Возможно, через арку, что видна на фото за моей спиной, мы с женой входили… чуть не написал в рай… входили внутрь замково-дворцового архитектурного ансамбля. Хотя вполне мог бы написать, что и про рай – был бы не далёк от истины (улыбнёмся вместе). Про рай ещё вспомню.
Про то, что вошли в комплекс через эту арку – то ли гипотеза, то ли инсинуация. Пока не вспомнится нечто иное или кто-то не докажет мне обратное, пусть эта версия, «отлившись в граните», побудет правдой. Или истиной (не в последней инстанции).
…Долго искал (вспомнить точно не получилось бы, хоть всю память истерзал бы), что же это за арка. Но – ура! – ищите да обрящете! Дорогу осилит идущий! После долгих мытарств и мучений отыскал! Всемирная паутина – как Бог в помощь!
Это так называемые Винные (красные) ворота/Puerta del Vino. Почему такое название? Тут будто бы прежде продавалось вино, не облагаемое со стороны государства налогами/податями (версия первая). Или же это искажённое название арабского «Bib al-hamra'»/Красные ворота, ненароком после искажения ставшее «Bib al-jamra»/Винные ворота (версия вторая). Поэтому то ли Красные, то ли Винные – один чёрт… в одном флаконе. Главное то, что это именно ворота и через них, как через игольное ушко, можно войти в рай.
Вообще Puerta del Vino – одно из самых старинных строений, сохранившихся поныне. Видимо, поэтому нам эти ворота тоже показывали одними из первых (возводить их стали в конце XIII или первом десятилетии XIV века, а оформляли восточный фасад уже в следующие десятилетия – аж во второй половине XIV века).
Ворота соединяют площадь Водоёмов с Верхней Альгамброй (она же – Медина).
И, кстати, срочно вспоминаем композитора Дебюсси, если кто знает такого. Он именно эти ворота не обошёл своим музыкальным вниманием.
* * *
А вот это место самостоятельно идентифицировать мне так и не удалось. И, видимо, уже не получится, увы мне!
* * *
Крепость Алькасаба/Alcazaba находится на западной стороне Альгамбры. Про «запад-восток» – это я уже много позже всякого-разного начитывал, просвещался и разбирался. Однако в моменты, когда мы с благоверной осматривали средневековые красоты, ни мне, ни ей никакого дела не было до того, на западной, восточной, южной или северной стороне расположены эти башни/цитадель XIII века.
Башен в крепости много. Я точно даже не знаю, сколько. Сначала я почему-то думал, что почти десяток (если быть точнее, то девять). Мне показалось, что перечислить/поименовать их не сложно (хотя всё равно никто не запомнит): Кубическая башня/Torre del Cubo; Сторожевая/Дозорная башня/Torre de la Vela; башня Оммажа/Torre del Homenaje; башня Идальго/Torre de los Hidalgos; Сломанная башня/Torre Quebrada; башня Щитоносца/Torre del Adarguero; Пороховая башня/Torre de la Pólvora; Оружейная башня/Torre de las Armas; башня Султанши/Torre de la Sultana. Однако!
Однако потом узнал, что не девять башен в Альгамбре – гораздо больше! Сколько точно, так и не понял, ибо часть была разрушена (нарочито взорвана) наполеоновскими войсками. Уничтоженные башни в литературе тоже часто описываются, но непонятно, все ли они были потом восстановлены (как новодел) или их часть так и осталась в вечности (существуя нынче как миф или легенда о прошлом).
…Со Сторожевой/Дозорной башни в самом конце XV века победители-христиане объявили об окончании Реконкисты: исламское государство мавров на Пиренеях прекратило в тот момент своё существование, хотя арабов-мусульман оставалось здесь ещё великое множество.
* * *
Раз пошла такая пьянка, режь последний огурец (впрочем, не последний, но это я слегка забегаю вперёд, спойлер: дескать, держите меня семеро). В общем, раз заговорили о башнях и чтобы, как говорится, два раза не вставать, опережу события и покажу башню Пик/Torre de los Picos. Согласно академическому справочнику, информация из которого перекочевала в Википедию, эта башня:
«…защищала Окраинные ворота (Puerta del Arrabal), дававшие проход в Хенералифе, и Железные ворота (Puerta de Hierro), ведущие к бастиону, который вместе с этими воротами был построен после христианского завоевания по приказу графа де Тендильи. Конец XIII – начало XIV вв. Обязана своим названием, по разным версиям, то ли кронштейнам на уровне верхнего этажа, с которых якобы можно было обозревать наружную стену башни и территорию перед ней, то ли остроконечным зубцам. Состоит из трех этажей; отличается от других башен готическим стилем…»
Жену вместе с башней я снимал со стороны садов Хенералифе. Потому и говорю/пишу, что забежал вперёд – от Алькасабы мы к тому моменту уже ушли. Существенная ремарка: главная на снимке всё-таки супруга, а не каменное творение рук человеческих за её спиной.
* * *
И опять забегу вперёд. Вновь огурец последний? И опять его режем? И снова чтобы не вставать два раза?
В том месте, что на снимке ниже, мы оказались ближе к концу экскурсии по замково-дворцово-парковому комплексу. Эти две башни тоже расположены не в Алькасабе, а на стороне садов Хенералифе. Но поскольку продолжаю свою речь о башнях как таковых, то и сей кадр подверстаю сюда. Разложу всё по полочкам: мягкое – к мягкому, тёплое – к тёплому!
Одну из этих башен мне удалось идентифицировать как башню Пленницы/Torre de la Cautiva, а вторую – как башню Принцесс. Я мог ошибиться, но пока кто-то не укажет мне на ошибку (которая хуже, чем преступление), буду считать это правдой, «отлитой в граните». Пусть и не истиной в последней инстанции.
Башня Пленницы – тоже одна из самых старинных. Возведена в конце XIII века, а в следующем столетии её уже перестраивали. В XVI веке она называлась и башней Воровки/Torre de la Ladrona, и башней Султанши/Torre de la Sultana. Помните такое: «Георгий Иванович, он же Гога, он же Гоша, он же Юрий, он же Гора, он же Жора»? В общем, когда наступил XIX век, ей дали нынешнее имя (так с ним теперь и ходит, вернее, стоит на месте, как столб… или как вкопанная). Почему назвали именно так? В то время распространение получила версия, что внутри башни в заточении томилась некая «Исабель де Солис, позже принявшая ислам, получившая имя Зорайя и ставшая любимой женой эмира Мулей Хасана, отца Боаблиля» (сам эмир Боаблиль, кстати, знаменит, пожалуй, только тем, что стал последним монархом Гранады).
Башня Принцесс/Torre de las Infantas построена в XV столетии (не самая старая; так сказать, поновее башни Пленницы). В XVI веке постройка носила имя Руис-и-Кинтарнайя/Torre de Ruiz y Quintarnaya «по имени её жильца/обитателя». Так пишут в великом множестве источников, но что это был за «жилец/обитатель» башни, нигде не разъясняется. Наверняка тоже не из простых крестьян или горожан (тут улыбнёмся).
То ли в XVII, то ли в XIX веке башню стали связывать с легендами о неких «барышнях» Заиде, Зораиде и Зорагаиде. Эти легенды услышал и пересказал, приукрасив своим хоть и американским, но романтическим талантом, Вашингтон Ирвинг в «Сказках Альгамбры»/«Tales of the Alhambra» (одно из повествований называется «Легендой о Трёх прекрасных принцессах»/«Legend of the Three Beautiful Princesses»).
Легенда у Ирвинга начинается так: «Царствовал когда-то в Гранаде мавританский султан по имени Мохамед; к этому имени подданные добавили прозвище “Эль Хайгари”, то есть “Левша”. Одни утверждают, что нарекли его так из-за того, что он и впрямь владел левой рукою лучше, чем правой, другие – потому, что был он якобы склонен приниматься за всё не с того конца или, иными словами, губил всякое дело, в которое вмешивался…»
Заманил я тех, кто не читал Ирвинга, найти этот текст в интернете и его прочесть? Нет? А если так?
«Потребовав для себя девушку в качестве царской доли в добыче, Мохамед отослал её в Альгамбру и поместил в свой гарем… По истечении положенного срока султан сделался гордым и счастливым отцом трёх прелестных девочек, родившихся вместе; он предпочел бы, конечно, чтобы то были не дочери, а сыновья, но утешился тем, что три дочери сразу вовсе не плохо для человека в его годах и к тому же левши…»
«…Принцесс звали: Саида, Сораида, Сорааида [в русском переводе, который я читал, они названы именно так – В.Б.], и таков же был порядок их старшинства, ибо между рождением каждой из них протекло ровно по три минуты.
Саида, старшая, обладала бесстрашной душой и во всём вела за собою сестёр, подобно тому как это случилось при их появлении на свет. Она была любопытна, любознательна и полна стремления доискиваться сути вещей.
Сораида испытывала неодолимое влечение к красоте и, конечно, поэтому обожала смотреться в зеркало или в воды фонтана, страстно любила цветы, драгоценности и другие прелестные вещи.
Что касается Сорааиды, самой младшей из них, то она была тихой и робкой, в высшей степени чувствительной и преисполненной нежности, как это явствует хотя бы из того, что у неё было множество любимых цветов, любимых птиц и любимых животных, которых она окружала ласкою и заботами…»
Ну, как? Теперь я соблазнил/сподвиг на чтение тех, кто эти сказки/легенды не читал? Опять нет? Эх, ну, что ж! На нет и суда нет. Может, через неделю вспомните и найдёте книжку, а, может, через год.
…В общем, потому-то с определённого момента эта башня отказалась от своего прежнего имени и нынче гордо носит славное имя башни Принцесс. Тут меня опять пробирает/пробивает на постороннее/отвлечённое, лирическое отступление, и из меня снова… «выползает на отмель» аллюзия, «чтобы влёт задохнуться»: «Георгий Иванович, он же Гога, он же Гоша, он же Юрий, он же Гора, он же Жора».
На самом деле башня Принцесс является ещё и настоящим дворцом. В трёх верхних ярусах башни расположены жилые залы, красота внутреннего убранства, которых, как пишут, «не уступает дворцовым палатам». Предназначались эти помещения для проживания членов правящей семьи, в основном женщин. Но мы внутри не были, поэтому просто пересказывать источники/чужие тексты, где пишут о лепоте и разного рода красотах, не стану.
Продолжение следует…