Михаил Гундарин: «ИТОГИ 2024: ТОП-10 фильмов года»
Все новости
КИНОМАН
20 Августа 2023, 13:00

Любимое кино: «Ведьма из Блэр» (1999 г.)

«Ведьма из Блэр» – пример не только хорошей режиссуры и актерский игры, но и действие грамотно продуманного маркетинга.

Приготовьтесь! Сейчас будет страшно!

Может, не всем и не каждому, ведь страх – явление субъективное, но то, что «Ведьма из Блэр» – жуткий фильм, способный даже в наше время навести страху – факт определенный. «Ведьма из Блэр» считается одним из самых страшных фильмов, а так же является удивительным триумфом независимого кино: при скромном бюджете, фильм умудрился набрать в прокате внушительную сумму, что позволило ему даже войти с Книгу рекордов Гиннесса по лучшему соотношению расход/доход.

«Ведьма из Блэр» – один из первых представителей жанра «псевдодокументалистики» или «found footage» т. е. якобы найденных пленок, из которых смонтирован материал. По сюжету трое студентов-кинематографистов отправляются в леса штата Мэриленд для съемок документального фильма о ведьме из Блэр и бесследно пропадают. Год спустя находят пленки с материалом пропавших студентов, из которых и смонтирован данный фильм, показывающий, что произошло с молодыми людьми. Зритель пройдет весь путь от момента подготовки к съемкам и опросов местных жителей о легенде ведьмы из Блэр, до блужданий по лесу, наполненного странностями и жуткими вещами. Пройдем мы его до самого конца, испытывая на себе весь ужас и отчаяние героев.

Знали ли режиссеры фильма Дэниэль Мирик и Эдуардо Санчез в 1999 году, что создадут настоящую бомбу, способную заставить зрителя поверить в реальность всего происходящего? Взяв обыкновенные видеокамеры (есть еще 35-миллиметровая камера, создающая скорее кинематографический эффект), отказавшись от операторов и поставив за них актеров, которые и фиксируют на видеокамеры все; отказавшись от музыки и прочих красивостей кино, создатели воссоздали реальную и правдоподобную картинку, что некоторые всерьез поверили тому, что все это было снято реальными людьми, реальными студентами в реальном лесу, в котором творится паранормальщина и бродят призраки.

«Ведьма из Блэр» – пример не только хорошей режиссуры и актерский игры, но и действие грамотно продуманного маркетинга. Фильм рекламировали, как реально снятый пропавшими студентами материал, а самих актеров помечали как «пропавших без вести или умершими». Плюс фильм породил целую мифологию, включающую несколько продолжений, пародий, книг и видеоигр. А уж о целой волне псевдодокументальных хоррор-фильмов и говорить не приходится – «Паранормальное явление», «Репортаж», «Искатели могил» и многие другие. Что сказать, подобный стиль выглядит невероятно правдоподобно, если уж и хорошо сыгран. Здесь же актеры даже не играют, а проживают все ситуации. Большая часть диалогов сымпровизирована, некоторые ситуации держались от актеров в секрете, чтобы вызвать настоящий ужас. В результате происходящему действительно веришь.

Самый главный ужас «Ведьмы из Блэр» заключается в том, что ни зритель, ни герои никогда не увидят. Самое страшное всегда прячется во тьме, не показывает своей сущности, лишь оставляет знаки и производит шумы вокруг. Страх неизвестности и незримой угрозы плюс страх темноты, включая отсутствие цивилизации – вокруг лишь темный лес, населенный неизвестно чем. Все это действительно пугает эффектнее страшных рож, выпрыгивающих на весь экран. Потому что воображение способно достроить картинку, «Ведьма из Блэр» до сих пор может пугать, ведь опасности вблизи мы так и не увидим, но будем всегда знать, что она есть и она рядом.

В 70-х еще одним мастером хоррора, Уэсом Крэйвеном, для фильма «Последний дом слева» был придуман слоган, который в те времена был довольно смелым и шокирующим: «To avoid fainting, keep repeating «It's only a movie...It's only a movie...» («Чтобы не упасть в обморок, повторяйте: это всего лишь кино… всего лишь кино»), ибо границы между фикцией и правдой на экране для некоторых зрителей практически размывались, что они считали все происходящее истиной.

«Ведьме из Блэр» это тоже удалось. В одной из сцен оператор обращается к героине – режиссеру документального фильма: «Я понял, почему тебе нравится камера. В ней нет реальности. В камере фильтрованная реальность, можно притвориться, что все не так, как есть». И эта сцена (одна из тех, подобных слогану Крэйвена) создает отрезвляющий эффект от той реальности, которая воспроизводится на экране, дабы не слишком сильно упасть в нее и намекнуть на то, что это всего лишь кино, которое пытается казаться настоящей правдой. Это не сильно помогает: вплоть до конечных титров, зритель будет верить этой реальности. Такова уж магия кино!

Наше время показывает, что другой «Ведьме из Блэр», способной достичь того же эффекта оригинального фильма 1999 года, нет места. Недавно сделанный фильм «Ведьма из Блэр: Новая глава» – прямое продолжение оригинального фильма – показал, что ни новые технологии, ни другой уровень режиссуры и актерской игры, ни уж тем более прямой показ монстра не работают на тот уровень страха, который был достигнут в оригинальном фильме. Может, изменились времена, изменился и зритель, что теперь экран воспринимается как призма и отфильтрованное изображение. Одно время кино переживало целое засилье подобных псевдодокументальных фильмов, что рынок буквально этим приелся. Возможно, и не будет новой «Ведьмы из Блэр», но останется старая – та самая искренняя, правдивая, леденящая душу и вызывающая первобытное чувство страха картина, которая и породила все то, во что мы сейчас уже не верим.

Автор:Егор Окунев
Читайте нас: