О вкусном и здоровом планировании
Все новости
ПРОЗА
21 Мая 2024, 19:30

Геронимчик. Дедушка, милый мой, дедушка. Часть вторая

Рассказ-очерк

из архива автора  Первая семейная фотография. 1956 г. (г. Салават)
Первая семейная фотография. 1956 г. (г. Салават)Фото:из архива автора

3. (Т.К.)

Школьная шалость

 

И, возмущен мечтой лукавой

Смотрю я в чащу, где средь мглы

Блестят на солнце листья, травы

И сосен красные стволы.

А. Н. Майков

Начало учебного года. Геронимчик учился в шестом классе. Учительница ботаники повела детей на природу в лес. Показать виды трав, деревьев, собрать образцы флоры для гербария.

В эти веселые теплые деньки бабьего лета ощущалась прохлада и таинственность леса, на опушке которого загорались гроздья рябины.

Дети увлеченно слушали урок педагога, находили красивые экземпляры веточек и листьев разной цветовой гаммы. Когда отвлеклись, заметив кружившего прямо над ними ястреба, двое мальчиков незаметно скрылись в лесу.

А ястреб, широко расправив крылья, все парил в воздухе, высматривая добычу.

Вроде бы все рядом, и только когда была пора возвращаться в школу, обнаружилось отсутствие ребят. Стали звать, аукать на разные голоса. Учительница до того растерялась, что в панике не знала, как действовать. И тут из-за деревьев выбежал один из потерявшихся с криком: «Там… Геронимчик!..» Все бросились к указанному месту, а, добежав, оторопели. Волосы поднялись дыбом у большинства, раздались крики ужаса, учительница потеряла сознание. И было от чего: на толстой ветке дерева висел Геронимчик, а его шею обвивала веревка. Только позже разобрались, что это не веревка. Он намотал под одеждой вокруг талии длинное кашне, протянул вдоль спины, под подбородком, и ослабил на шее так, что жизни ничто не угрожало.

Это была месть за плохую оценку его знаний, за двойку.

Наказание от отца было суровым. Он, держа сына за ухо и не разжимая хватки своих крепких пальцев хирурга ни на секунду, провел нерадивого шутника во время уроков по классам, кабинетам, учительской. «Горе-герой» каялся перед всеми и просил прощения. Ко времени прихода домой ухо увеличилось в размерах втрое, пульсировало и приобрело малиново-фиолетовый цвет. Несмотря на матушкины примочки и мази, ухо долго болело, напоминая о неуместном поведении. Раскаялся искренне и глубоко: «Так поступать и зло шутить не буду никогда!»

Этому, жизнью выведенному правилу, он был верен до конца.

_________________________

IV. (И.К)

В самом конце девяностых годов в городе Уфе открылся реконструированный Гостиный Двор, правда, от исторического здания архитекторы оставили один угол. Вписали, так сказать, историческую кладку в технологичную систему фасада. Но суть не в этом. Новые торговые площади бодро освоили местные предприниматели. По внутреннему периметру были запущены ряды игровых автоматов. Они сверкали лампочками ярких цветов и зазывали ритмичной игривой музыкой.

Я уже познакомился со своей будущей женой, уже жили вместе в одной комнате. Случились денежки, и мы решили прогуляться до новой Торговой площади, перекусить в любимой (единственной на тот момент) пиццерии (на Коммунистической улице), которая носила оригинальное название «Пиццерия», заглянуть в Гостиный двор, чтобы пропустить по стаканчику пенного молочного коктейля со вкусом кокоса.

Наше внимание притянул игровой автомат «Денежная горка», облепленный с разных сторон людьми, которые во все голоса обсуждали, когда же эта горка свалится, и кто же станет счастливчиком. Моя возлюбленная прислушалась к разговору двух мужчин и увлекла к автомату: «Давай попробуем на этой стороне. Бросим пару монет наудачу. Вот с этой стороны будет вернее всего. Смотри…» — и тут же запустила в прожорливую щель монету за монетой. Горка обрушилась, наградив нас кучей «гульденов златых». Я услышал за своей спиной недовольные возгласы: «Какого рожна! Целый час бросал, ползарплаты накидал, а тут эти пришли, кинули пару червонцев и все забрали!».

Пока мужики возмущались, мы выгребали «пластинки драгоценного металла круглой формы» из лотка автомата. И, по видимости, загребли себе «беса легкой наживы». В ход шла монета за монетой, вымеряли и присматривались, пытались просчитать следующий бросок, сторону и очередь. Ходили вокруг «Денежной горки» как хищники, выцеливающие добычу. Истратив половину хабара, едва смогли остановиться. Фраза одного из мужчин, который рядышком разговаривал со своим приятелем, окатила с ног до головы холодным душем: «Глянь, ща накидают, а мы их бабки свалим и заберем!». Мне пришлось взять себя в руки, крикнуть девушке: «Стоп, баста, амба, полундра, карамба! Мы сейчас все проиграем!», схватить её за талию и настойчиво пробраться сквозь толпу зевак.

На площади у фонтана состоялся разбор полетов. «Это что сейчас было?» — «Я сам не понял» — «Как меня так угораздило? Я же в жизни никогда не выигрывала!» — «Словно демон вселился…» — «Хорошо хоть не все спустили. На что бы тогда жили?» — «И то, правда!» — «Наваждение какое-то»…

Больше никогда, да-да, ни разу в жизни. Испугались очень. Испугались не столько потери денег (хотя это для студентов немаловажно), сколько того состояния, когда не можешь управлять собой, теряешь полный контроль над ситуацией и в мозгах свербит только одно: «сейчас-сейчас, вот-вот сейчас, ах нет, да как же это, ага, сейчас-сейчас, нет-нет-нет, только не это, ну вот, точно сейчас» — и все по кругу, и ничего больше, в общем, полный «алес капут».

Больше никогда, ни при каких обстоятельствах мы не приближались к игровым автоматам, не играли на деньги, даже просто в азартные игры, не делали ставок.

А игральные карты я вообще терпеть не могу, очень редко к ним притрагиваюсь, даже не уговаривайте, как оказалось, вот почему…

из архива автора  Г.Г. Фридт (слева) с другом Давидом (справа). 1960 год. (г. Салават)
Г.Г. Фридт (слева) с другом Давидом (справа). 1960 год. (г. Салават)Фото:из архива автора

4. (Т.К.)

Карты

 

Я – одессит! И мне труда не жаль,

Чтоб эта фраза, этот светлый образ

На всех ветрах звучали, как медаль

За верность и за рыцарскую доблесть!

Г.Г. Фридт

 

В 1934 году Героним – студент Одесского двухгодичного учительского института. Параллельно с успешной учебой началась разгульная и бесшабашная молодецкая жизнь, подобралась веселая компания. Мать огорчали поздние возвращения домой. Она часто стала улавливать запах вина. По-настоящему насторожило, что в карманах сына появились большие деньги. Обо всем рассказала мужу. В описываемое время в городе было много питейных заведений, винных подвальчиков с игорными комнатами. Не составило труда выследить, какой притончик посещает в компании молодых прожигателей жизни и ловцов удачи их обожаемый сын. И однажды ночью, в полуподвальном кабачке, где было сизо от табачного дыма и винных паров, Героним, наклонившийся над игорным столом, чтобы забрать выигранные деньги с кона, получает удар отцовской тростью, что называется, «через всю спину». Народ оторопел. Удары продолжались.

Ярость, унижение, задетое самолюбие, необходимость признания своего поражения, невозможность что-либо изменить и исправить обдавали его холодными волнами. В голове не осталось ни одной мысли. Возгласы боли и отчаяния вырывались из груди.

На улице шел дождь. Раздался страшный удар грома, от которого задрожала земля и покачнулись деревья. Следом за ним ослепительная вспышка молнии расколола небо, разорвала темноту, осветила низвергающиеся на них потоки воды. Ледяные струи быстро насквозь промочили одежду, унесли все тепло тела.

Но, как ни странно, непрекращающиеся удары по спине, а иногда и по голове, когда он не успевал увернуться, переносились теперь легче. Ничего страшного, с ним все будет в порядке. За свою девятнадцатилетнюю жизнь он не болел ничем ни одного дня и надеялся, что и на этот раз обойдется. Юноша слишком рассердился, чтобы умереть.

А отец все подгонял его молча, пока не зашли домой, где мокрый и побитый сын был передан в руки матери.

Лечение, заживление ран и выздоровление было долгим, и у Геронима оказалось достаточно времени обдумать понимание своей дальнейшей жизни.

Он свято выполнял обещанное родителям, а самое главное – самому себе и никогда впредь не курил, не играл в карты, даже в часы досуга в семейном кругу в безобидного «дурака». Не принимал участие в лото, где нужно было за карточки ставить на кон медные копейки и пятачки. Принципиально. Алкоголь позволял себе на день рождения и Новый год, очень умеренно и только качественный коньяк и шампанское.

из архива автора  Героним Фридт (в центре со скрипкой) играет в семейном трио. 1939 г.
из архива автора  Внук Геронима Фридта играет на отчетном концерте. 1987 г. (г. Салават)
Героним Фридт (в центре со скрипкой) играет в семейном трио. 1939 г.Фото:из архива автора

V. (И.К)

Скрипка деда висела в плотном жёстком кофре, в кладовке. Скорее даже не висела, а укладывалась торцом на два штыря с намотанным на них узким бруском поролона.

— Деда, а можно на скрипку глянуть? — спрашивал я всякий раз, как оставался на день или просто заходил к бабушке и дедушке.

— Конечно можно, только руками не трогать! — отвечал с улыбкой дед.

Он любил этот мой вопрос, потому что появлялась важная причина и дополнительная возможность настроить инструмент, проверить его, осмотреть, проведать, так сказать.

Дед играл по праздникам и знаменательным дням. Как же, делу время и потехе час. Знал несколько полек, играл чардаш с собственными вариациями, древнюю тарантеллу и множество песен разных народов. По просьбе дочери и супруги мог подобрать со слуха что-то из советской эстрады.

Мама как-то рассказывала, что однажды откровенно пристала к нему с просьбой подобрать песню в исполнении Тамары Миансаровой «Чёрный кот». Дед возмутился, мол, эти буги-вуги невозможно сыграть на скрипке, мол, скрипка не воспринимает современные песни-дрыгалки. Но мама не отступала и продолжала напевать: «Говоря-а-ат не повезё-от, если чёрный кот дорогу перейдёт, а пока наоборот — ты-ты тыры ты-ры ты ты — только чёрному коту и не везё-о-от»…

По-моему, деду нравился текст и смысл песни, но вот эти самые «ты-ты тыры ты-ры ты ты» его пугали, он не мог понять, как и что играть в этом месте.

Отступать некуда, да это и не в принципах Геронима Геронимовича.

И вот, что он придумал.

Во-первых, он купил виниловую пластинку Тамары Миансаровой и прослушал нужную песню несколько раз подряд. Во-вторых, подготовил жену, чтобы она уводила дочку на рынок или гулять в парк на часок-другой, или встретить с работы, так как это был сюрприз. В-третьих, подобрал на скрипке вокальную партию и разучил до беглости в пальцах. И в день рождения Томы-дочки, когда собрались и расселись гости по своим местам, извлёк скрипку из чехла, подтянул струны, попросил дочурку выйти из-за стола, подойти ближе к нему и начал играть.

Дочь опешила и узнала мелодию с первых нот. Когда дело дошло до того самого момента, первые «ты-ты тыры ты-ры ты ты» спела бабушка Таня, а все остальные места с этим буги-вуги пела, пританцовывая, дочь, да ещё и гости подхватили. Грандиозный успех! Хит сезона «Чёрный кот» надолго занял прочную позицию среди любимых песен, которые исполняли наши родственники, друзья и добрые соседи.

 

Продолжение следует…

Авторы:Тамара КАЗАКОВАИлья КАЗАКОВ
Читайте нас: