«Мой путь, моя судьба...» Часть первая
Все новости
МЕМУАРЫ
1 Июля 2022, 17:00

Моё северное сияние – слияние любви и надежд. Часть первая

От составителя: Однажды я увидела среди тех, кто смотрят мои фильмы в Ютубе, очень знакомое имя “Аниса”. Так зовут мою единственную подругу детства “Энисэ-эхирэт”. Аниса Иншакова из города Белоярский Ханты-Мансийского автономного округа ставила лайки на фильмах и фотографиях о башкирской природе, о песнях... Понятно, она тоскует по родному Башкортостану.

Я увидела на сайте “Одноклассники” кадры о выступлениях фольклорного ансамбля “Хазина”, который собрал всех земляков из Башкортостана в городе Белоярский. Видела башкирскую юрту рядом с хантыйским чумом, участников в башкирских национальных костюмах рядом с северными народами. Мой муж Артур Шайхитдинович Сурин, как руководитель делегации из Башкортостана, два раза побывал в Ханты-Мансийске, рассказывал, как с радостью приветствовали их наши земляки, работающие и живущие в Заполярье.

Я написала сообщение Анисе Иншаковой, спросила, кто она, почему “лайкает” кадры с видами моей малой родины – Кугарчинского района Республики Башкортостан. Скоро я получила от неё объёмистое письмо в конверте. В нём – вырезки из газет, фотографии, книги. Когда всё внимательно прочла, стало очевидно, что она – человек искренний и сильный, она открыла для меня всю свою душу, доверяя мне свои дорогие воспоминания и заветные мечты...

Письма Анисы Иншаковой я делила на части и давала им названия, взяв на себя всю ответственность “Составителя”. Если честно, мне было нелегко сохранить её стиль рассказа. Она человек реалистического мышления, её фразы чёткие, краткие. Мне пришлось кое-где добавить союзные слова, чтобы получилось цельное повествование. В любом случае, все замечания я приму в свой адрес.

Сарвар Сурина, город Уфа, 2017-2018 гг.

 

Первое письмо

Из века в век люди искали счастье...

Естественное стремление человека к гармонии

и внутреннеё понимание этой гармонии

есть у каждого от рождения.

Светлана Пеунова, философ, врач

 

Прошлое – клад, сегодняшнее – подарок, будущее – чудо.

Восточный мудрец

 

Пишет Вам Аниса Иншакова

“Здравствуйте!

Посылаю Вам своё сочинение. Не знаю, дойдёт или нет. Если нет, не обижусь. Пишу плохо, правая рука после операции (попала в аварию) плохо работает. Надеюсь, после протезирования будет хорошо работать. Ручку держу с трудом, но боль вытерплю... Буду очень стараться, может быть, это – веление Аллаха, писать Вам.

Родилась я в селе Темясово Баймакского района Башкирской АССР. Моя мама, Кульшарипова Разия Шариповна – учительница, мой папа, Нигматуллин Миндеахмет Шаяхметович – инвалид Великой Отечественной войны, имел много наград. Детство вспоминается тепло. Отец очень любил лошадей, и мне привил трепетное доверие к этим красивым и умным животным. Все мальчики завидовали мне, когда я галопом мчалась по главным улицам нашего села верхом на вороном рысаке.

Я до сих пор помню тепло и уют моей родной семьи. Жили мы дружно. Наша семья была музыкальная. Мама играла на всех инструментах, отец – на курае, брат Урал – на аккордеоне. Помню, до сих перед глазами картина, такая милая и родная: вечер, я учу уроки. Мама берет мандолину, перебирает струнки, и все друг за другом присоединяются к ней – начинают играть: отец – на курае, сестра – на кубызе, а старшая сестра – запевала.

 

Мамины артисты

После того как мама вышла на пенсию, её попросили работать заведующей интернатом при средней школе. В интернате жили в учебное время дети из семи окрестных башкирских деревень, учащиеся с пятого по десятые классы. Их было от сорока до шестидесяти ребятишек 12-17 лет. От нечего делать местные, темясовские парни, обижали приезжих. И мама собрала их и интернатских и предложила открыть драмкружок.

Идея всем понравилась. Начались репетиции. Дома у нас по вечерам работала швейная машинка, шились камзолы, платья, калфаки. Девочки приходили – вышивали, мальчики из ластиков делали печати и ставили на билетах «20 коп», строгали, пилили – делали реквизит и декорации для пьес. Первый спектакль был «Зәңгәр шәл» – “Голубая шаль” (Мама говорила: “Пьесу эту написал репрессированный башкирский сесен-сказитель*. Его имя вычеркнули, приписали пьесу другому. Не пропадать же добру...”). Потом пошли спектакли “Ғәлиәбаныу” (“Галиябану”), “Еҙнәкәй” (“Зятек”) и другие. За вырученные деньги кружковцы купили музыкальные инструменты, инвентарь для интерната, шторы новые и т. д.

Помню, мама покупала книжки. Красивым почерком писала она благодарности родителям, перед каждым спектаклем читала политинформацию и дарила эти книжки. Вы бы видели, с какой гордостью родители получали эти подарки! Мама отмечала у детей не только хорошую учебу, но и поведение, хорошеё дежурство или какой-либо добрый поступок. Одну девочку наградили за то, что каждое утро она приносила воду из родника одинокой старушке.

 

Мечты сбываются, если...

С детства я мечтала быть врачом, но часто болела, сильно повредился мой слух, и я медкомиссию не прошла. Попросила другую девушку пройти медкомиссию за меня, и таким образом поступила в медучилище. Во время летних каникул я подрабатывала медсестрой в противотуберкулезном диспансере в селе Исянгулово. (Село названо по имени человека, главы рода, звучит по-башкирски: “Иҫәнғол ауылы”. Исянгулово – это центр Зианчуринского района Республики Башкортостан, 240 км от села Темясово (Баймакский район), зато от села Исянгулово остается всего десять километров до родины моей мамы, до села Максютово Кугарчинского района. Мама моя рано осиротела, заболела тифом, была брошена в яму, откуда могильщик достал её полуживую и отвез на дощатой арбе в детский дом. Мама больше не вернулась в родную деревню. А меня судьба направила именно в те края...)

Там я приобрела опыт за два года работы в летние месяцы, сдала на “отлично” госпрактику. Получив диплом фельдшера, начала работать медсестрой в селе Исянгулово. Вышла замуж. Но неожиданно умер первый сын, всё напоминало о нем, чтобы не сойти с ума, я работала на двух работах. Сутками дежурила то в терапевтическом, то в туберкулезном, то в инфекционных отделениях. Прошла специализацию в городе Уфе, закончила курсы массажистов. Работала в физкабинете, по ночам дежурила. Потом переехала в село Максютово, начала работать дежурной медсестрой в участковой больнице.

Там работали замечательные люди. Главный врач Ахмеров Раис Шайхисламович был требовательным, строгим. Мы иногда обижались на него. Но я ему благодарна за опыт. Участковый педиатр Минзаля Сагитовна меня многому научила. Коллектив был дружный, все друг другу помогали. Особенно старшая медсестра Александра Абдрахимова, ее все звали “тетя Шура”. Она, добрейшая душа, защищала нас, помогала мудрыми советами. Я отработала до декрета, родила сына, через год еще одного. Когда время пришло выйти на работу, мое место было занято женой главного агронома. Предложили специализацию рентгенолога-лаборанта. Работала на ставку в физкабинете, на полставки – рентген-лаборантом. Работала в ночное время медсестрой, когда у других было отпускное время. Во время ночных дежурств приходилось самостоятельно оказывать помощь. Врачей вызывали только в экстренных случаях. Всякое было. Там многому научилась: купировать боль, зашивать раны, предупреждать гипертонические кризисы, инфаркты и многое другое. Через год медсестра из физкабинета вышла из декрета, а ставку рентген-лаборанта сократили. После сокращения меня перевели в деревню Назаркино заведующей ФАП (фельдшерско-амбулаторный пункт).

Сокращение меня не очень расстроило. Рада была переезду. Так как муж начал сильно выпивать, рядом соседи активно продавали самогон. Надеялась я спасти свою семью. Очень надеялась, что отец моих детей оставит свой “зеленый змий”.

 

Назаркино – моя школа выживания

Деревня Назаркино (от башкирского названия – “Наҙар”) тянется вдоль правого берега реки Большой Ик. Был здесь “амбулаторий” – фельдшерский пункт, работали школа, магазин, зерноток... Купили мы дом в Назаркино. Помню первые дни работы. На прием никто не шел. Недолго думая, я собрала в сумку тонометр, медикаменты и пошла знакомиться по дворам. В селе жили много участников ВОВ и ветеранов тыла. Я все время восхищалась их трудолюбием, терпением. Любила общаться с ними. У каждого жителя была интересная, большая жизнь и искренняя, чистая душа. Работа фельдшера беспокойная, ответственность большая. Много было обязанностей у сельского фельдшера: первичный прием и осмотр больных, умение ставить верный диагноз, направление или сопровождение до больницы, лечебные манипуляции, проверка санитарной работы в сельском магазине, санобработки на полевом стане, на зерновом току, в школе, затем постоянные профилактические беседы среди населения – с домохозяйками, ветеранами, механизаторами, свинарками, чабанами овцеферм – за все отвечала фельдшер. Обучать молодых мамаш уходу за детьми, наблюдать беременных женщин, оказывать первую медпомощь, сопровождать тяжелых в больницу. Мы должны были еще продавать лекарства от центральной аптеки при участковой больнице. Летом нам также обязывали прополку сахарной свеклы – 1 гектар на медпункт! Слабо?

Бывало за сутки 5-6 вызовов. Дверь амбулатория всегда была открыта. Тяжело было зимой. Много было одиноких пенсионеров. Приходилось через сугробы к ним добираться, топить печку и лечить их. Потом начала им говорить, чтобы на окнах вывешивали красную тряпку, чтобы соседи увидели. Помню, иногда гриппом полдеревни болело, температурило, мне приходилось по два раза в день обходить всех с уколами. Очень много случаев было в работе – смешных и горьких. Тяжело было их хоронить, все проходило через мое сердце. Любила их, они тоже платили уважением. Писали в газету благодарности, заступались перед начальством. До сих пор вспоминаю с улыбкой, как тетя Мария Альтухова выступала. “...Ночью постучишься к ней, она на ходу одевает штаны и бежит на помощь...” Долго потом начальство со смехом вспоминало эти слова.

Вот так прошло время. Росли сыновья, родилась дочь. Хозяйство, огород, дом, работа. Подошли лихие 90-е годы...

 

Письма, статьи, фотографии из семейного архива Анисы Миндеахметовны Иншаковой

Продолжение следует…

 _____

* Хабибулла Абделькадирович Габитов (1886-1939) – известный поэт, языковед и ученый-фольклорист, драматург, основатель печати и образования в Башкортостане, один из организаторов башкирского национального движения, член первого Башкирского правительства – Башкирского Центрального Шуро, жертва репрессий.

Автор:Аниса ИНШАКОВА
Читайте нас: