Уходит бегом и вприпрыжку 2023 год. И пора, естественно, подвести итог – свой книжный итог. Какие книги прочитал за этот напряжённый год. Некоторые потрясли, иные вызвали “болотную” скуку, а что-то закинул в разряд “сумасшедших”. Да, почитывал и такие. В крепкой «Dесяточке» отображу, обрисую чернильными красками не обязательно лучшие и увлекательные с финальным хэппи-энд книги, а просто какие удалось форсировать. Разумеется, их в разы больше, чем десять штук, как и в другие годы. Книги запомнились где-то на подсознательном уровне, прочитаны от корки до корки. И вынесу свой объективный вердикт. Дам оценку по пятибалльной системе, как в школе. В общем, на старт, внимание, марш!
Со сказки для взрослых и начался год. Да, сказка… русская народная небылица, растянутая на пятьсот страниц, с предупреждающим рейтингом 18+. Якобы есть два мира… Нет, фигушки! Не буду рассказывать сюжет, лучше взять да прочитать оное произведение. Здесь своеобразное переплетение жанров. В основе привычная для нас выдуманная история, а то и страшилка из детства, что убедительно смешана с реальностью Руси. Дохристианское фэнтези. Плюс, сверкает и полыхает бойкий, чуть хулиганистый язык автора. Писатель уже обращался к древнерусской тематике – стоит вспомнить его сценарий к фильму «Викинг». Читается «Финист…» довольно легко, слова весом пушинки, просто-таки летаешь, как на ковре-самолёте.
Оценка: 5
Ну, всё понятно! Опять обожаемый «серебряный век» и автобиографии (и биографии) участников тех “литературных ристалищ” начала двадцатого века. Книга протрясающего художника-графика, рисовавшего графические портреты литераторов того времени. Что сказать о самой книге? Немного разочаровала и не разочаровала одновременно. Он пишет о своих друзьях-писателях и поэтах, с кем довелось пересечься на перекрёстке жизни. Но пишет Анненков местами языком литературоведения, как, скажем, и Лидия Гинзбург, но его философско-литературные измышления относительно творчества того или иного деятеля немного в дилетантском звучат диапазоне. Но опять же, не на каждой странице. Книга изобилует байками (это читатель очень любит), историческими фактами, о себе – минимум. Возможно, при повторном чтении меня «Дневник моих встреч» больше увлечёт. Но пока… не очень.
Оценка: 4 –
Намешано тут всякого… добра. Вроде биография, но урывками. И хождения мыслей вдоль дороги, да по Питерской. И философский трактат о творчестве Сергея Довлатова. Прямо филология какая-то! И в этом чувствуется изумительная прелесть книги. Порой кажется, что руку свою приложил и Довлатов – сквозит знакомая ирония. Вложено автором и несколько пазлов постмодернизма. Разумеется, всем поклонникам творчества Сергея Довлатова рекомендую прочесть книгу. А другие… иные, пожалуй, ничегошеньки не поймут.
Оценка: 5
Этот год у меня, в целом, насыщен отечественной современной прозой. Будто прорвало. И виной тому наш автор-критик с рецензиями на книжные новинки – Михаил Гундарин, статьи которого всегда любопытно и познавательно штудировать время от времени. Итак, «Библиотекарь». Скажу сразу, что параллельно книге вышел и одноимённый сериал. Его тоже глянул – для сравнения. И… пфух! Швах! И бабах! В книге милого уходящего соцреализма бытует натуральный фашизм-толкинизм. ШЫдевр сдобрен баталиями на мечах, железных палках, ножах: ну да, надвигаются лихие 90-е годы. Трэш унифицированный. Да, основная идея-фикс – это книжки малоизвестного советского автора, которые чтеца наделяют нечеловеческой силой, терпением и прочее (Привет, Marvel!). Единственно что, когда персонажи зализывают свои раны, идёт как бы подзагрузка ностальгии: как же здорово (и не здорово) жилось в Soviet Union. Нет, читать такое никак нельзя – никому! В топку, однозначно!
Оценка: 2
Взялся за самого любимого писателя; как всегда не зря. Книжка сия не новая, но она, по сути, не потеряла актуальности. Фолиант насыщен терминами компьютерных айтишников, программистов, ибо сюжет вертится вокруг их мироздания. Подкат истории варьируется явно на поле Виктора Пелевина, во всяком случае, очень и очень близко. И растёт огромным лопухом, чертополохом и трын-травой мистика. Накрутил автор довольно профессионально, будто всю жизнь курочил компьютеры и писал код в ассемблере. И кажется не он это… никак не похоже. И всё-таки Алексей Иванов, его перо тут нацарапало «абракадабру» и наслало чуму. Опять не классицизм и где историческая мифология? И не дурно, совсем не дурно!
Оценка: 5
Давно руки чесались… тянулись взяться за известную книжонку Прилепина. Весьма увесистая, многостраничная. И от этого политизированного автора, так сказать, “нежданчик”. Совершенно не в его стиле, манере. События в книге происходят на Соловках в конце двадцатых годов. Двойник книги «Архипелаг ГУЛАГ»… почти. Попытка переиграть Солженицына, Шаламова, Достоевского и где-то ему это удалось… почти. Кровищи хватает, предательства, терпения и главное – любви. Вот в любовную направленность романа верится с трудом: не могёт такого быть, заврался писатель. Но чем глубже тонешь в роман, листая с космической скоростью страницы, то приходит осознание и облегчение – ведь в жизни всякое бывает. Пожалуй, наилучшая книга Захара Прилепина и вряд ли что-то подобное он ещё напишет.
Оценка: 5+
В ход пошла “тяжёлая артиллерия”. Про подобные произведения забывать нельзя. Здесь мы наблюдаем книгу в книге, отчего процесс чтения усложняется. Гарри Галлер (степной волк), Гермина, социальный внутренний кризис, суицидальные срезы, блуждания по городу. Одна реальность заменяется другой, в конце романа вторгается и третья реальность, говорящая о том, что лучше лишится разума. Разум, как компонент несвободы пожизненно прочерчивает нам свои “красные линии”, а значит – долой разум. Читать – не читать? Вам решать, уважаемые читатели, ибо не прост орешек и не тривиален Герман Гессе.
Оценка: 4
Захотелось чего-то лёгкого воздушного, с доброй долей юмора. Да, серебряный век, век двадцатый шутников наплодил приличное количество. Между прочим, происхождение псевдонима писательницы немного необычное. Она взяла его с местного дурачка, якобы дураки всегда приносят удачу, они счастливые. На сей счёт у нее и рассказ имеется «Псевдоним». Единственно что, убрала одну букву от реально существующего человека. И слава не заставила себя ждать. Рассказы любопытны, смешливы, почти по-чеховски.
Оценка: 4+
И вновь современная проза. Не обошлось без Михаила Гундарина, его рецензии. С первой страницы увлекает, пожирает читателя. Трогают текстовые усложнения в произведении… модерн-камнепад. Сюжет строится на идеи двух «близнецов» – синхронизации сердец. И лишь сердец. Один – интеллигент до мозга костей, другой – заблудшая душа полуинтеллигента. И что из сего вытекает?.. Лучше прочесть книгу. Казалось, что сердца двух людей (в медицине) бьющиеся в одном ритме – чистая выдумка автора, а нет. Порылся в Интернете и, действительно, существует даже целая наука, изучающая это направление. И якобы при синхронизации может наступить улучшение состояния пациентов. Но Ксения Букша выстраивает своё видение на тему «двух сердех-синхроников». Депрессия, со всех углов проглядывается маргинальная нотка и тоска, кричащая, что не всё будет хорошо.
Оценка: 4 или 5 –
В книгу также вошли «Прощание с Матёрой», «Деньги для Марии». Про Валентина Распутина, его потрясающие произведения и говорить-то нет смысла. Неубиваемая временем советская классика! После прочтения ещё посмотрел старый фильм «Прощание» 1981 года Ларисы Шепитько и Элема Климова. В голове потяжелело, хотелось напиться… чаю горячего, да возле затопленной осиновыми поленьями печки.
Оценка: 5+