Все новости
ВОЯЖ
23 Февраля 2023, 16:00

Альгамбра маврских эмиров. Часть четвертая

*  *  *

Полностью переключимся на Дворец Комарес.

Согласны? Я так и знал!

Перед дворцом – полный восторг.

Замираем и восхищаемся.

Миртовый дворик/Patio de los Arrayanes в форме прямоугольника с мраморным водоёмом посредине с открытыми портиками, с полукруглыми резными арками по северной и южной сторонам. Поначалу вместо «южной» написал «юной», ведь тут, и правда, всё кажется юным и свежим. Но… исправил.

На стенах, помимо прочих красот и лепоты, есть арабские записи с восхвалением эмира. В том числе стихи поэта ибн Замрака/Зумрука, или, если поименовать его полностью, Абу Абдуаллаха Мухаммеда ибн Юсуфа ибн Мухаммеда ибн Ахмада ибн Мухаммеда ибн Юсуфа ас-Сурайхи. Длинно, зато торжественно и величественно. Не каждый стихотворец имеет столь длинное имя. Сразу чувствуется, что человек был очень серьёзный и как поэт талантливый, а то и гениальный: только по-настоящему гениальные творцы способны беззастенчиво восхвалять своих кумиров-начальников.

Стихотворец этот жил в XIV веке и был не просто поэтом, а государственным деятелем Гранады. Происхождением он не вышел, был рода незнатного, но своим учителем как человек способный был представлен ко двору Насридов.

Теперь о кумире-начальнике ибн Замрака. Жил да был такой эмир Абу Абдаллах Мухаммед V, который однажды был свергнут с престола своим сводным братом Исмаилом II и которому пришлось бежать в Марокко. Именно туда, за море, в Африку, ибн Замрак сопровождал своего государя-неудачника.

Но свергнут Мухаммед V был не окончательно и не бесповоротно. Ему удалось вернуться к власти благодаря христианскому королю Педро Жестокому, который заманил… нет, не самого Исмаила, а его преемника в Севилью, где обманутый был убит. В общем, интриги и «тайны [гранадского] двора»* вперемежку с католическим испанским. Мадридского тогда ещё не существовало.

Когда Мухаммед V вернул себе престол, то в благодарность назначил своего спутника ибн Замрака личным секретарем и придворным поэтом (так и хочется, памятуя старый советский кинофильм «Белое солнце пустыни», написать: назначил любимой женой – се ля ви, такова аллюзия, чёрт бы её побрал).

Однако не столь прост был этот поэт. По сути он оказался неблагодарным убийцей, до поры до времени скрывавшим истинную сущность своей гнилой души. Когда его бывший учитель, способствовавший блестящей карьере виршеплёта, попал в опалу и потерял должность эмирского визиря, то именно ибн Замрак занял его пост, а в тюрьму к смещённому благодетелю без тени колебаний/смущений и без зазрения совести направил убийц.

Хотите узнать дальше… про бумеранг? Пожалуйста. Наследник Мухаммеда V Юсуф II заключает ибн Замрака в тюрьму на пару лет. Потом поэта всё-таки выпустили, но спокойно умереть ему не дали. Следующий эмир, сын Юсуфа II Мухаммед VII, приказал поэта ликвидировать: дескать, концы в воду, нет человека – нет проблемы. И в 1393 году Замрака убили в тот самый момент, когда он дома читал Коран (то ли убийцы застали его за чтением Священной книги, то ли поэт бросился её читать в надежде, что за чтением Корана убивать его не станут, то ли в последние секунды/минуты жизни хотел повторить один из подзабытых аятов – полагаю, что мечтал попасть к гуриям).

Как вам повесть? Думаете, нет повести печальнее на свете?

Однако это ещё что! Более интересны те анналы/скрижали истории, на которых эмиры, родственники друг друга, свергали один другого с трона. Но это долгая и совсем другая история и рассказывать её всю я не буду. Лишь иногда – отрывками.

…На пути к Миртовому дворику можно обернуться и даже развернуться.

…По двум своим длинным сторонам дворик обсажен/облагорожен подстриженной изгородью из мирта (отсюда и название). Вдоль длинных боков, как нам сказали, находились также входы в «дамские комнаты», но не в том понимании «дамских», в котором все сейчас подумали, поэтому я взял сочетание в кавычки. Короче, речь о помещениях, в которых жили женщины.

Великолепны портики. На их концах – красивые изузоренные ниши. Во времена оны там стояли вазы с цветами и светильники, дарившие эмирам и их окружению свет, извлекаемый из горючего масла.

…Света в конце туннеля светильники маврским монархам не подарили – эмиров из Гранады в конце пути (и в конце концов) изгнали.

…Вот снимки Миртового дворика. Ну, что ж поделаешь, если они плохие или совсем никакие. Думаете, ещё хуже, чем плохие? Вовсе безобразные? Охотно (или нехотя) соглашусь. Зато сделаны руками отечественного производителя, вернее, отечественных производителей (жену снимал я, она снимала меня, а Таня Долгопятова, или Ольга Михайловна засняли нас вдвоём – хорошо, когда в совокупности восемь рук).

Десятки, а то и сотни великолепных снимков Миртового дворика можно запросто найти во Всемирной паутине – Яндекс или Гугл всем в помощь. Если кому-то захочется это сделать и он/она это сделает/посмотрит, то свой долг перед Родиной и прогрессивной общественностью я буду считать выполненным (тут должен быть смайлик с доброй улыбкой, но и без смайлика давайте все вместе поулыбаемся и будем жить дружно).

В общем, мраморный бассейн/водоём в Миртовом дворике, арабески на стенах дворца, Золотая комната, Зал лодки/Sala de la Barca, Зал послов/Salón de Embajadores, бани Комарес/Baños de Comares (или просто Хаммам) – всё это во дворце Комарес я видел, всем восхищался, что-то даже трогал руками, но не всё осталось у меня на фотоплёнке/на снимках.

Изумительной красоты арки и колонны – они и сейчас в памяти, как огненные вспышки. Лучи/свет из далёкого прошлого. Всё такое изящное, утончённое и величественное одновременно. Помню поясняющие слова экскурсовода что-то типа таких: мол, представляете, когда сюда входили посольства испанских королей, какое впечатление на них всё это производило; у христианского мира в то время не было подобного великолепия, более аскетичная архитектура, а тут – вон оно как! Дескать, сложно такое увидеть и при этом удержаться, чтобы не захотеть заиметь подобную красоту себе; дескать, подспудное желание «поиметь» – тоже одна из причин Реконкисты. И правда, всё вокруг сказочно, однако лично у меня даже мысли не возникло заиметь эту лепоту в личную собственность (или хотя бы просто в пользование). За всем этим роскошеством надо ухаживать, содержать его.

Я добрый: пусть все желающие из любых стран, городов и весей ходят, смотрят, наслаждаются (улыбающийся смайлик). Мировая прогрессивная общественность, надеюсь, мою доброту и благородство не забудет. Или хотя бы потомки этой общественности оценят.

 

*  *  *

Дворец Львов/Palacio de los Leones начинается с дворика Львов (он же – Львиный дворик). Вернее, так: сей дворик находится в центре Дворца львов.

Дворец и дворик неплохо запомнились, хотя сколько лет с тех пор минуло! Как целая жизнь, да и не одна!

Арочные аллеи по периметру. Как и в Миртовом дворике.

Колонны арок сдвоенные (на моих снимках ниже это хорошо видно).

Остроконечные крыши портиков и «домиков», обрамляющих дворик, черепичные.

Фонтан, окружённый двенадцатью скульптурами царя зверей (Фонтан Львов/Fuente de los Leones) находится примерно посредине двора. Я сказал: примерно. Правда, я бы не сказал, что эти мраморные зверушки похожи на львов. А если и сказал бы, то с большой натяжкой и зажмурив при этом глаза. Если до взгляда на них не получить пояснений о том, кто это, то львов вполне можно принять и за милых барашков. Особенно если смотреть на них не вблизи.

На спинах у львов – мраморная чаша фонтана. Раз львов двенадцать, то и оседлавшая их чаша тоже из двенадцати граней – всё эпично и логично.

Гид сказала, что в архитектуре дворца чувствуется и даже невооружённым глазом видно «влияние христианской культуры». Мой глаз как раз не был вооружён ничем, даже очками (которых, я, кстати, не ношу), но я такого влияния не заметил. Что взять с дилетанта!

Построен дворец (и, соответственно, дворик) в период правления Мухаммеда V – того самого, которому занять трон эмира помог христианский король Кастилии Педро Жестокий: они вроде как «дружили», потому, видимо, и «христианское влияние» во дворце Львов кем-то чувствуется. Дружба-то у них, конечно, была дружбой (пусть и очень специфическая в соответствии с требованиями/условиями своего времени), а государства – всё равно были врозь, как табачок у русских в XIX веке. Вспоминаем/не забываем при этом, как и чем конкретно Педро помог Мухаммеду: XIV век – «ужасный век, ужасные сердца».

И, кстати, о тайнах! Или псевдотаковых.

Кто-то когда-то придумал версию, которая бытовала ещё в момент нашего с супругой посещения Альгамбры/дворца Львов. Якобы эти мраморные цари зверей были сделаны намного раньше постройки самого дворца. Будто бы их сваяли ещё в XI веке, и якобы первоначально они стояли во дворе дома визиря Гранады Шмуэля ха-Нагида (который, помимо прочего, был поэтом, полководцем и… иудеем, галахистом/знатоком еврейского права, лидером испанского еврейства). То бишь версия заключалась в том, что двенадцать львов – это двенадцать колен Израилевых, как, к примеру, пятнадцать республик СССР уже в наше время, но в прошлом веке, были не просто республиками, а пятнадцатью сёстрами (тут все вместе поулыбаемся).

Но стоило нам из Испании уехать и прожить несколько лет в иллюзиях (и, откровенно говоря, успеть даже напрочь забыть о Шмуэле ха-Нагиде), как вдруг выяснилось, что фонтан появился на свет/изготовлен ровно тогда же, когда строился дворец Львов как часть дворца Насридов, то бишь в XIV столетии.

Как это выяснилось?

Во-первых, на чаше оказались стихи «того самого» неблагодарного стихоплёта ибн Замрака, чьи вирши есть и в Миртовом дворике. Во-вторых (это важнее!), и чаша, и львы сотворены из того же материала, что и дворец Львов (видимо, проводился химический анализ).

Открытие это было сделано при реставрации фонтана уже в XXI веке (из чего можно сделать «глубокомысленный» вывод, что мы с благоверной осматривали нереставрированный артефакт).

 

О сколько нам открытий чудных

Готовят просвещенья дух,

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг,

И случай, бог изобретатель.

 

…Вот конкретно эти строки, конечно, не ибн Замраковы. И без моей подсказки все вспомнят, чьи они.

 

_______

* «Изабелла, или Тайны Мадридского двора»/«Isabella, Spaniens verjagte Königin oder Die Geheimnisse des Hofes von Madrid» – исторический и авантюрный роман немецкого писателя Георга Борна, вышедший в 1870. Благодаря этому роману в русском языке появился аналогичный фразеологизм.

Продолжение следует…

Предыдущие части
Автор:Владимир БУЕВ
Читайте нас в