Получил приказ: К-452 в этом учебном году выделена для обеспечения противолодочной подготовки кораблей Оперативной эскадры Северного флота. Задача для меня новая. Для организации взаимодействия и уточнения всех тонкостей предстоящих учений прибываю в штаб эскадры.
Принимают по высшему разряду. Понятно: подводников уважают; так и должно быть. Не могу понять, в чем загвоздка. За обедом в шикарной кают-компании надводного корабля, особенно по сравнению с условиями даже наших подводных лодок второго поколения, очередной тостующий сказал много приятного и в заключение пожелал при уклонении от их противолодочных торпед в этом году иметь скорость хода не более 24 узлов. Тут до меня дошло, что в последние несколько лет корабли эскадры обеспечивала подводная лодка К-162 «Золотая рыбка» со скоростью хода более 44 узлов. Обнаружение ее у надводников получалось неплохо, поскольку К-162 имеет высокую шумность. А вот с условным поражением подводной лодки противолодочными торпедами никак не ладилось. Лодка, обнаружив торпеду, увеличивала скорость хода и легко уходила от нее; а если какая торпеда и догоняла, то ее буквально отбрасывало мощной кильватерной струей.
В ответном слове я успокоил друзей-надводников, что К-452 имеет максимальную скорость хода 26 узлов. Но что касается нашего уровня шумности – не обещаю спокойной жизни. Вряд ли им удастся обнаружить К-452 в пассивном режиме. Если сумеют, то у них в этом году есть прекрасная возможность повысить показатели огневого поражения условного противника. Довольные друг другом, разъехались. Однако из-за круговерти флотской действительности не пришлось участвовать в совместных учениях.
Завершающее мероприятие перед дальним походом – выполнение боевого упражнения: торпедная стрельба по подводной лодке в дуэльной ситуации. Выходим из Мотовского залива, назначенный полигон в «шаговой доступности». В это время навстречу из Кольского залива справа выплывает исполин (между собой мы их называли «забор Родины») – подводная лодка проекта 667БДРМ, которая на нашем фоне действительно глыба. Мы с боцманом, впечатленные объектом предстоящей торпедной атаки, переговариваемся на мостике:
– Леонид Евгеньевич, по этому монстру не промажем.
– Да, большая, товарищ командир.
Оказалось, не тут-то было. Подводная лодка проекта 667БДРМ действительно совершеннее, чем наша К-452.
Ну, что делать, врагов не выбирают – их назначает Боевая подготовка флота. Установили связь, уточнили маневр. Заняли позицию на дальних углах полигона, в котором предстоит дуэль. Пожелали удачи и погрузились каждый на «свою» глубину. Как ни странно, акустики не слышат цель, даже по наведению штурмана. Легкая паника. Обидно за акустиков своих. Тут боцман докладывает:
– Аппаратура ведущего кабеля сработала. Цель слева, сближается! Цель над нами. Цель по правому борту. Удаляется.
Тут на короткое время (какие-то пара минут) акустики обнаруживают цель и поддерживают контакт.
Хорошо, что галс тренировочный. На таких дистанциях не имеет смысла применять торпеды.
До меня медленно доходит, что цель-то малошумная. Более того, и глубина погружения у нас менее выгодная для поиска и обнаружения. Тут уж ничего не сделаешь – полигон, меры безопасности. Некомфортно стало. Я же уверен, что моя подводная лодка лучшая во всех аспектах.
Озадаченные, всплываем на перископную глубину для уточнения обстановки. А на поверхности обстановка «благоприятная» для нас: «почернело синее море». Пока мы выполняли тренировочный галс, случилось резкое ухудшение погоды, и волнение моря явно превышает допустимое для применения наших противолодочных торпед. Какое бы ни было мое разочарование, связанное со срывом графика подготовки к боевой службе, я остался доволен, что боевое упражнение не состоялось, не буду скрывать. Нам сегодня просто повезло.
Через сутки повторно вышли в тот же полигон, уже против подводной лодки I поколения 675-го проекта. Против «слабого» мы, конечно, молодцы. Акустики наблюдали за ней даже в надводном положении, а тем более в подводном. По просьбе «слабого» мы запустили помпу для увеличения уровня своей шумности. Боцман на АВК повторил ту же информацию. Но сегодня акустики – хозяева положения.
Но от первого дня у меня осталось неприятное воспоминание. До того момента знал и понимал, что есть малошумные подводные лодки. Успокаивал себя тем, что они ведь тоже начинены техникой и оборудованием – работают реактор, турбина и т. п. Но в этот раз почувствовал, как некомфортно, когда твоя подводная лодка уступает в дальности взаимного обнаружения. Полезный урок.
В период подготовки к боевой службе попутно выполняем не менее важные задачи в море. Обеспечиваем испытание гидроакустического комплекса тяжелого атомного ракетного крейсера «Киров» в условиях глубокого моря. Прибыли в Норвежское море, установили связь, получили схему маневрирования. При этом, как на свадьбу, сбежались английские, норвежские надводные корабли и самолеты. Скорее всего, и подводные лодки имеются. Однако они до поры соблюдают скрытность. Интересно им, стараются максимально снять информацию, тем более испытание головного советского атомного крейсера. А у нас на борту свои заботы, как иногда случается в море, совсем не вовремя. Обнаружили утечку гидравлики. Удалось своевременно удержать ситуацию, восполнили ее из автономной системы гидравлики. Командир БЧ-5 Н. И. Гонцарюк и командир дивизиона живучести В. Н. Дубовиков знают свое дело. Осталось только утвердить их предложение. Самый важный и даже страшный факт в этой ситуации: на борту крейсера находился и руководил испытаниями заместитель Главнокомандующего ВМФ. Срыв такого мероприятия был, мягко говоря, очень нежелателен.
Прибыв на базу, мы с механиком докладываем о происшествии каждый своему начальству. После докладов комдив и начальник электромеханической службы дивизии, словно сговорившись, мгновенно принимают одинаковое решение:
— Я этого не слышал. К утру доложите, что все по-штатному! Задача-то по обеспечению испытаний крейсера выполнена, кто пойдет докладывать о недочетах на обеспечивающей подводной лодке, когда замглавкома ВМФ доволен. Во всяком случае никого не наказали.
Другая интересная задача — обеспечение в условиях высоких широт испытаний технических средств и вооружения подводной лодки К-524 проекта 671 РТМ, командир — капитан 1 ранга Валентин Владимирович Протопопов (Впоследствии начальник одного из отделов Главного морского штаба, Герой Советского Союза). Очень интересная программа испытаний. У К-452, как обеспечивающей, порой самое простейшее маневрирование. Но у меня были свои интересы. Чтобы не быть статистами при совместном маневрировании, хотелось использовать уникальную возможность при взаимодействии с малошумной подводной лодкой и получить информацию, на каких курсовых углах и на какой дистанции мои акустики могут обнаружить малошумную К-524.
Прошу командира поделиться со мной информацией. В ходе маневрирования мы изредка обнаруживаем подводную лодку Протопопова. По плану испытаний К-524 периодически на разных дистанциях совершает маневр вокруг К-452, то есть имеет возможность снять мой «акустический портрет» своим более совершенным гидроакустическим комплексом. Для меня этот факт был бы лучшим подарком, важнее даже, чем иметь картину рук великих художников эпохи Возрождения. Несколько наших выходов в море прошли безрезультатно для меня, но вот наконец Валентин Владимирович торжественно вручил мне рулон ленты самописца гидроакустического комплекса длиной метра три. Я с волнением схватил и развернул его. Однако вскоре приуныл, так как на ленте, кроме отметок от гидроакустического комплекса К-524, никаких зацепок нет. Не отмечены даже время начала и конца записи. Разочаровал он меня безмерно. Видя, как я расстроился, Протопопов обещал, что при следующем совместном выходе в море обязательно меня обрадует более информативным материалом.
Но следующего раза не суждено было дождаться. Теперь думаю, что, может, ему было запрещено делиться информацией о результатах испытаний.
Продолжение следует…