Увидеть Питер — и не умереть,
В туманах над Невою затеряться —
И, обретя сиротство, как богатство,
В каналы влиться, в сырость, камень, медь…
Олег Юдин
Конечно же, ознакомиться со всеми достопримечательностями Санкт-Петербурга за пять дней невозможно, поэтому знакомство с городом лучше всего начать с обзорной автобусной экскурсии. За 1,5-2 часа вы увидите главные достопримечательности города, услышите рассказ гида и сделаете хорошие фотографии. Вас ждут Дворцовая площадь, стрелка Васильевского острова и Невский проспект, Зимний дворец, Казанский и Исаакиевский соборы, храм Спас-на-Крови и Адмиралтейство. Также вы увидите знаменитых египетских сфинксов, памятники Петру I и Николаю I и многое другое.
Но здесь есть один минус, все эти посещения главных святынь города ограничены по времени, и вы будете просто привязаны к своей группе. Можно передвигаться по городу самостоятельно, но он очень большой и охватить все его достопримечательности пешком физически невозможно. Есть другой, более интересный вариант — воспользоваться турфирмой «Сити Тур». Что это такое? На любой остановке, где есть основные достопримечательности, вы увидите курсирующий красный двухэтажный автобус. Входите, покупаете билет, 1600 рублей, получаете наушники, подключаете у своего сиденья, и, в сопровождении радиогида, едете по специальному кольцу. Маршрут следования — от площади Островского до Гостиного двора. По пути совершается 14 остановок, можно выйти на любой, погулять, осмотреться, фотографироваться, а затем продолжить экскурсию на следующем автобусе. Билет действителен в течение 24 часов. Там, где понравилось больше, можно побыть, скажем, час, полтора, если нет интереса к какому-то объекту, проезжай дальше. Интервалы между автобусами — порядка 15-25 минут, в зависимости от пассажиропотока.
И так, я начинаю свою обзорную экскурсию по городу с Дворцовой площади. Это главная площадь города, как скажем в Москве — Красная площадь. Здесь находится бывшая главная резиденция российских императоров и символ Российской империи — Зимний дворец.
Границы Дворцовой площади определяют Зимний дворец, напротив него Главный штаб с Триумфальной аркой, в восточной части — здание штаба Гвардейского корпуса, в западной части нет архитектурных строений. Здесь открывается великолепный вид на Александровский сад и Адмиралтейство, а границей площади является Дворцовый проезд, соединяющий Невский проспект и Дворцовый мост через реку Неву. Гулять здесь можно очень и очень долго, но есть другие ценности.
Быть в Питере и не побывать у памятника его основателя — Петра Первого, просто грешно. С группой туристов направляемся к «Медному всаднику». Хотели просто сфотографироваться и уйти. Перефразируя слова Феди Ермакова (Косого) из кинокомедии «Джентльмены удачи» — «а чё на него долго смотреть то… он же памятник!». Но тут подошли туристы из Дзержинска и увлекательный рассказ сопровождающих их гида, симпатичной девушки Алины, просто заставил нас задержаться здесь минут на 15-20. Прелесть уличных экскурсий, что всегда можно примкнуть к любой группе, и в любое время покинуть ее.
Монументальный конный памятник первому российскому императору Петру Великому, установленный по велению императрицы Екатерины Второй, известен не только каждому жителю России, но и, кажется, каждому иностранцу, хотя бы раз побывавшему в Санкт-Петербурге. Самым распространенным фактом, неизменно вызывающим удивление, является то, что «Медный всадник», несмотря на свое название, вовсе не медный: он бронзовый, а последнее название закрепилось за ним уже после выхода поэмы Пушкина, поведала нам Алина.
Известно, что скульптором для памятника был выбран Этьен Фальконе, причем не просто так, а, как сейчас сказали бы, «по блату» — Екатерине Великой этого творца порекомендовал ее друг по переписке Дени Дидро.
Фальконе только два года работал над моделью скульптуры. С этой целью ему выделили двух орловских рысаков из императорских конюшен — их звали «Бриллиант» и «Каприз». Рассказывали, что Фальконе заставлял офицеров-гвардейцев вылетать верхом на этих конях на постамент, сколоченный специально для этой цели из досок, ставить коней на дыбы, а сам быстро зарисовывал эти короткие мгновения. Фальконе работал по шесть и даже по восемь часов в день, и очевидцы рассказывали, что часто даже кони не выдерживали такого напряженного рабочего графика.
Когда Фальконе размышлял о том, каким должен быть постамент для его грандиозного творения, он представлял себе огромный гранитный мегалит, но встал вопрос: где такой найти и как привезти его в Петербург. Он уже даже рассматривал вариант постамента, составленного из шести-восьми валунов. Тогда же в газету дали объявление о поиске камня такого размера, но в успех никто особо не верил. И в один прекрасный день на объявление отозвался крестьянин по имени Семен Вишняков, он и рассказал о гранитной горе у деревни Конная Лахта. На это место была направлена комиссия, которая обнаружила камень, вросший в землю наполовину и покрытый мхом. Весила эта громадина почти две тысячи тонн, находилась за двадцать километров от Сенатской площади, и как его доставить к месту установки памятника — было непонятно.
Камень обкопали, обтесали, и ров вокруг него заполнился водой. На этом месте до сих пор есть водоем, его называют Петровским прудом.
Перетаскивали камень к воде сложно и поэтапно: барабанщики задавали ритм для тех, кто тянул трос, несколько рабочих обрабатывали камень прямо на ходу. Скорость продвижения камня составляла всего лишь пару десятков шагов в сутки, при этом работать приходилось только зимой, поскольку только замерзший грунт позволял выдерживать такой вес. Транспортировка камня длилась с ноября 1769 года по апрель 1770 года — шесть месяцев работы, которую выполняли четыреста человек.
Когда же камень доставили на берег Финского залива, его погрузили на специально построенной пристани на баржу. Три судна транспортировали камень по Финскому заливу: паром, на котором лежал камень, и два плоскодонных парусника — они поддерживали баржу по бокам, чтобы она не перевернулась, и направляли ее.
К моменту прибытия камня гипсовая статуя была почти готова. Вот только голова Петра у скульптора никак не получалась. Фальконе лепил ее трижды!
Зато его подмастерье, Мари-Анн Колло, справилась с этой задачей за ночь, используя прижизненную гипсовую маску, снятую еще Растрелли-старшим. Ну, а «сердечки» в глазах Петра, это, по легенде, своеобразное признание в любви ученицы к учителю.
По крайней мере, императрица одобрила работу Колло, выплатила ей премию и зачислила в Академию художеств, а Фальконе признал соавторство своего подмастерья. Кстати, змею на постаменте лепил тоже не француз, а помощник с принимающей стороны Федор Гордеев.
А вот мастера, который взялся бы за отливку бронзовой статуи, долго не могли найти. Иностранцы запрашивали слишком высокую цену, русских пугал предполагаемый размер статуи. Наконец, за дело взялся пушечный мастер Емельян Хайлов. Совместно с Фальконе они подбирали оптимальный состав сплава и делали пробы. За три года, пока длилась подготовительная работа, скульптор в совершенстве овладел техникой бронзового литья.
Отливать памятник начали в 1774 году, однако и тут все было непросто. С первого раза не получилось: лопнула труба, по которой раскаленная бронза поступала в форму. Верхняя часть скульптуры оказалась безнадежно испорчена. На подготовку к повторной заливке ушло еще три года. К счастью, на этот раз все прошло по плану.
Памятник был торжественно отлит 7 августа 1782 года. Событие приурочили к 100-летию восшествия на престол Петра и 20-летию правления Екатерины.
Вот такая непростая история.
А мы держим свой путь к главной святыне Санкт-Петербурга — Исаакиевскому собору. Собор входит в число самых красивых и монументальных купольных сооружений мира. По размерам он уступает лишь трем соборам: Святого Петра в Риме, Святой Марии в Венеции и Святого Павла в британской столице. У него тоже есть свои тайны. Одна из них связано с долгостроем, унесшего жизнь своего создателя. Судьба Огюста Монферрана была полна загадок и мистических совпадений, а его смерть по окончании 40-летнего строительства Исаакиевского собора и вовсе считают неслучайной.
Полное имя выдающегося архитектора — Анри Луи Огюст Рикар де Монферран. Он родом из Франции, но у себя на родине практически никому не известен, поскольку до 30 лет (время переезда в Россию) ничем не успел отличиться. Тогда он предпринял судьбоносную попытку: отправил папку своих чертежей императору России Александру I. Государь высоко оценил работы начинающего архитектора и предложил ему переехать в Россию.
И уже через два года ему поступило предложение проектировать Исаакиевский собор. Именно он представил проект, который должен был превзойти по своему великолепию и по своим размерам все возведенные к тому времени соборы: и Святого Петра в Риме, и Святого Павла в Лондоне, и Святой Марии во Флоренции.
И вот проект утверждён, строительство началось. Оно осложнялось особенностями почвы Петербурга. Возвести массивное сооружение на болотистой почве было непросто, рабочие потратили пять лет лишь на то, чтобы забить под фундамент 10 762 шестиметровые деревянные сваи. Бревна из-за болотистости почвы настолько быстро вбивались, что по городу ходил анекдот: «Забили сваю — ушла под землю. Забили вторую, третью, десятую… Забивали бы и дальше, но тут пришло письмо из Нью-Йорка: «Хватит портить нам мостовую!»
В общей сложности собор строился сорок лет. Но начиналось все совсем иначе. Сначала на этом месте появилась простая деревянная церковь в честь византийского святого Исаакия Далматского, день памяти которого соответствует дню рождения Петра Великого. Сам храм предназначался для строителей Адмиралтейской верфи, в 1710 году в нем начали проводить службы. Важным событием в истории этой церкви стало венчание в ней Петра I со своей второй супругой, Екатериной Алексеевной, в 1712 году. Масштабы храма действительно впечатляют: его полная высота — 101,5 метра, а вместимость — 12 тыс. человек. Сегодня Исаакиевский собор имеет статус памятника федерального наследия, но несколько раз в год, по самым значимым христианским праздникам, в нем проводят службы.
Все в этом великолепном сооружении завораживает: и золоченый купол, и гармония форм, и масштабность. Можно многое рассказать про гранитные колонны и портики с фигурами апостолов, но тут уж точно лучше один раз увидеть! Недаром храм называют неофициальным музеем цветного камня.
А к смертельному пророчеству, которое, якобы, нависало над Монферраном, можно относиться по-разному, но ушел из жизни архитектор спустя месяц после освящения Исаакиевского собора. Причиной смерти якобы стали осложнения после пневмонии. Интересно, что Монферран завещал похоронить свое тело на территории собора, однако император Александр II просьбу не выполнил. По инициативе вдовы архитектора, его тело было увезено во Францию.
Не мог удержаться — обойти собор со всех сторон. Снаружи Исаакиевский собор богато украшен колоннами из серого мрамора. Каждый из четырех фасадов здания декорирован уникальными скульптурными композициями на христианские темы. На северном фасаде можно увидеть сцену воскресения Христа и фигуры апостолов-евангелистов. Двери и ниши здания украшены рельефами с библейскими сценами и изображением святых.
На восточном фасаде Исаакиевского собора находится рельеф с изображением встречи святого Исаакия с еще одним византийским императором — Валентой. Также здесь можно увидеть рельефы с различными библейскими сценами.
На южном фасаде здания расположен превосходный рельеф, который демонстрирует известную сцену поклонения волхвов новорожденному Иисусу. На фронтонах установлены скульптуры апостолов. Здесь же устроена основная стоянка туристических автобусов.
Западный фасад украшен композицией, которая демонстрирует встречу императора Феодосия и Исаакия Далматского. На этой части здания находятся рельефы с изображениями апостолов и Христа.
По периметру главного купола на самой наивысшей точке установлены 24 загадочных ангела в античных одеяниях.
Внутри Исаакиевский собор — это типичный образец эклектики, который органично соединяет в себе холодность мрамора и гранита, богатство позолоты, пышность витражей и яркость росписи.
В собор ведут три парадные двери. Они очень большие: высота створок составляет 6,8 метра, а общая площадь — 42 кв. метра. Двери Исаакиевского собора роскошны. Они сделаны из дуба и покрыты бронзовым литьем с декоративной патиной. Каждая створка состоит из четырех кессонов, внутри которых расположены рельефы и статуи. Когда я подошел сфотографироваться у этих дверей, долго не мог понять, для чего нужна такая высота? И спросить не у кого, кругом одни туристы. Остается предположить и для величия, и для того, чтобы без проблем занести части иконостаса и другие элементы интерьера.
Внутреннее убранство храма просто поражает воображение. Общая внутренняя площадь собора — около 4 тыс. кв. метров. В центральной части здания четыре массивных пилона удерживают барабан с куполом и окнами. Венчает барабан сферический свод, высота которого достигает 67 метров.
В иконостасе храма сделаны три арки, центральная из которых украшена колоннами из прекрасного лазурита. Через нее можно попасть к главному алтарю. Для украшения алтарного окна использован большой витраж площадью 28 кв. метров. Он изготовлен известным германским мастером Айнмиллером и отличается потрясающей яркостью и глубиной.
Свод главного купола Исаакиевского собора украшен росписью Брюллова «Богоматерь во славе». На ней изображена Богородица в окружении святых, среди которых есть и покровители императорской семьи. Изображения идут по кругу, а центр пространства живописец оставил свободным. Это придает пространству легкость и намекает верующим на бесконечность небесного царства. Из-за ухудшения здоровья прославленный живописец не смог завершить свою работу, по его эскизам заканчивал роспись художник Басин.
На барабане главного купола установлены скульптуры двенадцати ангелов, взирающих с огромной высоты на верующих. Свет, отражаясь от их поверхности, производит потрясающее впечатление на посетителей собора.
Наиболее впечатляющим элементом собора является центральный купол, диаметр которого составляет почти 26 метров. По периметру купол опирается на колоннаду. Колоннада расположена на внушительной высоте в 43 метра. Этим элементом собора можно не только любоваться со стороны, но и осмотреть с ее высоты город. Именно здесь находится смотровая площадка Исаакиевского собора, которая открыта для посетителей.
Любой желающий может подняться, преодолев 262 ступеньки и полюбоваться великолепным видом исторической архитектуры Санкт-Петербурга.
Здесь же на одной из самых красивых площадей Петербурга — Исаакиевской, возвышается величественный памятник Николаю I, где император изображён в мундире конногвардейцев. Он появился по указу Александра II, сменившего в 1855 году на престоле своего отца. Новый государь повелел, чтобы монумент в память об отце был сооружён между Исаакиевским собором и Мариинским дворцом. Почему же выбор пал на Исаакиевскую площадь? Дело в том, что Николай I был шефом Конногвардейского полка, расквартированного неподалеку. Общая высота памятника — более 16 метров, около него установлены фонари, считающиеся одними из самых красивых в городе.
Ещё одна легенда рассказывает о том, что положение памятника Николаю I спиной к Мариинскому дворцу послужило отказом от проживания во дворце дочери Николая I Марии. Якобы, ей не понравилось, что отец повёрнут к её окнам спиной, а конь задом.
Продолжение следует…