Все новости
ВОЯЖ
3 Февраля 2023, 16:00

Амбуаз: город и замок. Часть четвертая

Зал тамбуринщиков

Итак, анфилада караульных помещений замка Амбуаз позади. Входим в зал тамбуринщиков. Думаете, моя очередная аллюзия будет к пастбищам и табунщикам? Вовсе нет, у меня таковой нет, хотя табуны тамбуринщиков на этих пространствах, возможно, и паслись, ублажая короля и его двор. В период Ренессанса при королевском дворе уже толклось, прижимаясь к трону, множество любителей развлечений/светской жизни: это некогда гордая титулованная знать, всякого рода карьерное начальство, католическое духовенство и даже толпы прекрасных дам, которые раньше сидели взаперти по домам (по родовым замкам).

А тамбуринщики – это музыканты. Ну, не совсем музыканты, но что-то из этого же рода-племени. Барабанщики-музыканты, так чуть точнее. Тамбурин, как гласит Википедия, это «старинный музыкальный барабан цилиндрической формы, а также танец в двудольном размере и музыка к нему». На юге Франции он вошёл в моду «около XVIII века», хотя появился в Провансе аж в XI веке (поэтому иногда его называют провансальским барабаном): «Обычно один и тот же исполнитель играл на флейте… и аккомпанировал себе на тамбурине». Вот тебе и музыкант-барабанщик (как вот тебе, бабушка, и Юрьев день)!

Что касается зала, в котором мы сейчас находимся, то его название совсем не означает, что тамбуринщики тут жили. В помещении проходили праздники и балы. Как сказала гид, в зале тамбуринщиков «воспроизведена атмосфера празднеств и балов, столь частых в замке в эпоху Валуа». Потом эту фразу я нашёл в инете – так называемый «гуляющий сюжет»: экскурсоводы учат тексты наизусть. В общем, тамбуринщики являлись сюда, так сказать, по щелчку королевских пальцев.

А назван так зал был в честь короля-солнца Людовика XIV – уж этот богопомазанный мужчина обожал праздники. Хлебом его не корми, дай поразвлекаться. Монарх своей собственной персоной участвовал в театральных/балетных постановках (где появлялся в образе восходящего солнца), обожал играть роль Аполлона, Бога дневного светила. В общем-то понятно, откуда и возник этот образ короля-солнца.

Пол помещения украшен лилиями – королевские гербы от Капетингов до Бурбонов. Олин из главных символов королевской власти.

Нынче в зале, как я понял, царит некоторая эклектика (впрочем, как и во многих других). Стол, например, в стиле Ренессанса. А вот кафедра готическая – на ней герб кардинала Георга Амбуазского, который освящал союз Карла VIII и герцогини Анны Бретонской, ставшей королевой. Тут же сундук эпохи этого же по счёту Карла. Вряд ли поименованное мной, как и всё остальное, во времена оны стояло именно здесь (хотя исключать этого нельзя). Сомнения порождает знание того факта, что королевский двор «путешествовал», катался туда-сюда-обратно («о боже, как приятно!») и многие даже тяжёлые вещи тоже перемещались в разные замки вслед за «путешественниками».

На стенах зала висят красивые гобелены XVI века. Фламандские. На них сюжеты из жизни Александра Македонского.

Один из гобеленов я отснял крупным планом. Лепота, не правда ли? То-то же!

И вообще старинных гобеленов разных веков в замке полно (есть, например, «приветы» и из более позднего XVII столетия), и все они одинаково прекрасны.

Хотя нет, вру, все прекрасны по-разному, по-своему. Вот уже и аллюзия тут как тут – выплывает расписная «из-за острова на стрежень»: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему» – в советские времена эта фраза Льва Толстого воспринималась как аксиома (а аксиомы, как известно, доказательств не требуют).

Как семьи, так и гобелены: и счастливы/несчастливы, и прекрасны/распрекрасны одинаково и по-своему. Думаете, неудачная аллюзия? Не думаю! Само совпадение!

Только не спрашивайте у меня: дескать, сам-то понял, что написал (тут вместе поулыбаемся).

Тронный зал (или не Тронный?)

Конечно же, в замке Амбуаз запомнился Тронный зал (Зал совета, Зал заседаний, Консульский зал, зал Генеральных штатов – названий этого помещения множество, хоть и не такое уж великое). Видимо, время переименовывало. Время диктовало свои условия в общем и, соответственно, как частность диктовало лексику (даже язык менялся, не то что названия вещей/предметов/помещений, которые окружали и окружают людей).

Моя аллюзия тоже моментальна (мозг так «заточился» – шпарит чужими цитатами). Аллюзия из старого советского фильма «Москва слезам не верит», ставшего в своё время… чуть не написал (но точно подумал) бестселлером. Бестселлер – это вроде бы только в том случае, когда речь идёт о книгах… В моём случае речь о кино, следовательно, в виду я явно имел… нет, не хит, ибо этот термин имеет отношение к песням… Ну, пусть будет кинобестселлер. Другого более точного обозначения не нашёл. Итак, аллюзия банальна (я так заболтался, что могу забыть): «…Георгий Иваныч, он же Гога, он же Гоша, он же Юрий, он же Гора, он же Жора…». Это к тому, что названий у зала – множество, хоть и не великое.

В Тронном зале два нефа, колонны (с геральдическими линиями, хвостиками горностая, эмблемами Франции и Бретонского герцогства), витражи, готические своды, два камина, трон (ну, как же без этого королевского «атрибута» в Тронном зале! в противном случае где бы король сидел? на полу, что ли, по-восточному подобрав под себя ноги?)

Массивные скамьи вдоль стен помещения с резными готическими украшениями на спинках – это так называемые «шайеры». Почему-то стиль этих украшений французы называют ещё «сложенной салфеткой»: «складки» вроде похожи на льняные периода, когда эти скамейки изготовлялись (со слов гида). Но у меня подобных аллюзий близко не возникло: не видел я французских льняных складок.

Потолок – в монограммах короля Карла VIII (вензель с буквой С) и его супруги Анны Бретонской (буква А на вензеле – это, как все догадались, начальная буква её имени). Впрочем, напомним, что Карл ведь был не Карлом, а Шарлем, но писался как Charles, посему С на вензеле – тоже первая буква его имени.

На стенах – редкие портреты. В момент пребывания в замке я обратил внимание только на то, что они есть, а сами картины не рассматривал. Во всемирной паутине потом нашёл, что это портреты «Сыны Франции»: «…Генрих IV (по картине фламандского художника Франца Пурбю) и Людовик XIII (копия портрета кисти Филиппа Шампеня)…» Глобальная сеть знает всё, хотя часто и привирает.

Если присмотреться к первому снимку, что я разместил ниже, то в конце зала почти над входом будет видно некое пятно. Это деревянное панно. Что на нём, тут разобрать сложно. Я подскажу – там саламандра, любимая эмблема Франциска I. Но это уже совсем другая история, о которой я… рассказывал ранее, когда описывал караульные помещения замка.

…В Тронном зале, как и в зале тамбуринщиков, тоже часто что-нибудь праздновали (зал-то в сравнении с другими просто огромный), но ещё тут проводились большие королевские совещания. А в 1560 году здесь пытали участников амбуазского заговора. Представили картину? Неужели представили? Нет? Вот и мне тоже сложно.

В Тронном зале очень тепло. В камине в момент нашего с женой там пребывания смачно трещали поленья. Рядом с камином было даже жарко (я, кстати, вообще обожаю камины: когда зимой приезжаю на дачу, разваливаюсь на диване перед камином и читаю, читаю, читаю, пишу, пишу, пишу, от камина не отхожу – там тоже трещит, особенно когда поленья еловые).

Видеозапись сохранила кусок речи экскурсовода (наверняка говорила она это тысячу раз, поэтому шпарит, как стихи): «…Наверху камина мы видим, как два ангела держат гербы Франции. С одной стороны – лилии. С другой стороны – золотые лилии с хвостиками горностая. И почему это держат ангелы? Чтобы подчеркнуть божественное происхождение короля Франции, в частности Карла VIII. И мы с вами видим меч Карла, обвитый лаврами. Конечно, камин был реставрирован...»

Действительно на «колпаке»/навесе камина – меч (или шпага), увитый (-ая) пальмовыми ветками или под ветвь стилизованный (-ая). Это геральдика Карла VIII. В одном месте прочитал даже, что это как бы его герб, хотя гербом рода Валуа, к которому принадлежал и Карл/Шарль под номером восемь, были всем известные лилии (как и у Бурбонов, преемников династии Валуа; как и у Капетингов, предшествующих этому роду – впрочем, если вдаться/залезть в их родовые дебри, выяснится, что это всё одна и та же семья, один род, одна династия… хех… одно государство).

Рядом с камином было удивительно камерно и уютно: ощущение такое, словно ты в этом зале совершенно один. Душа радовалась и летала. И пылала вместе с камином (улыбнёмся все вместе, как это делает на снимке моя супруга).

Два камина расположены в разных/противоположных концах зала.

Над вторым камином эпохи Ренессанса – мраморный медальон со скульптурным портретом Александра Великого/Македонского. Можно сказать, французские короли приобщались таким образом к древней, но вечной (пока живо человечество) славе, которая не чета каким-то там Валуа. Грелись в лучах, исходящих от великого человека из глубины веков. Средневековый пиар.

Трон (может, и не трон вовсе, но очень уж на него похож), обшитый синей тканью с жёлтыми… немного повыёживаюсь и назову то, чем обшит «трон-нетрон», крестами.

…Но, сделав шаг вперёд, тут же делаю два шага назад (как завещал великий Ленин). Конечно же, это трон. Тут двух мнений быть не может. Украшен королевскими геральдическими лилиями – не опознать их невозможно, если хоть немного знаешь историю разных периодов монархической Франции (или в детстве читал книги Дюма). Золотое на голубом/синем.

Тыльной стороной/спинкой трон обращён… разумеется, к стене, но одновременно и к реке тоже. Видите мутные окна по бокам трона? Вот если из них выглянуть наружу, то можно увидеть воды Луары.

Продолжение следует…

Предыдущие части
Автор:Владимир БУЕВ
Читайте нас: