Боевая служба
Без потерь, пройдя все формальности, убываем на боевую службу. Как положено, перед выходом докладываю решение на выполнение поставленной задачи на поход начальнику штаба флотилии контр-адмиралу В. В. Мочалову. Выслушав доклад, он уточняет, как буду форсировать Гибралтарский пролив. Для штурмана это не вопрос. Спрашивает, какие основные навигационные опасности. Указываю.
Адмирал:
– А вот эта банка (банка – часть морского дня, на которой глубина моря значительно меньше окружающих глубин; иногда представляет опасность для судоходства), как она называется? Докладываю. А он:
– Не надо. Я же знаю, что вы между собой называете ее банка Мочалова. Командиром подводной лодки я на нее наскочил. Смотри, не повтори мою ошибку. Всё, спасибо. Удачи!
Старшим на борту с правами заместителя командира дивизии назначен капитан 1 ранга Владимир Николаевич Кленичев, командир одного из вторых экипажей. Раньше не приходилось выходить с ним в море. Это командир старшего поколения, взращенный нелегкой службой на дизельных подводных лодках Тихоокеанского флота. Всегда казался со стороны строгим, немного сухим в общении. Опытный моряк. Оказался великолепным рассказчиком, душевным человеком. Изредка рассказывал морские байки, поучительные и неизбитые. Интеллигентный, корректный и скромный. Считаю его одним из своих учителей. Нас сдружила именно боевая работа в море.
Вот один из поучительных моментов из его службы на дизельных подводных лодках Тихоокеанского флота.
Как всегда, на ночь глядя запланирован выход в море на торпедные стрельбы. Кленичев – старший помощник командира. Прибывает представитель флотской газеты, старший лейтенант. Задание редакции – подготовить статью о выполнении боевой задачи передовой подводной лодкой, выделив тех отличившихся, на кого укажет замполит. Куда поместить журналиста в условиях дизельной лодки? Кленичев решил предоставить ему свою каюту. Все равно при нахождении подводной лодки в море он там не бывает. Особенность каюты в том, что для того, чтобы вытянуться на узенькой койке, надо подтянуться на руках, ноги протянуть вдоль борта, а голова приходится как раз под огромным клапаном системы погружения. Старпом смущенно предлагает журналисту подушку с не очень стерильной наволочкой; тот заносчиво отказывается и вынимает из своего журналистского портфеля прорезиненную подушку. Точно приобрел у китайцев. Быстро ее надувает и устраивается на койке до выхода в море.
После полуночи старпом начинает приготовление к бою и походу. Все идет штатно. Завершается приготовление проверкой герметичности подводной лодки. Запущен компрессор на снижение атмосферного давления в отсеках. Давление в прочном корпусе снижается. Все отсеки без замечаний. Только во втором неожиданно слышится истошный нечеловеческий душераздирающий вой. Проверили весь отсек. Но в каюту старпома, конечно, никто не заглядывает – он в это время в центральном посту. Командир отсека в растерянности. Остановили компрессор. Вроде все нормально. Тишина. Продолжают проверку на герметичность – в отсеке опять страшный вой. Тут догадались заглянуть в каюту старпома. А там бедный журналист корчится, как в клетке, ноги вытянуты в узком пространстве вдоль борта, а голову при снижении атмосферного давления в отсеке надувная подушка припечатала к клапану.
Сняли вакуум. Вытащили бедолагу. Так он в ужасе, не попрощавшись, выскочил из подводной лодки со своей уникальной подушкой и был таков. Какой репортаж пропал! Хотя, может, и написал мобилизующую статью, заочно представив картину стремительных маневров при торпедных атаках и используя личные данные торпедистов, штурмана и командира, полученные по телефону у замполита. Но про старшего помощника командира, конечно, не упомянул.
Владимир Николаевич поведал этот случай из жизни и службы совершенно серьезно и без улыбки. Таких историй из своей практики он поведал нам много.
Продолжаем переход по плану. В районе Териберки при первой же постановке всплывающей буксируемой антенны почувствовали толчок и поняли, что остались без выпускаемого буксируемого антенного устройства «Параван». Привели без него кабель-трос в штатный режим, закрыли крышки ангара и до прибытия в базу забыли о нем.
Средиземное море
Военно-политическая обстановка в Восточном Средиземноморье весной и летом 1982 года была очень непростая. Произошел очередной всплеск арабо-израильских отношений – военное противостояние между Израилем и Ливаном, так называемая Ливанская война. Естественно, на стороне Израиля выступали США. Активная фаза боевых действий имела место, когда наша К-452 находилась в том районе в составе 5-й эскадры ВМФ. 6-й флот США был представлен тремя авианосными группами во главе с атомными авианосцами с соответствующим составом и боевым порядком. Кроме того, в районе действовали большой танко-десантный корабль, противолодочная авиация и другие силы ВМС стран НАТО. Учитывая недостаточную разрушительную силу своих крылатых ракет, ВМС США расконсервировали и использовали линкор типа «Айова» для нанесения более разрушительных ударов по городской инфраструктуре Бейрута. В ходе боевых действий им стало ясно, что одними крылатыми ракетами победить в таком противостоянии нереально. Началась планомерное разрушение Бейрута артиллерией главного калибра линкора, и готовилась высадка морского десанта. И сегодня опыт Специальной военной операции Вооруженных сил России наглядно демонстрирует, что артиллерия остается по-прежнему поистине «Богом войны».
Продолжение следует…