в лирико-эпическом произведении «Пруд Упкан» (1970-е), благодаря импровизационной композиции, свободному импрессионистическому письму и открытости цвета автор достигает эмоциональной выразительности.

В уральских пейзажах 1950–1970-х годов живописным языком художник раскрывает поэтическую красоту своего родного края: прозрачность горных озёр, золотистое тепло подсолнухов, широту колхозных пастбищ, рассветное и закатное состояние природы, осеннее очарование и весеннее пробуждение («Озеро в горах», «Поле подсолнухов», «Колхозное стадо», «Апрель», «На закате», «Осенний лес», «Рябина в лесу», «Весна пришла», «Весна на реке Дёма», «Ледоход на реке Уфимка»).

Своеобразными документами советской эпохи стали его живописные работы «Осень в парке» (1953), «Урал» (1968), «На Максимовском озере» (1970), «Утро в Белорецке» (1972), «УМПО. Сдача норм ГТО» (1979). В них прослеживается линия как лирико-эпического, так и индустриального пейзажа.

Интересна коллекция работ художника-фронтовика, обладателя Орденов Отечественной войны I и II степени Владимира Павловича Пустарнакова. Незабываемые моменты во время боевых сражений запечатлел автор в живописном и графическом эскизах «Медсестра» и «Великая Отечественная» (обе – 1947). Среди графических работ, выполненных в акварели, гуаши и карандаше, есть миниатюрный эскиз «Жаркий день» (1952), вероятнее всего, ставший предтечей к будущему знаменитому монументальному, живописному полотну «Пастбище» (1967), ныне хранящемуся в собрании БГХМ им. М. В. Нестерова. В нём та же невероятная космическая красота: низкая линия горизонта с волнообразными холмами и нежным охристо-оливковым раздольным полем, а над ним – необъятное голубое небо с перистыми, слоистыми и кучевыми облаками.

Завершается экспозиция небольшим, но наполненным светоносной силой живописным пейзажем «Санаторий. Карагай» (1982) Григория Михайловича Круглова – прошедшего войну до Японии, освободителя Кореи и Маньчжурии. Жанровые и батальные произведения заслуженного художника БАССР и народного художника РБ также находятся в собрании Нестеровского музея.

Витринная экспозиция познакомит зрителя с архивом семьи художника Г. Е. Харина и его заслуженными наградами. Так, на любительских фотографиях 1956 года запечатлены супруги Г. В. Огородов и З. Я. Огородова, а также их сын – Ярослав и сын Хариных – Александр.

На нескольких фотографиях – члены народной студии изобразительного искусства при Доме культуры им. М. И. Калинина в Черниковке, которой руководил Геннадий Васильевич Огородов в 1949–1979 годы.

Среди печатной продукции разных лет – буклеты и журналы, а также каталог международной выставки «Современная советская живопись», проходившей в Японии в 1975 году.

Значительную лепту в формировании юбилейной выставки внесли коллекционер и общественный деятель, автор идеи проекта Юрий Сергеевич Малофеев и сын Г. А. Харина – Александр Григорьевич Харин, предоставившие работы художников-фронтовиков.

Выставка продлится по 1 июня 2025 года.

Авторы: Ольга ПОЛЕНОКФото: Ольга Поленок, Марат Сарманаев, Ольга Журавлёва
Читайте нас: