Все новости
ВОЯЖ
21 Февраля 2023, 15:00

Альгамбра маврских эмиров. Часть вторая

В моём фотоальбоме снимок, что ниже, первый среди… чуть не написал среди равных… Ну, пусть будет первым среди равных, мне без разницы, хотя на самом деле он просто первый среди прочих снимков на территории Альгамбры.

Возможно, через арку, что видна на фото за моей спиной, мы с женой входили… чуть не написал в рай… входили внутрь замково-дворцового архитектурного ансамбля. Хотя вполне мог бы написать, что и про рай – был бы не далёк от истины (улыбнёмся вместе). Про рай ещё вспомню.

Про то, что вошли в комплекс через эту арку – то ли гипотеза, то ли инсинуация. Пока не вспомнится нечто иное или кто-то не докажет мне обратное, пусть эта версия, «отлившись в граните», побудет правдой. Или истиной (не в последней инстанции).

…Долго искал (вспомнить точно не получилось бы, хоть всю память истерзал бы), что же это за арка. Но – ура! – ищите да обрящете! Дорогу осилит идущий! После долгих мытарств и мучений отыскал! Всемирная паутина – как Бог в помощь!

Это так называемые Винные (красные) ворота/Puerta del Vino. Почему такое название? Тут будто бы прежде продавалось вино, не облагаемое со стороны государства налогами/податями (версия первая). Или же это искажённое название арабского «Bib al-hamra'»/Красные ворота, ненароком после искажения ставшее «Bib al-jamra»/Винные ворота (версия вторая). Поэтому то ли Красные, то ли Винные – один чёрт… в одном флаконе. Главное то, что это именно ворота и через них, как через игольное ушко, можно войти в рай.

Вообще Puerta del Vino – одно из самых старинных строений, сохранившихся поныне. Видимо, поэтому нам эти ворота тоже показывали одними из первых (возводить их стали в конце XIII или первом десятилетии XIV века, а оформляли восточный фасад уже в следующие десятилетия – аж во второй половине XIV века).

Ворота соединяют площадь Водоёмов с Верхней Альгамброй (она же – Медина).

И, кстати, срочно вспоминаем композитора Дебюсси, если кто знает такого. Он именно эти ворота не обошёл своим музыкальным вниманием.

 

*  *  *

А вот это место самостоятельно идентифицировать мне так и не удалось. И, видимо, уже не получится, увы мне!

*  *  *

Крепость Алькасаба/Alcazaba находится на западной стороне Альгамбры. Про «запад-восток» – это я уже много позже всякого-разного начитывал, просвещался и разбирался. Однако в моменты, когда мы с благоверной осматривали средневековые красоты, ни мне, ни ей никакого дела не было до того, на западной, восточной, южной или северной стороне расположены эти башни/цитадель XIII века.

Башен в крепости много. Я точно даже не знаю, сколько. Сначала я почему-то думал, что почти десяток (если быть точнее, то девять). Мне показалось, что перечислить/поименовать их не сложно (хотя всё равно никто не запомнит): Кубическая башня/Torre del Cubo; Сторожевая/Дозорная башня/Torre de la Vela; башня Оммажа/Torre del Homenaje; башня Идальго/Torre de los Hidalgos; Сломанная башня/Torre Quebrada; башня Щитоносца/Torre del Adarguero; Пороховая башня/Torre de la Pólvora; Оружейная башня/Torre de las Armas; башня Султанши/Torre de la Sultana. Однако!

Однако потом узнал, что не девять башен в Альгамбре – гораздо больше! Сколько точно, так и не понял, ибо часть была разрушена (нарочито взорвана) наполеоновскими войсками. Уничтоженные башни в литературе тоже часто описываются, но непонятно, все ли они были потом восстановлены (как новодел) или их часть так и осталась в вечности (существуя нынче как миф или легенда о прошлом).

…Со Сторожевой/Дозорной башни в самом конце XV века победители-христиане объявили об окончании Реконкисты: исламское государство мавров на Пиренеях прекратило в тот момент своё существование, хотя арабов-мусульман оставалось здесь ещё великое множество.

*  *  *

Раз пошла такая пьянка, режь последний огурец (впрочем, не последний, но это я слегка забегаю вперёд, спойлер: дескать, держите меня семеро). В общем, раз заговорили о башнях и чтобы, как говорится, два раза не вставать, опережу события и покажу башню Пик/Torre de los Picos. Согласно академическому справочнику, информация из которого перекочевала в Википедию, эта башня:

«…защищала Окраинные ворота (Puerta del Arrabal), дававшие проход в Хенералифе, и Железные ворота (Puerta de Hierro), ведущие к бастиону, который вместе с этими воротами был построен после христианского завоевания по приказу графа де Тендильи. Конец XIII – начало XIV вв. Обязана своим названием, по разным версиям, то ли кронштейнам на уровне верхнего этажа, с которых якобы можно было обозревать наружную стену башни и территорию перед ней, то ли остроконечным зубцам. Состоит из трех этажей; отличается от других башен готическим стилем…»

Жену вместе с башней я снимал со стороны садов Хенералифе. Потому и говорю/пишу, что забежал вперёд – от Алькасабы мы к тому моменту уже ушли. Существенная ремарка: главная на снимке всё-таки супруга, а не каменное творение рук человеческих за её спиной.

*  *  *

И опять забегу вперёд. Вновь огурец последний? И опять его режем? И снова чтобы не вставать два раза?

В том месте, что на снимке ниже, мы оказались ближе к концу экскурсии по замково-дворцово-парковому комплексу. Эти две башни тоже расположены не в Алькасабе, а на стороне садов Хенералифе. Но поскольку продолжаю свою речь о башнях как таковых, то и сей кадр подверстаю сюда. Разложу всё по полочкам: мягкое – к мягкому, тёплое – к тёплому!

Одну из этих башен мне удалось идентифицировать как башню Пленницы/Torre de la Cautiva, а вторую – как башню Принцесс. Я мог ошибиться, но пока кто-то не укажет мне на ошибку (которая хуже, чем преступление), буду считать это правдой, «отлитой в граните». Пусть и не истиной в последней инстанции.

Башня Пленницы – тоже одна из самых старинных. Возведена в конце XIII века, а в следующем столетии её уже перестраивали. В XVI веке она называлась и башней Воровки/Torre de la Ladrona, и башней Султанши/Torre de la Sultana. Помните такое: «Георгий Иванович, он же Гога, он же Гоша, он же Юрий, он же Гора, он же Жора»? В общем, когда наступил XIX век, ей дали нынешнее имя (так с ним теперь и ходит, вернее, стоит на месте, как столб… или как вкопанная). Почему назвали именно так? В то время распространение получила версия, что внутри башни в заточении томилась некая «Исабель де Солис, позже принявшая ислам, получившая имя Зорайя и ставшая любимой женой эмира Мулей Хасана, отца Боаблиля» (сам эмир Боаблиль, кстати, знаменит, пожалуй, только тем, что стал последним монархом Гранады).

Башня Принцесс/Torre de las Infantas построена в XV столетии (не самая старая; так сказать, поновее башни Пленницы). В XVI веке постройка носила имя Руис-и-Кинтарнайя/Torre de Ruiz y Quintarnaya «по имени её жильца/обитателя». Так пишут в великом множестве источников, но что это был за «жилец/обитатель» башни, нигде не разъясняется. Наверняка тоже не из простых крестьян или горожан (тут улыбнёмся).

То ли в XVII, то ли в XIX веке башню стали связывать с легендами о неких «барышнях» Заиде, Зораиде и Зорагаиде. Эти легенды услышал и пересказал, приукрасив своим хоть и американским, но романтическим талантом, Вашингтон Ирвинг в «Сказках Альгамбры»/«Tales of the Alhambra» (одно из повествований называется «Легендой о Трёх прекрасных принцессах»/«Legend of the Three Beautiful Princesses»).

Легенда у Ирвинга начинается так: «Царствовал когда-то в Гранаде мавританский султан по имени Мохамед; к этому имени подданные добавили прозвище “Эль Хайгари”, то есть “Левша”. Одни утверждают, что нарекли его так из-за того, что он и впрямь владел левой рукою лучше, чем правой, другие – потому, что был он якобы склонен приниматься за всё не с того конца или, иными словами, губил всякое дело, в которое вмешивался…»

Заманил я тех, кто не читал Ирвинга, найти этот текст в интернете и его прочесть? Нет? А если так?

«Потребовав для себя девушку в качестве царской доли в добыче, Мохамед отослал её в Альгамбру и поместил в свой гарем… По истечении положенного срока султан сделался гордым и счастливым отцом трёх прелестных девочек, родившихся вместе; он предпочел бы, конечно, чтобы то были не дочери, а сыновья, но утешился тем, что три дочери сразу вовсе не плохо для человека в его годах и к тому же левши…»

«…Принцесс звали: Саида, Сораида, Сорааида [в русском переводе, который я читал, они названы именно так – В.Б.], и таков же был порядок их старшинства, ибо между рождением каждой из них протекло ровно по три минуты.

Саида, старшая, обладала бесстрашной душой и во всём вела за собою сестёр, подобно тому как это случилось при их появлении на свет. Она была любопытна, любознательна и полна стремления доискиваться сути вещей.

Сораида испытывала неодолимое влечение к красоте и, конечно, поэтому обожала смотреться в зеркало или в воды фонтана, страстно любила цветы, драгоценности и другие прелестные вещи.

Что касается Сорааиды, самой младшей из них, то она была тихой и робкой, в высшей степени чувствительной и преисполненной нежности, как это явствует хотя бы из того, что у неё было множество любимых цветов, любимых птиц и любимых животных, которых она окружала ласкою и заботами…»

Ну, как? Теперь я соблазнил/сподвиг на чтение тех, кто эти сказки/легенды не читал? Опять нет? Эх, ну, что ж! На нет и суда нет. Может, через неделю вспомните и найдёте книжку, а, может, через год.

…В общем, потому-то с определённого момента эта башня отказалась от своего прежнего имени и нынче гордо носит славное имя башни Принцесс. Тут меня опять пробирает/пробивает на постороннее/отвлечённое, лирическое отступление, и из меня снова… «выползает на отмель» аллюзия, «чтобы влёт задохнуться»: «Георгий Иванович, он же Гога, он же Гоша, он же Юрий, он же Гора, он же Жора».

На самом деле башня Принцесс является ещё и настоящим дворцом. В трёх верхних ярусах башни расположены жилые залы, красота внутреннего убранства, которых, как пишут, «не уступает дворцовым палатам». Предназначались эти помещения для проживания членов правящей семьи, в основном женщин. Но мы внутри не были, поэтому просто пересказывать источники/чужие тексты, где пишут о лепоте и разного рода красотах, не стану.

Продолжение следует…

Предыдущая часть
Автор:Владимир БУЕВ
Читайте нас: