Так как я большой поклонник всяческих монографий и биографий, то, разумеется, никак не могу пройти мимо подобной литературы. И топовая 10-ка сама просится лечь, заблестеть на белом полотне монитора. Кучу книг-биографий перелопатил я на протяжении всей своей жизни, и само собой большая её часть просто не уместится в десятку. Для сего потребуется скорее топовая сотня, или золотые 500, но тут присутствует риск увязнуть на долгие и долгие дни, собирая эту коллекцию. Так что будем как-нибудь втискивать в крохотную 10-ку. Итак, биографии и монографии, мемуары – лучшие, так сказать, произведения! Читать и не моргать!
В первую очередь, приходят на ум мемуары Анны Григорьевны Сниткиной-Достоевской. Помимо многообразных книг-биографий о Достоевском, в частности из серии ЖЗЛ, «Воспоминания» стоят на более высокой планке… на горе, несмотря на то, что писательским выдающимся талантом жена писателя не обладала. Но именно в её «Воспоминаниях» отображается вся высокодуховная мученическая душа писателя. Нигде так размашисто и верно не раскрыт характер Ф.М. Достоевского. Описано в книге множество случаев, произошедших в их семье: где-то забавные, где-то просто милые, или, как сказали бы сейчас – няшные. К прочему, и все их переживания, горести, склоки, муки раскаяния, удачи и радости. И главное, как мы знаем, Анна Григорьевна Достоевская всё-таки была не просто супругой писателя, а его настоящим ангелом-хранителем, а это большая редкость в писательской среде.
Как же давно это было, аж страшно вспомнить. Читал, глотал порциями буквы и с преогромнейшим удовольствием, лет десять назад «Алмазный мой венец», но, правда, в электронном формате, с планшета. И дико жаль, что сейчас никак не найти книгу Катаева в бумаге в книжных магазинах. Вот нет её и всё тут! Книга невероятно легендарная в кругах почитателей начала двадцатого века – Серебряного века, где обрисовано всё то безумие, что происходило в культуре. Валентин Катаев как-никак являлся свидетелем грандиозного «литературного ренессанса». Он гулял по кабакам с Есениным, выступал с Маяковским, дружил с Борисом Пастернаком и Юрием Олешей. Писатель дожил до глубоких седин, а в 1974–77 годах вдруг создал любопытный шедевр-уникум «Алмазный мой венец», где как на лихом коне несётся его молодость, и брызжет огнём бытие его творческих друзей. И да, реальные имена заменены вымышленными, что придаёт ещё большую гуттаперчевость и очарование этому произведению.
Фактически случилось это в детстве, когда мне попалась в руки книга Башкирского книжного издательства. И толстенная причём. Тогда и в мыслях не копошились догадки, якобы известнейший художник-живописец способен увлекательно писать. И действительно, может! Меня, салагу тогдашнего, завлекла не на шутку книга. Долгая и богатая впечатлениями и наблюдениями жизнь художника М.В. Нестерова, проходящая перед читателем его "Давних дней". Биографический труд является обширной галереей литературных портретов того времени. Тут и представители нескольких поколений русских художников, таких как Перов, Чистяков, Крамской, Суриков, Левитан, братья Коровины. И деятели русской художественной культуры Третьяков, Мамонтов, Дягилев. И актрисы Заньковецкая, Стрепетова. Писатели Лев Толстой и Максим Горький.
И, конечно, опять же в книжных магазинчиках невозможно найти «Давние дни». Её нет, исчезла будто в недрах прошлого.
Роман не окончен. Последний, кстати, роман Юрия Тынянова. В этой же серии и «Кюхля», и его не получается при всём старании отделить от романа «Пушкин»; всё-таки лицейский приятель Александра Пушкина – он самый Вильгельм Кюхельбекер по прозвищу Кюхля. Да и приходилось читать сразу два романа в одной книге, посему для меня два романа как одно единое целое – одно мироздание. Говорить и рассказывать что-то о самой книге – нет смысла, её нужно просто читать и получать удовольствие… хрустеть страницами. Особенно умиляют лицейские годы молодого поэта. И, кажется, имеется у нас какой-то отечественный фильм, и будто снят по произведению Юрия Тынянова.
И вновь чудо-книга издательства «Азбука» о поэтах и писателях того далёкого и близкого Серебряного века. И здесь живут главные герои воспоминаний – Георгий Иванов (её муж), Осип Мандельштам, Зинаида Гиппиус, Анна Ахматова, Андрей Белый и многие другие именитые творцы пера и слова. В прозрачной елейной дымке поэзии (а то и прозы) льётся, шебуршит ручей прошлого времени, что-то когда-то происходило. Мимо этой толстенной книги в принципе невозможно пройти. О себе Одоевцева мало рассказывает, о семье тоже жалкие крохи. Да и зачем? Перед нею такие столпы Серебряного века, и тут умолчать что-либо о них до невероятия трудновато. Читать и без гвоздей!
Да! О Стиве Джобсе, основателе Apple. Никогда не являлся я фанатом «яблочной» продукции и не понимал ажиотажа вокруг айфонов, их планшетов и прочее. В первую очередь терпеть не могу Apple из-за закрытости системы как таковой; в превалирующем неком высокомерии, будто они пупы земли. Но данную книгу – о основателе мегакорпорации – читать было весьма познавательно. О его заскоках и перфекционизме. И если бы не неординарность Стива Джобса, то кто знает? – прожила бы Apple до наших дней. Книгу рекомендую почитать всем, кто любит повозиться с компьютерными всякими проблемками и железками, в первую очередь. Ну, и фанатикам Apple.
Стилистически (я бы сказал, цирковая) книжка довольно лёгкая, читается в один присест. И поначалу даже хотел прервать чтение, якобы незачем пачкаться проходными вещицами. Тем белее Юрий Никулин далеко не писатель. Но что-то остановило. Какая-то заминка возникла. Продолжил… листать. Неожиданно засосало в водоворот событий. Всё-таки судьба у Юрия Никулина чрезвычайно богата на сюрпризы… я бы сказал даже – на приколы. Поначалу война на ленинградском фронте. Потом попытки поступить в театральное училище. Хотя зачем всё рассказывать? – читать нужно! Здесь всё: и закулисные войны клоунов в цирке, его стремительный взлёт в кино, наличествуют в обязательном порядке клоунские и актёрские байки. И анекдоты вставлены, не имеющие никакого отношения к самой истории жизни Юрия Никулина. А он, как общеизвестно, обожал анекдоты, он ими жил.
Самое что ни на есть художественное произведение. Не совсем получается биография, но я сделаю одно исключение. Рассказ, история о том, как у нас в стране появился первый антибиотик. Свой отечественный пенициллин. И прототипом главной героини здесь выступает Зинаида Ермольева, известный микробиолог, создавшая первые антибактериальные препараты. Книгу Вениамин Каверин писал целых десять лет. Журнальная публикация первой части подверглась в те годы жесточайшей критике… шёл 1948 год. Слишком реалистично! – шипели советские партийные критики. Более того, писатель не побоялся вставить в своём произведении сталинские репрессии, желая упомянуть их хоть немного. Хватает в книге и медицинских терминов, и вдоволь личных переживаний героини. Увлекательно, познавательно!
Про Есенина тоже немало прочитано мною книг. И в советско-пропагандистской манере ЖЗЛка и что-то из нового. К примеру, у Аллы Марченко. Но прилепинский вариант мне больше пришёлся по душе. Более информативная, объёмная книга. Некоторые истории мною увидены впервые, некоторые казусы потрясли. Захар Прилепин прощупал, как хирург, практически все болевые точки о поэте. Ответил чуть ли не на все вопросы… насколько возможно ответить. Читайте, богатейте мыслями!
Как говорит нам заголовок, что это единственная на свете авторизованная биография. Ну, ладно – поверим на слово! Хотя книг про «битлов» в принципе предостаточно. Кажется, недавно вышла ещё одна книга про легендарную ливерпульскую четвёрку. А эта, Хантера Дэвиса, опубликована в 1968 году, и её переиздают до сих пор, без каких-либо существенных изменений. Она своего рода первоисточник. В книге имеются потрясающие вкладыши с фотографиями, где они там такие живые… будто сейчас выскочат со страниц. А истинные битломаны-поклонники уж давно, наверное, до дыр её дочитали и до сих пор перечитывают.