Все новости
ВОЯЖ
1 Февраля 2023, 15:00

Амбуаз: город и замок. Часть вторая

Вот часовня, посвящённая Святому Губеру/Юберу. Будем для краткости называть её часовней Сент-Юбер. Поздняя («пламенеющая») готика конца XV века. Скромно стоит на большой площадке, на территории замка, напротив входа в Королевский дворец. И никого не трогает.

Рядом лавочки – можно передохнуть, кто устал, но таковых среди нас не обнаружилось. Насиделись в автобусе, пока сюда добирались.

Я не знаю, что такое «фламандские кружева», но экскурсоводы и «словари»/письменные источники/разного рода книжонки утверждают, что каменные узоры Сент-Юбера (и снаружи, и внутри) именно эти кружева и напоминают.

Витражи в часовне Сент-Юбер.
Витражи в часовне Сент-Юбер.

*  *  *

Собственно, а вот и сам замок. Вернее, готический дворец с элементами Ренессанса, ибо замок – это весь комплекс на холме, а дворец – лишь часть его, хотя и самая значительная.

 

Вот и супруга на его фоне (как все догадались, главная тут она, а вовсе не Королевский дворец).
Вот и супруга на его фоне (как все догадались, главная тут она, а вовсе не Королевский дворец).

Без истории – никуда. Франциск и Леонардо да Винчи

Король Луи/Людовик XII построил в замке Амбуаз галерею вокруг террасы, но… тоже не оставил после себя сыновей. Посему наследовал ему Франциск I, двоюродный племянник и одновременно зять.

Франциск если не вырос в Амбуазе, то провёл тут значительную часть своего детства. Впервые он оказался в замке в возрасте 6 лет вместе с матерью Луизой Савойской/Ангулемской (его отец умер, когда мальчику не было ещё и двух лет). В шесть лет у любого ребёнка, хоть царственного, хоть простолюдина, уже прекрасная память, в неё впечатывается и остаётся на всю жизнь множество деталей. Не правда ли, детские воспоминания – одни из самых ярких? У меня вот, например, именно так.

(Тут зачем-то не к месту аллюзиями лезут в голову стихи Некрасова: «мужик что бык: втемяшится в башку какая блажь – колом её оттудова не выбьешь».)

…Потом Франциск был обручён с семилетней дочерью короля Людовика XII и переселился в Париж. Но Амбуаз остался в его мозгах и сердце навсегда. И, короновавшись в 1515 году, Франциск о замке не забыл. Уже став французским монархом, он снова приедет/вернётся сюда и будет жить тут целых три года: устраивать праздники, балы, маскарады, рыцарские турниры. В общем, отрываться и ни в одном из имеющихся в те времена удовольствий себе не отказывать.

Этот король тоже устроит поход в Италию (привлекала же она французских правителей до тех пор, пока их двор сам ни превратился в законодателей европейских мод). И пригласит/наймёт на работу самого (!) Леонардо да Винчи. Великий итальянский живописец, скульптор, архитектор, изобретатель, писатель, музыкант, учёный и прочая, и прочая и прочая проведёт здесь и неподалёку отсюда последние годы своей жизни.

Кстати, вот эти слуховые окна дворца тоже были украшены на итальянский манер именно при правлении Франциска I.

*  *  *

…И тут нам никуда не деться от того, чтобы на какое-то время ни вернуться к часовне Сент-Юбер. Придётся, дорогие мои читатели. Без этого, поверьте, никак не обойтись. Идём обратно! Или хотя бы ненадолго обернёмся назад. По словам гида, именно тут был захоронен Леонардо да Винчи, который в последние годы своей жизни в качестве инженера работал на французского короля. Действительно там есть мощная «могильная» плита: мы с женой стояли рядом с ней и своими глазами видели, что там чёрным по белому написано: LEONARDO DA VINCHI. Разумеется, сфотографировали и так, и сяк. И, так сказать, «об косяк».

Однако более авторитетные (и многочисленные) источники сообщают нам о том, что:

  • Леонардо умер в соседнем замке (?) Клу (Кло-Люсе), а захоронен, в соответствии со своим завещанием, в галерее церкви Святого Флорентина/Сент-Флорантен (романская архитектура, XI век), находящейся прежде всего метрах в 100 от Сент-Юбера: ныне её нет – давным-давно снесена. Согласно источникам, «Леонардо 23 апреля 1519 продиктовал завещание нотариусу Гийому Буро, который записал: “Завещатель желает быть погребённым в амбуазской церкви Святого Флорентина, и чтобы тело его несли капелланы оной”. После смерти художника 2 мая 1519 г. он был здесь захоронен». Исследователи отмечают, что снесённая церковь находилась внутри крепостной стены замка и её не следует путать с другой церковью с таким же или почти с таким же названием, которая тоже стояла в Амбуазе, но за стенами и частью королевского замка не являлась – Église Saint Florentin;
  • Настоящая могила Леонардо была утрачена, виной чему – и жестокая гражданская война между католиками и гугенотами (религия может не только объединять), и время «ничейности», когда замок был заброшен, и Великая Французская революция. Каждый отрезок времени и конфликт добавлял свою ложку разрушений в бочку… старинных строений. Каждое лыко было в строку. Или напротив?

Откуда же пошла легенда о том, что тут лежит великий Леонардо?

Как я уже написал (но слегка повторюсь), в период гугенотских войн, многолетней заброшенности и отчасти (через много-много лет) Великой Французской революции часовня Сент-Флорантен была разрушена. Будто бы Наполеон хотел её восстановить и даже отдал соответствующее распоряжение, но архитектор (инженер?) решил, что это бесполезно, поэтому элементы от её каменной кладки были использованы для ремонта самого замка/дворца (тоже к тому времени находящегося в упадке, полуразрушенного).

Ещё через несколько десятков лет (то есть спустя 330 лет после кончины Леонардо и его захоронения!) был раскопан фундамент Сент-Флорантен, где, по одним отчётам, будто бы был найден целый скелет, признанный останками Леонардо да Винчи. По другим отчётам, там были груды разных костей и черепов, которыми дети потом успели сыграть в футбол (?). Этот «целый скелет» или эти груды костей с одним якобы большим целым черепом и захоронили в часовне Сент-Юбер, установив на «могиле» большую мраморную плиту с медальоном/портретом Леонардо да Винчи. В общем, официально это так: Арсен Уссе, инспектор музеев Франции, в 60-х годах XIX века идентифицировал некие останки как прах Леонардо да Винчи – вот они будто бы и лежат в Святом Юбере. Люминий – значит, люминий, как утверждали некогда прапорщики в Советской Армии, где и мне довелось служить срочную!

Слишком много допущений и предположений. Разве не похоже на сказки и легенды? Они именно так и куются! Как легенды и мифы Древней Греции и античного Рима.

…И, кстати, здесь как раз к месту вспомнилось: не верь глазам своим! Во всяком случае сомневайся. Семь раз отмерь и один раз прими решение, доверять или нет…

А на том месте, где стояла разрушенная часовня Сент-Флорантен, сегодня установлен белый бюст Леонардо да Винчи. Такое ощущение, что за спиной Леонардо какие-то руины. А может, это не ощущение, а так и есть?

Ливанский кедр в ландшафтном парке замка тоже входит в число местных достопримечательностей. Почему – Бог весть, но на всех картах замка он обозначен наряду с тем, что в замке значимо.

Опять история. Без неё – как без воды: и ни туды, и ни сюды…

Король Генрих II (сын Франциска I) и его жена, рьяная католичка Екатерина Медичи, вырастили в замке Амбуаз своих сыновей вместе с шотландской принцессой Марией Стюарт. Мария станет потом женой будущего французского монарха Франциска II, взошедшего на престол подростком (а после Франциска у неё вообще сложится удивительная судьба шотландской королевы, закончившаяся казнью на плахе, но это другая история).

Генрих обожал рыцарские турниры, на одном из которых был смертельно ранен в голову, по причине чего через десять дней скончался. Как говорится, король умер, да здравствует король! Новым монархом стал 15-летний сын Генриха Франциск II. От имени юного монарха править стали его мать Екатерина и дядюшки Марии Стюарт, братья-герцоги де Гизы, возглавлявшие Католическую лигу: один де Гиз командовал армией, а второй занимался гражданским управлением (хотя числился кардиналом).

Это была уже вторая половина XVI века – период тех самых религиозных/гугенотских войн во Франции, втянувших в себя и высшие элитные круги страны (сейчас это назвали бы «расколом элит»). Существует маргинальная версия, что французские принцы крови (Антуан де Бурбон, его брат принц де Конде), отодвинутые от трона, и примкнувший к ним адмирал Колиньи никакими истово верующими гугенотами не были, а просто боролись за власть и влияние. Кстати, помните расхожую советскую фразочку про «примкнувшего к ним Шепилова»? Не помните? Тогда напомню: в 1957 году в Советском Союзе в период правления Хрущёва («хрущёвская оттепель») была разоблачена «фракционная антипартийная группа, в которую входили Молотов, Каганович, Маленков, Ворошилов, Булганин, Первухин, Сабуров и… примкнувший к ним Шепилов» (из газеты «Правда» той поры). Аллюзия к «примкнувшему» к принцам крови Колиньи. И заодно «лирическое отступление».

…Вернёмся к Франции тех лет. Вдобавок к расколу элит – на тебе! – закончились так называемые Итальянские войны (1494 – 1559 гг). Что за войны такие? Это серия военных конфликтов между Францией, Испанией, Священной Римской империей с участием многих государств Европы (Англия, Шотландия, Швейцария, итальянские города-государства) за гегемонию и обладание Италией. Был заключён Като-Камбрезийский мир. Куча французских солдат, значительная часть которых была из южных гугенотских провинций, вдруг оказалась не у дел, осталась без работы и средств к существованию. Делать ничего, кроме как воевать и убивать, они не умели. Этот горючий материал предпринял попытку воспламениться в Фонтенбло, но герцоги Гизы его притушили, бузотёры были нещадно разогнаны, но… не успокоились. Вот вам и религиозная (или «религиозная») почва для подъёма/расцвета оппозиции внутри аристократической французской элиты. У лидеров оппозиции появились солдаты (или «боевики»). Так сказать, большое количество пушечного мяса.

Гизы провели переговоры с «лидерами» оппозиции, и те внешне притихли, предпочитая действовать из-за спин пассионариев. Однако внизу пожар продолжал разгораться. И в итоге «нарыв» прорвал. Замок Амбуаз, где находился весь королевский двор да и сам малолетний король, штурмовали французские протестанты во главе с Ла Реноди (чтобы похитить Гизов и, главное, монарха и потом править от его имени). Власть по итогам штурма должна была перейти к принцу Конде и его партии (вспоминаем читанные в детстве романы Дюма). Но – увы, безрезультатно! Заговор провалился.

В общем, так называемый Амбуазский заговор был подавлен, Ла Реноди четвертован, а многие дворяне обезглавлены. До полутора тысяч гугенотов живьём сброшены в завязанных мешках в Луару, повешены на балконе замка, подвешены на железных крюках к зубцам стен города (пишут, что весь Амбуаз провонял тогда трупным запахом – разлагающиеся тела в назидание… не потомкам, но современникам долго не убирали). Королева-мать, малолетний король с королевой-женой Марией Стюарт с балкона лично взирали на всё это «действо»: в прямом смысле смертельное «шоу».

После ареста и суда принцы крови (Антуан Бурбон и принц Конде) тоже должны были отправиться на тот свет, но тут внезапно от вскочившего свища в левом ухе и начавшейся затем гангрены умер слабый здоровьем король-малолетка. Ситуация, что называется, «поплыла». Для Антуана Бурбона внезапно открылся шанс стать опекуном нового короля, ещё большего малолетки, чем его брат (т. е. опекуном 10-летнего Карла IX). Но интриги Екатерины Медичи простимулировали/промотивировали его отказаться от опеки. Зато и Гизы были сильно подвинуты в сторону. Ох уж эта хитрая и мудрая Екатерина Медичи!

Любая война всегда завершается если не переговорами, то в крайнем случае худым миром. В нашем случае обе стороны пошли и на переговоры, и на худой мир. Тут же, в Амбуазе, спустя ровно три года после описанных мной выше кровавых событий, между католиками и гугенотами/между Екатериной Медичи и принцем Конде был, наконец, заключен так называемый Амбуазский мир, которым завершилась Первая гугенотская война, но… хорошего мира она всё равно не принесла, ибо давала гугенотам не полную свободу вероисповедания, а, если так можно выразиться, усечённую (например, их службы могли проходить только в частных часовнях за пределами городов, то бишь как бы втихушку, чтобы никто не видел). В целом недовольными остались и те, и другие – обе противостоящие/противоборствующие стороны.

Что касается Амбуаза, то королевский двор после этих страшных событий его покидает. Замок становится заброшенным, что ли. Разрушается то, что осталось не разрушенным гражданской войной гугенотов и католиков. Королевской резиденцией замок точно перестаёт быть, хотя даже в XVII веке тут часто бывал король Людовик XIII, когда охотился в лесах неподалёку. Замком также пользовался его родной брат герцог Гастон д’Орлеан (Орлеанский), по приказу которого, кстати, часть строений была снесена. Во времена французской Фронды Амбуаз превращается в тюрьму для «фрондистов» (Фронда во Франции – это «ряд антиправительственных смут» в 1648–1653 годах, в том числе опять же с участием принцев крови, аристократов).

… В общем, со второй половины XVII Амбуаз становится нежилым. Но руинами до Великой Французской революции (1789–1799 гг) его вроде бы тоже назвать было нельзя. В период революции замок конфисковали новые власти. Амбуаз был разграблен. Потом превратился в казарму и… пуговичную фабрику. Затем запустел. Наполеон, придя к власти, даровал замок своему соратнику графу Роже Дюкро (который ранее был членом конвента и даже президентом клуба якобинцев, затем членом директории, после 18 брюмера консулом, а при Наполеоне вице-президентом Охранительного сената). Оподаренный, решив, что ремонт дороже, не мудрствуя лукаво, большую/значительную часть замка просто снёс, а часть восстановил/отремонтировал.

Ну, вот, не собирался писать об истории замка, а потом увлёкся и вот вам результат копания в многочисленных источниках.

Спешу, однако, успокоить: основная часть истории (самая интересная) закончилась.

…Двигаемся в замок и смотрим вокруг себя широко раскрытыми глазами!

Продолжение следует…

Предыдущая часть
Автор:Владимир БУЕВ
Читайте нас: