Все новости
ВОЯЖ
8 Февраля 2023, 14:00

Амбуаз: город и замок. Часть седьмая

Минимская башня

Из кабинета, спальни и музыкального салона Орлеанских – раз и в дамки! кажется, всего пара-тройка шагов по короткой винтовой лестнице – на крышу круглой башни XV века с названием Миним/Tour Minimes (или же так: на крышу Минимской башни, расположенной на северной стороне замка). Где-то встречал и такие её названия: Кавалерийская/Рыцарская. Хотя, конечно, может, так названа другая, тоже круглая башня – Эрто/Гюрто/Tour Heurtault, находящаяся с южной стороны Амбуаза и построенная в XVI веке. Или же одну из них называли Кавалерийской, а другую Рыцарской. В любом случае официальные названия такие: Миним и Эрто.

Итак, крыша Tour Minimes – она же смотровая/обзорная площадка.

Забыл сказать, что где-то тут раньше был салон с панорамным видом, в котором недолгое время жил Наполеон III, когда приехал в замок, чтобы своим личным присутствием почтить известного алжирского пленника и объявить ему об освобождении (искренний порыв правителя великой державы или красивый жест/позёрство?). Салон этот, как сказала гид, не сохранился, его снесли в те годы, когда в конце XIX столетия перестраивалась верхняя часть башни.

Все источники не преминут упомянуть о том, что Минимская башня на 40 метров выше… нет, не уровня моря, а реки. Моря поблизости тут нет. Башня, так сказать, нависает над Луарой на величину этих метров. Бывают, конечно, башни и повыше. Вон хоть башни нашей Москвы-Сити возьмите. Или башню «Бурж-Халифа» в Дубае. И даже с Merdeka-118 в Куала-Лумпуре эту Миним опять же не сравнить.

Однако, нам и тут хорошо, с такой вышиной-высотой, а выше нам и не надо. Пусть будет такой, какой если не уродилась на свет, то каковой есть сейчас.

…Ох, и виды отсюда! Только не говорите мне, что бывают и лучше. Конечно, бывают. Ещё как бывают. Не спорю. Но что может быть лучше, чем здесь и сейчас, а не где-то там… в лучшем из миров!

…Вид на Луару. С крыши Минимской башни мост, переправа и судоходство видны ещё лучше, чем с караульных галерей. Чем выше, тем… всё видней и видней («мне сверху видно всё, ты так и знай»). Неужели уже пора в путь дорогу?

*  *  *

А вот вид с башни Миним на фасад/крыло Карла/Шарля VIII (в стиле «пламенеющей готики») и на угловую (тоже круглую, но размерами поменьше) башню Гарсонне (ни в коем случае не путать её с Эрто!).

Отсюда хорошо видны также и анфилада караульных помещений, расположенных уровнем (или двумя?) ниже, и балкон третьего этажа с кованной металлической оградой/решёткой.

Помните про Амбуазский заговор? Это когда гугеноты в марте 1560 года попытались захватить в плен совсем юного короля Франциска II и… нет, не убить его, а править от его имени (принц-протестант Конде уже готов был стать регентом и радостно потирал руки). Попытка не удалась, заговор был раскрыт. В данном случае попытка оказалась пыткой – заговорщики подверглись мучительным истязаниям. Вот на этом балконе повесили тех их «главарей», кого удалось вычислить и поймать (Конде сразу «заарканить» не получилось, улизнул, да и его вроде бы никто не выдал – стойкими оказались заговорщики, хотя потом он и сам явился на суд по вызову), а потом их тела в мешках сбросили в воды Луары. Варфоломеевская ночь была ещё далеко впереди, хотя уже и маячила (самые прозорливые увидели и подстраховались).

…Кажись, по поводу балкона я ничего не напутал – именно на нём вешали французских протестантов (отсюда и его народное название «балкон повешенных»).

*  *  *

За спиной супруги – Неаполитанская терраса, состоящая их трёх бельведеров и ландшафтный парк (виден только кусочек того и другого; бортик башни заслоняет высаженные на аллее липы; однако, напомню, снимки парка я уже публиковал со стороны часовни Сен-Юбер – это там, где стоит бюст Леонардо да Винчи и растёт ливанский кедр – можно вернуться назад и поразглядывать).

Кстати, первый итальянский парк в долине реки Луары был разбит именно в Амбуазе. Итальянский ландшафтный архитектор/дизайнер Пачелло да Меркольяно во времена Карла VIII очень сильно постарался. На этой детали/мелочи внимание сконцентрирую: не было бы такого короля, не было бы в замке ни дизайнера, ни живописных итальянских растительных красот.

Мы с женой всё на башне Миним.

Справа на снимке ниже виден кусок крыши Омальской галереи. Почему-то её назвали Омальской – это в честь герцога Омальского, одного из сыновей свергнутого и сбежавшего в Англию короля Луи-Филиппа.

Сама-то галерея был построена задолго до XIX века, то бишь ещё в эпоху Ренессанса. Она, как сообщила гид, связывала королевский дворец с апартаментами короля Генриха II, выходившими прямо на Неаполитанскую террасу и на сады, устроенные… тем самым дизайнером Пачелло да Меркольяно (апартаменты Генриха до наших дней не дожили – время не пощадило, хоть оно и лекарь).

Впрочем, понятно, почему галерея стала Омальской: сын Луи-Филиппа стал собственником замка в 1895 году. И как не порадеть родному человечку. А кто может быть родней самого себя любимого? Знакомы с такими? То-то же!

Ну, а если, стоя на крыше Миним, поднять объектив мобильника слегка вверх, можно рукой достать если уж не до звёзд (до ночи далековато), то до шпилей замка. Или… впрочем, и до них всё равно не дотянуться. Но кадр для истории (или в ней) можно оставить. Во всяком случае в своей личной истории. Или снова во Всемирной.

Башня Эрто и… снова в городе

Я не помню точно, по какой из башен мы спускались обратно в город. Две круглые башни (Миним и Эрто) сильно друг на дружку похожи, можно даже сказать, пусть и с натяжкой, что близнецы-братья, или, вернее, близнецы-сёстры – в обоих башнях нет ступенек. «Кто более матери-истории ценен?» А подъём/спуск в них устроен в виде спиралевидного/винтового пандуса – это чтобы могли въезжать/выезжать конные всадники или даже кареты/упряжки. Французы называют подобный подъём/спуск рампой.

По легенде внутри башни Эрто однажды загорелся император Священной Римской империи, который приехал в Амбуаз по приглашению короля Франциска I. Не идеями загорелся, а в прямом смысле. Случилось это в декабре 1539 года. Загорелся – конечно, громко сказано. Когда императорский кортеж поднимался по рампе наверх, от факела неожиданно (или ожидаемо) вспыхнула драпировка то ли кареты, то ли коня лошади. Но всё обошлось. Император скорей всего и не придал этому значения, а факт в истории остался (или легенда). На следующий день после «пожара» Карл V двинулся по маршруту дальше – во Фландрию.

О великом европейском монархе Карле V в своих зарисовках/заметках о путешествиях я ещё не раз буду упоминать. Например, когда выпущу в свет текст о нашем с женой путешествии по Испании (Андалусия/Гранада/Альгамбра).

*  *  *

Вот мы и в городе. Узнаёте часовню/капеллу Сен-Юбер? Она над самой головой моей супруги чуть справа. Не узнаёте? Знать, со зрительной памятью у вас что-то не то (а с моей-то уже давным-давно «что-то стало: всё, что было не со мной, помню)».

А это часовня и есть. «Собственной персоной».

Значит, что? А значит, и в город мы всё-таки спустились через башню Эрто. И снимки выше тоже были её, башни Эрто.

*  *  *

Да! Точно! Вот она, башня Эрто. На снимке слева. И выход с «козырьком».

*  *  *

Город. Здание перед замком. Необычное, не правда ли?

Архитектурный стиль очень похож на фахверковый, но вроде не фахверк.

Фахверк больше был присущ немецкому средневековому жилью/житию.

Впрочем, вру, во Франции в своё время фахверк тоже был очень распространён, разве что назывался иначе: «pan-de-bois» и/или «colombage».

…Сосуды были переливающимися.

И к тем (немцам), и к другим (французам) фахверк пришёл от римлян, которые... переняли эту технологию и стиль от галлов и франков, в свою очередь и частично её/его трансформировав.

*  *  *

Вот тут перед отъездом в следующий замок мы сделали перекус и, возможно, лёгкий «перепив». Замков в долине реки Луары большое (или даже великое) множество. Хороших и разных. Хорошо сохранившихся; разрушенных и восставших из пепла; просто разрушенных и до сих пор лежащих в руинах. Но мы охватили только три. На что хватило времени.

…Приятное местечко, не правда ли (я о ресторанчике, что на снимке ниже)?

Post scriptum

Замок Амбуаз – чудесное место! Но следующие два места/замка оказались ещё чудесней – о них речь впереди. Всему своё время, всему свой черёд. Как только, так сразу.

Тут же в голову лезет аллюзия: «много есть чудес на свете, человек их всех чудесней…» Думаете, она ни к селу ни к городу? А я так не думаю! У меня всякое лыко в строку!

 

*  *  *

Закончу, чем начал:

«…Какому путешественнику неизвестно первое, неповторимое чувство взволнованного ожидания, которое охватывает душу при въезде в город, где он ещё никогда не был! Каждая улица, каждый переулочек открывают жаждущим глазам путешественника всё новые и новые тайны. К вечеру ему начинает казаться, что он уже успел полюбить этот город. По виду уличной толпы, по архитектуре зданий, по запаху рынка, наконец по цвету, свойственному лишь этому городу, складываются у путешественника первые, самые верные впечатления. Он может прожить в городе год, изучить все его углы, завести друзей, потом забыть фамилии этих друзей, позабыть всё изученное так добросовестно, но первых впечатлений он не забудет никогда…» (Илья Ильф и Евгений Петров, «Одноэтажная Америка»).

…Попрощаемся с замком Амбуаз.

Ниже – снимки замка с высоты птичьего полета и с другой стороны реки. Эти три снимка, понятное дело, не мои, но его внешнюю лепоту передают намного лучше, чем все мои фотоизображения вместе взятые.

Предыдущие части
Автор:Владимир БУЕВ
Читайте нас: