* * *
…Со средневековой цитадели/с башен Альгамбры виден и город, и горы. Смутно помню, но, кажется, экскурсовод рассказывала: там, в пещерах, много веков назад то ли скрывались от гонений, то ли просто жили/обитали местные цыгане. А то ли и не цыгане вовсе, но кто-то от кого-то укрывался. А может, я смешал этот рассказ-сюжет с одним из других, услышанных совсем в другом месте и во время другой поездки (сколько их было за почти тридцать прошедших лет!). Но помнится почему-то именно про Альгамбру. То ли это, то ли другое, то ли было, то ли нет. Сразу аллюзия: то ли он [ложечку] украл, то ли у него, но осадочек-то остался.
Помните «Неоконченную повесть» Алексея Апухтина?
«…Граф послал за Горичем, который сказал, что в настоящую минуту места нет, но что этого Буйского он будет иметь в виду.
– Ну, а это место, которое вы прежде занимали... секретаря важных дел... оно ещё свободно? – спросила графиня.
– Граф велел уже назначить на это место чиновника канцелярии, Сергеева...
– Какого это Сергеева? – воскликнула графиня. – Уж не того ли, который в прошлом году был замешан в это грязное дело? Он украл какую-то шубу, или что-то в этом роде...
– Вы ошибаетесь, графиня; Сергеев ничего не украл, а напротив того: у него украли шубу.
– Ну, это совершенно все равно, он ли украл или у него украли... Главное то, что он был замешан в гадком деле, une affaire de vol [дело о краже], а потому очень странно назначать его на такое видное место...»
…Вид с крепостных стен Алькасабы. Супруга и я собственной персоной. Жена смотрит на меня, а я почему-то не на неё, не на горы и не в будущее, а куда-то вбок (или налево… хотя вроде направо).
* * *
Дворца из эпохи исламской культуры, подобного дворцу Насридов/Nasrid Palaces, в Европе больше нет. В арабских странах и/или в Иране что-то подобное может (и даже наверняка) имеется, хотя то мне неведомо, могу лишь фантазировать, ибо пока не были ни в Иране, ни в арабских странах, а вот в Европе – точно нема.
Дворец состоит из трёх «дворцовых компонентов». Можно даже сказать так: большой дворец – это совокупность трёх «малых» дворцов (прямо как, к примеру, Мальборкский замок в Польше состоит из трёх составляющих его замков: Высокого, Среднего и Нижнего, разделённых меж собой несколькими ныне сухими рвами и башнями).
Итак, отставив в сторону аллюзии, все и всяческие «лирические отступления», начну сначала: дворец Насридов состоит из трёх дворцов: Мешуара, Комарес и Львов. Или же так: три этих малых дворца составляют один большой дворец Насридов.
Выбирайте, кому какая формулировка больше нравится. На вкус и цвет товарища нет (впрочем, затасканная массовым сознанием фраза не совсем верна, ведь в реальной жизни на вкус и цвет хоть один товарищ да найдётся; а иногда таких товарищей уйма – не отобьёшься).
…Итак, «итак». Во дворце Мешуара эмиры давали аудиенции собственным подданным и вершили правосудие. Дворец Комарес считался официальной резиденцией маврских государей. А дворец Львов – частными покоями эмиров: исламские монархи там соизволяли отдыхать.
Самое чудесное-расчудесное, что есть во дворце/во дворцах – это арабески (орнамент, «состоящий из геометрических фигур, причудливого переплетения линий, завитков, растительных побегов, стилизованных цветов»). На стенах заковыристая лепнина, мозаика и керамическая глазуированная плитка; на полах – плитка и мозаика; потолки резные. Мукарны – с замысловатыми геометрическими узорами (из толковых словарей: «мукарны, мукарнасы – характерный элемент традиционной арабской и персидской архитектуры; разновидность складчатого свода из замкнутых перегороженных складок в виде ромбических гранёных впадин – гексагонов, пирамидальных углублений, похожих на восковые пчелиные соты или на сталактиты; ячейка – элемент свода называется собственно мукарной или сотой; эти ячейки образуют декоративные выступы призматической формы, которые нависают друг над другом…»). Вот, готовя этот текст, я заодно тоже узнал, что такое мукарны.
Везде арабская вязь, видимо, славящая Аллаха.
Впрочем, не «видимо», а несомненно и стопудово славящая: славься, славься, маврский царь… Аллахом данный маврам царь-государь… Впрочем, не царь, а эмир… да будет бессмертен твой эмирский род, им благоденствует маврский народ!
Род бессмертным не оказался, а народу пришлось уехать или ассимилироваться. Се ля ви. «К сожалению» или «к счастью» – не мне судить.
* * *
Снимок, что ниже, опять не мой (второй из «не моих» фото в моих текстах про Альгамбру). Это зал Мешуара/Sala del Mexuar с четырьмя колоннами и изузоренным деревянным потолком. Снимок я выудил из недр интернета для иллюстрации, ибо в моём фотоархиве изображения этого зала… не то, чтобы не оказалось… нет, оно есть… тогда не то, чтобы зал заснят в чересчур безобразном качестве (хотя и это тоже). Правильней будет сказать, что там вообще помещение не просматривается. Очень невнятный снимок.
…Вот из интернета.
А вот на снимке с моим «ликом», сделанном на фотоаппарат супругой, сложно определить, где это. Но, поверьте мне на слово, это именно зал Мешуара. Впрочем, нет… приглядевшись и сравнив два фото, верхнее и нижнее, можно сделать самостоятельный вывод, что да, это одно и то же место: колонна, керамика с характерным рисунком на стене, «балкончик»).
…О функциональном назначении зала при маврах я писал раньше. После их изгнания из Гранады это просторное по меркам Альгамбры помещение стало выполнять роль христианской капеллы.
* * *
Ниже снимки двора Мешуара/Patio del Mexuar (он же – двор так называемой Золотой комнаты/Patio del Cuarto Dorado и самой Золотой комнаты/Cuarto dorado (она находится уже внутри дворца Комарес – сообщающиеся сосуды).
Золотой комната была названа из-за резного позолоченного деревянного потолка в стиле мудехар. Стиль этот, кстати, был создан «как мусульманскими, так и христианскими мастерами». Сложился от взаимовлияния и переплетения культур. Название стиля довольно условно, ибо сам «стиль», как утверждают специалисты (или «специалисты») эклектичен. В нём переплелись элементы маврского и готического (а потом и) ренессансного искусства.
При арабах комната была приёмной (нечто типа ресепшен). При испанцах её живописно разрисовали и позолотили. На втором этаже летом жила сама королева Изабелла Португальская, супруга Карла V, короля Испании и Германии (или же так называемого короля римлян), а затем и императора Священной Римской империи германской нации/Sacrum Imperium Romanum Nationis Germanicae. Просто хотел упомянуть, где жила королева, а в итоге расписал титулы её мужика. Так сказать, рефлексия экспромтом.
Золотая комната была построена при эмире Мухаммеде V. У входа в неё – трёхарочный портик с мраморными капителями XII или XIII века. Одна небольшая арка внутри комнаты соединяет её с Мешуаром, а другая арка – с помещением, где красуются уже не арабские реалии, а готические росписи, герб и эмблемы католических королей.
Готовя текст, я почему-то думал, что снимок ниже – именно из комнаты с готическими росписями. Ан нет! Этот снимок я сделал в Зале королей/Sala de los Reyes, но покажу его и тут. На всякий пожарный (улыбнёмся!).
* * *
Вот мы в Молельне/Oratorio. Это небольшое помещение, примыкающее к залу Мешуар и как бы являющееся его частью. Но, может, и без «как бы», просто частью дворца Мешуар. Отсюда из окон открывается великолепный вид на Альбайсин, арабский квартал/район Гранады. Даже на моём плохом снимке в окна видны постройки, от белого вида которых весь свет становится белым. И кажется, что жизнь сложилась.
(«Лирическое отступление». Как-то в фейсбуке я просматривал снимки из путешествий своей знакомой Ирины Стародубровской – она, как и я, обожает путешествия – и что-то у меня «ёкнуло в груди».
– Это случайно не арабский район Гранады? – спросил я.
Но Ирина быстро вправила мне мозги:
– Нет. Там же белое всё. Это я за пределы Барселоны выезжала. Где-то в её окрестностях.
Действительно в Альбайсине всё, кроме крыш, белым-бело, а на её снимке было то ли желто, то ли оранжево, то ли красным-красно, а местами – серо.
А что и почему у меня «ёкнуло», сам не понял. Оставалось утешиться тем, что Барселона – тоже Испания, хоть и её Север. Что мавры там тоже побывали, что около века в Барселоне похозяйничали и следы своего пребывания тоже оставили).
…Итак, Молельня в Мешуаре. Её стены – в цитатах из Корана и в прославлениях Мухаммеда V (при котором молельня была построена – не забыл себя впихнуть в историю начальствующий мужик).
В восточной части молельни – ниша, нечто типа арки, но без выхода. Типа тупик. Это так называемый михраб, указывающий на Мекку (направление в сторону Каабы, что находится в Заповедной мечети в Священном для мусульман городе).
Внутри михраба по идее должна была висеть горящая лампа, которая символизирует свет, согласно изречению Пророка: «Аллах – Свет небес и земли. Его свет в душе верующего подобен нише, в которой находится светильник» (Коран, Сура 24. Свет, 35-й аят).
Нишу-михраб помню хорошо. Однако в памяти не осталось, присутствовало ли в момент нашего с женой посещения молельни в михрабе что-то подобное лампе-светильнику. Уверен только, что во времена эмиров таковая наверняка висела.
Прочитал в источниках (а может, и гид об этом также рассказывала), что в конце XVI столетия тут по какой-то причине произошёл взрыв – молельню восстановили только в первой половине XX века. Долго ждала своего часа. Зато нынче туристов и верующих – толпы. Иногда не протолкнуться.
* * *
Ниже – опять виды на исторический Альбайсин. Определяется/идентифицируется квартал/район, как я уже писал, по ослепительно-белому цвету домов.
А то, что наших с супругой лиц на снимках не видно – ну, что ж, таковы были возможности старых фотоаппаратов и цветных плёнок (и такова незавидная судьба старых бумажных фото). Главное в другом – видна перспектива за нашими спинами (а если и не видна, то её можно дофантазировать или просто поверить мне на слово). Перспектива эта, разумеется, блестящая: жить да жить бы на свете… да, наверно, нельзя (моментальная аллюзия к стихотворным строкам Евгения Евтушенко).
От дворца/дворцов Альгамбры Альбайсин отделяет ущелье Рио-Дарро. С моих/наших с женой снимков этого ущелья не видно – оно по курсу ниже. Ровно так же, как не видно и наших с благоверной физиономий (зато контуры чёрных пятен на втором снимке можно выдавать за высокую художественность – ведь был же чёрный квадрат Малевича!)
«Совпадение? Не думаю!» (с)
…Поулыбаемся вместе. Жить да жить бы на свете!
Продолжение следует…