Все новости
ВОЯЖ
2 Февраля 2023, 16:00

Амбуаз: город и замок. Часть третья

Караульные помещения. Саламандра Франциска I

…Вот мы с женой и с прочей экскурсией в первом караульном помещении Королевского дворца. Тут целая анфилада залов для охраны – её у первых лиц государства должно быть много. Не разной, а хорошей, а то «как бы чего ни вышло» (аллюзия тут как тут и уже рвётся на простор/на свободу: «ох, рано встаёт охрана… если близко воробей, мы готовим пушку…»)

Охрана у французских королей в разные времена была хоть и хорошей, но… разной (тут в прямом смысле слова): то шотландцы, то швейцарцы (были периоды, что вторых как наиболее верных и воинственных нанимали на службу многие государи Европы), то, наконец, свои родные мушкетёры-французы. Помните, кто такие мушкетёры? Ещё бы! Конечно, помните, даже спрашивать не стоило, посему будем считать, что вопрос риторический.

Что такое? Неужели не все помнят? Ну, как же так? Ай-ай-ай! Ой-ой-ой! Наверное, среди моих читателей есть молодняк. Пусть и немного, но наверняка такие имеются. Я прав или не прав?

На всякий пожарный напомню, слегка растёкшись мысью-мыслью по древу.

«Д’Артаньян и три мушкетёра». Все дети Советского Союза и фильм такой смотрели, и книжку Александра Дюма читали (которая, уточню, просто «Тремя мушкетёрами» называется). И даже книжное продолжение «Трёх мушкетёров» большинство советских детей, как пить дать, в те времена проглотило: и «Двадцать лет спустя», и «Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя».

…Итак, первое караульное помещение (все помещения замка реставрированы).

*  *  *

Ниже на снимке – так называемая «саламандра Франциска I». Находится в этом же первом караульном зале. Из пасти саламандры вроде бы рвётся/вырывается/пышет огонь. Пусть огонь и похож на какой-нибудь хилый цветок или ветку с тонкими листиками/лепестками, но я буду настаивать на своём: это обжигающее пламя. Настаивать мне велит легенда.

Почему символ саламандры стал одним из любимых в геральдике Франциска? Как говорится, все проблемы идут из детства. Из тех времён, когда жена правящего монарха Карла VIII королева Анна Бретонская обижала матушку Франциска. И мальчику приходилось самостоятельно сдерживать свой буйный от природы нрав.

…Франциск по идее не должен был стать французским королём, ибо (напомню) не был сыном монарха, а был всего лишь его двоюродным племянником. Но у наследовавшего Карлу VIII короля Людовика XII (напомним, что этого мужчину на самом деле звали Луи) не было сыновей. Были только дочери – так уж Бог или природа постановили/определили.

Вот одну из своих дочерей по имени Клод Людовик XII и выдал замуж за сына своего двоюродного брата, носившего в тот период титул графа Ангулемского, сделав его таким образом наследником престола. А у самого Франциска в жёнах оказалась троюродная сестра, что, впрочем, для того времени было вполне нормальным/естественным явлением: знать роднилась со знатью, королевские дома – с себе подобными. Ну, а троюродное родство вроде как уже и не считалось родством, во всяком случае близким: дескать, седьмая вода на киселе.

Думаете, я опять к истории вернулся и в ней завяз?

Вернулся, но… не совсем. Хотел сказать пару или чуть больше слов о саламандре вообще и саламандре как геральдике, «ярким цветным пятном» представленной в первом караульном помещении. Но чуток ушёл в сторону. Так сказать, лирически отступил от красной линии.

У алхимиков, как пишут, саламандра, изображаемая в виде небольшой шустрой ящерки, означал дух огня. Согласно побасенкам, это мифическое животное, спрятавшись в горящих дровах, могло спокойно существовать в огне, игнорируя смертельный жар, ибо… имело холодное тело (странное объяснение?). Саламандра – некий «элементаль огня» (то есть дух, состоящий из огня). Да и сам костёр мог погаснуть, если туда вместо поленьев или хвороста подбросить саламандру. Порой она, эта саламандра, означала даже пресловутый «философский камень».

Франциск сделал её своим символом с девизом: «Питаю хорошее и уничтожаю плохое».

В недрах интернета постулируются две версии, почему Франциск питал к саламандре такие нежные чувства (хотя если и не объяснение причины, то намёк на такое объяснение я, как мне кажется, уже дал).

Версия первая. Якобы кто-то из учителей Франциска в детстве внушил/подсказал будущему королю: дескать, «саламандра – символ умеренности [тут чуть не написал “и аккуратности”: были два таких таланта у грибоедовского Молчалина] и воздержанности, призывающий юного наследника питаться пламенем любви и благоразумия, избегая разрушительного огня бурных страстей, недостойных принца». Иными словами: мол, Бог терпел и нам велел. По словам этого учителя (даже его имя будто бы в истории сохранилось, но не буду перегружать и без того перегруженный текст), Франциск «обладал темпераментом полным огня, способным ко всем добродетелям, который приходилось то раздувать, то приглушать». Раздуть страсть он и сам при необходимости мог усилием воли (нарочито). А вот знак/эмблема изворотливой саламандры должна была эти внезапные/непроизвольные страсти умерять – гасить, как гасит огонь.

Вторая версия связана… да-да, с Леонардо да Винчи, который прибыл ко двору Франциска, якобы привезя с собой, помимо картин «Иоанн Креститель», «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» и «Мона Лиза», ещё и знак саламандры.

…В общем, любуйтесь на эмблему, которая стояла в караульном зале в тот момент, когда мы с женой туда вошли. Думаю, она и сейчас там стоит: не выбросили же её на помойку!

*  *  *

Полностью не уверен, но по памяти снимки, что ниже, – это виды с открытой (всем ветрам) галереи, называемой Галереей караульных (продолжение анфилады залов).

А если память мне изменила, и я ненароком ошибся, прошу меня простить и мысленно поправить. Я непременно услышу в свободном эфире (очень на это надеюсь).

С открытой галереи караул/охрана мог(-ла) хорошо обозревать Луару (видеть судоходство и любую ожидаемую или неожиданную переправу).

Сейчас речную гладь с мостом через реку обозреваем и мы с супругой. Никакого судоходства или переправы в момент нашего «обозревания» и в помине не было.

Обозрите и вы, дорогие мои читатели.

На первом снимке ниже вид на башню Эрто.

*  *  *

Анфилада «охранных залов» включает в себя также Зал почётного караула.

Тут охрану несли караульные совсем иного, более высокого, статуса, нежели в первом зале. Не абы кто, а высокородные дворяне, часто – титулованные (бароны там всякие, виконты, графы). Отсюда был прямой выход к лестнице, ведущей в королевскую опочивальню. Охранялся не только сон, но сама жизнь помазанника Божьего.

...В этом зале замка Амбуаз в первой половине декабря 1661 года по дороге в Париж останавливался капитан мушкетёров короля Людовика XIV д`Артаньян, арестовавший всесильного французского сюринтенданта/суперинтенданта (министра финансов?) Николя Фуке. В общем, отвечал этот дядя за государственные доходы. Даже представить сложно, сколько к его рукам прилипло! Помнит ли дорогой читатель, что на фронтоне дворца Фуке был начертан латинский девиз «И чего я ещё не достигну?», так разозливший/взбесивший французского монарха?

Разумеется, в реальной жизни приказ об аресте Фуке получил не книжный д'Артаньян, а всамделишный/реально существовавший дворянин – Шарль Ожье де Бац де Кастельмор. Впрочем, и книжный тоже (и оба, как ни странно – гасконцы).

В общем, факт в том, что при Людовике XIV в замке реально находились опальные Николя Фуке и герцог де Лаузен.

…Когда мы с женой бродили по Амбуазу, экскурсовод и показала, где ночью обитал известный благодаря перу Дюма книжный мушкетёр. Повторяюсь, вот в этом Зале почётного караула, снимки которого помещаю ниже.

В романе д’Артаньян ведёт большие и вежливые переговоры с Фуке и даже даёт ему возможность уничтожить в огне компрометирующие бумаги (чтобы написать эту фразу, я специально порылся и перечитал кусок из «Виконта де Бражелона, или Десять лет спустя», где об этом говорится).

…На самом деле Николя Фуке сдался Королю-солнцу после двух дней поисков, хотя имел возможность не сдаваться – мог бы улизнуть за границу. Но просто он был уверен в силе денег и в том, что у него «всё на мази»: судить министра/суперинтенданта Франции имел право только Парижский парламент, подкупленный (как уверяют источники) на 80%. Но тут уж Фуке с его девизом «И чего я ещё не достигну!» не словил фишку, которая прозвучала в форме королевского «государство – это я!» Так сказать, «отлилась в граните» (все помнят современного автора этой забавной фразы?)

Мне самому интересно, сейчас бы я смог читать романы Дюма или сломался бы на второй странице? Надо как-нибудь поэкпериментировать. Кусок из «Виконта де Бражелона…» вошёл в голову без проблем, но там у меня была конкретная цель – найти диалог д’Артаньяна и Фуке.

…В общем, смотрим снимки небольшой комнаты (громко названной залом), где останавливался книжный д`Артаньян. В помещении размещена и карта замка, чтобы не забывать, где находишься и отслеживать свой маршрут.

Предыдущие части
Автор:Владимир БУЕВ
Читайте нас: