А морской десант готовился исходя из постулата: пока сапог солдата не вступит на чужую землю, победа не достигнута. Осуществляем переход в Средиземное море. Низкочастотные излучатели «беспокоят» неактивно, маршрут типовой для наших подводных лодок. Перед форсированием Гибралтарского пролива при уточнении места лодки на перископной глубине радиоразведчики приняли информацию, что на Чемпионате мира по футболу в Испании после первого тайма матча группового этапа СССР — Бразилия счет 1:0 в нашу пользу. Географически очень близко к нашему маршруту. Любители футбола и даже непричастные довольны и предвкушают победу нашей сборной над самими бразильцами — прямо душевный подъем. Решил всплыть на перископную глубину под видом ведения разведки на другой стороне пролива. После успешного форсирования Гибралтара отошли от маршрута, где сосредоточена масса судов, следующих к Суэцкому каналу и обратно, к мысу Трес-Форкас. Подвсплыли на перископную глубину по «легенде» для уточнения своего места и ведения разведки, а на самом деле — чтобы уточнить победный счет. Увы — наши футболисты проиграли 1:2. Не слишком радостное начало средиземноморской эпопеи. Но тут уж ничего не поделаешь, не все зависит от подводной лодки К-452.
Спустя много лет, когда решили с женой посмотреть на остров Тенерифе вживую, перелет был по маршруту Москва — Малага — Тенерифе. Рано утром вылетаем из аэропорта Малаги самолетом испанских авиалиний, маршрут пролегает непосредственно над Гибралтарским проливом. Прекрасная погода. Высота как раз такая, что пролив как на навигационной карте очень крупного масштаба. Чувство волнения, конечно, охватило. Когда был курсантом на морской практике, проходили на плавбазе со стороны океана в Средиземное море. Много раз туда и обратно — штурманом и еще два раза — командиром. Практически родные места. Хочется непременно высмотреть сверху подводную лодку, которая на большой скорости хода форсирует пролив, или хотя бы надводный российский корабль. Но, во-первых, трудно разобрать с высоты детали, а во-вторых, в те годы наши корабли очень редко ходили в эти районы.
А в 1982 году, как принято в периоды обострения военно-политического противостояния, Вооруженные силы Советского Союза и его союзники по Варшавскому договору развернули оперативно-стратегические учения.
Для инструктажа и уточнения боевых задач на предстоящие учения, а также для пополнения запасов продовольствия в связи с продлением продолжительности боевой службы штаб эскадры «поднял» К-452. Мы должны всплыть в надводное положение в назначенной точке и ошвартоваться к плавучей мастерской, на борту которого расположился штаб эскадры. На боевой службе в Средиземном море мне до этого никогда не приходилось всплывать в надводное положение. По северной привычке перед всплытием одеваемся тепло: непромокаемые брюки, канадка, сапоги 45 размера на двойные шерстяные носки.
А наверху-то — курорт. Яркое солнце и жара. На мостике потихонечку начинаем раздеваться, к моменту подхода к плавмастерской остались в сатиновых штанах с меткой «РБ», в тапочках подводника и кремовых рубашках с погонами. Прибыли с В. Н. Кленичевым в штаб эскадры, уточнили обстановку, получили боевую задачу. Организовано все быстро и четко. Начальник штаба эскадры предложил нам связаться со своими домашними по спутниковой связи. Для подводников это в диковинку. Позвонил домой — жена в растерянности: никогда такого не было. Звонок буквально из другого мира. Дома все нормально, в городке из семей членов экипажа никто не жаловался на жизнь. Будем считать, что у всех всё слава Богу.
В это время на верхнюю палубу опустили краном огромную сетку с продовольствием. Ее содержимое свободные от вахты члены экипажа спускают в лодку и распределяют на скорую руку. Володя Цыбуля с помощником командира капитан-лейтенантом Виктором Грибановым и начальником продовольственной службы плавучей мастерской оформляют документы. Командир БЧ-5 Н. И. Гонцарюк заговорщически обменивается с представителями электромеханической службы эскадры: с одной стороны — емкости с гидравликой и другими дефицитными техническими жидкостями, а также запасные части, с другой — спиртовой эквивалент. То есть нахождение у борта плавмастерской использовано командирами боевых частей и начальниками служб по максимуму — всплыли не зря. Пока находились у борта мастерской, вокруг в воздухе и на поверхности воды наблюдалось скопление «стервятников» — представителей разведки и наблюдения вероятного противника. В темное время суток отошли от плавмастерской и тут же погрузились, стремясь поскорее «раствориться» в глубине под прикрытием шумов многочисленных судов и транспортов.
Нам поставлена боевая задача — слежение за авианосной ударной группой, где флагманом является авианосец типа «Нимиц». Долго вести поиск не пришлось. По предварительным данным наведения обнаружили, визуально опознали главный объект и заняли позицию слежения. Подводники представляют этот непростой процесс — слежение за группой с атомным авианосцем и атомными крейсерами в составе охранения с парадным ходом более 30 узлов. Только разобрались в обстановке и начали слежение — акустики докладывают, что не наблюдают шума винтов авианосца в составе групповой цели. Пытаюсь, меняя позицию относительно центра ордера кораблей АУГ, для того чтобы предоставить возможность гидроакустикам все-таки постараться выявить главную цель. Периодически всплываем на перископную глубину — отряд боевых кораблей наблюдаю, а самого авианосца нет. Вместо него в центре ордера маячит огромный корабль снабжения. Оказалось, атомный авианосец застопорил ход и остался далеко позади.
Продолжение следует…