Есть такая негласная категория фильмов, как «аморальное кино»: в подобное ленты обычно выливают на зрителей потоки всяческих нечистот, пытаясь показать всю бездуховность нашего мира, всю пошлость и беспрестанную глупость нашего бытия, разумеется, всё это сопровождается доброй порцией сцен сексуального характера, всевозможным матом и так далее. Не знаю, как вы, друзья мои, относитесь к подобному «кину», а я, как говорил один герой пьесы Вампилова «Утиная охота», “я, конечно, не ханжа, но…” обращаюсь к нему довольно редко: не будем углубляться в бессмысленный спор о том, что мир и так полон грязи, поэтому абсолютно бесполезно лишний раз напоминать об этом – только себя расстраивать.
И всё же стоит признать, что есть в «аморальном кино» случаи, когда фильм настолько отвратителен, что даже хорошо – настолько он глубок в своей мысли (это, конечно, не делает его более эстетичным, но отнюдь). Именно таким я могу назвать «Грязь» – один из самых гротескных, скандальных и провокационных фильмов последнего времени.
Главный герой фильма – Брюс Робертсон (Джеймс МакЭвой) – это социопат, наркоман, алкоголик, извращенец и просто человек, который пьянеет от собственной глумливой изобретательности и безнаказанности. По сюжету фильма он обычный полицейский, который расследует зверское убийство японского студента. Вместе с Робертсоном дело об убийстве студента поручают всему полицейскому отделу, и тот, кто достигнет в расследовании наибольших высот, – станет комиссаром. «На войне все средства хороши» – такова модель поведения Брюса, поэтому он подстраивает различные уловки, чтобы дискредитировать своих сослуживцев: спит с женой друга, обвиняет коллегу по работе в гомосексуализме, накачивает наркотиками доверчивого приятеля – это лишь небольшая часть из той «грязи», что содержится в Брюсе.
«— Почему ты решил стать копом, Брюс?
— И ты решил уничтожить паразитов изнутри?
— Нет, мне тоже захотелось.»
Главный герой фильма специально выбрал работу в полиции, так как, по его словам: «копы всех прессуют», и он решил присоединиться к ним. Для морального урода, коим предстает перед зрителями Брюс, абсолютная безнаказанность и власть перед окружающими людьми – это дополнительная возможность «подкормить» свое эго.
Можно сказать, что Брюс придерживается извращённой формы социал-дарвинизма, так как в его понимании жизнь – это игра, поэтому «нужно быть лучшим». Только правильно разыграв свои карты, человек достигает успеха, оставляя проигравших с носом. А что касательно правил, то здесь все просто: кто больше старается, больше строит каверз, тот выходит в лидеры и получает свой законный приз. Приз для Робертсона – это не только повышение в карьере, но и моральное удовольствие, которое он получает от поощрения своих социальных и сексуальных девиаций.
«В игры играли всегда. Повторяю, всегда. Но никто не достиг в этом таких высот, как я.»
По ходу фильма можно увидеть постепенную моральную и умственную деградацию главного героя, которая в конечном итоге сводит его с ума. Все по законам жанра. Но в сценарии кинокартины, когда повествовательная комедийная нить прерывается драматическими моментами, появляются несколько особенно важных для понимания образов, которые, простите за банальность, выступают лучиком света в этом тёмном царстве аморальности.
Сперва стоит упомянуть о жене главного героя – Кэрол Робертсон. Осудить девушку за уход от такого морального урода нельзя, однако этим поступком она дала Брюсу оправдание для всех его выходок. Герой искренне верит, что любимая женщина вернётся к нему сразу после того, как тот получит повышение, мол, «ничто так не соблазняет женщину, как власть». Соответственно, в достижении своей цели Робертсон не гнушается даже самых низких приёмчиков. Брюс так сильно боится потерять жену, что она становится его своеобразной галлюцинацией и второй личностью одновременно.
«Мы с Брюсом в чем-то похожи. Мы оба знаем, чего хотим. И как это получить.»
Психическое расстройство главного героя проявляется и в других его видениях, самыми частыми из которых являются сеансы с доктором Росси. Во время приёма Брюс выглядит вполне приветливым и уравновешенным мужчиной, что говорит зрителю о стремлении героя вылечиться и стать образцовым человеком.
Остатками былой совести Робертсона наполнены моменты с Мэрри – вдовой, умирающему мужу которой пытался помочь полицейский. Гнустность Брюса здесь безвластна, так как горе девушки сродни духовной пустоте героя: в определённом смысле они опустошены, что стало для персонажей точкой взаимопонимания.
В финале фильм перестает потрясать зрителя дерзкими комедийными сценами на грани фола и меняет характер повествования: теперь это поучительная история с морализаторским уклоном, своеобразная притча. Очевидно, что такой сумасбродский образ жизни, который вел Брюс, не мог привести к счастливому финалу. Чувство вины съедает изнутри главного героя. В финале фраза, которую неоднократно произносит Робертсон во время фильма: «Правила везде одни», обретает новый смысл. По правилам игры каждый платит за свои проступки, и цена ошибок Брюса – его собственная жизнь.
Что же представляет из себя «Грязь»? Это фильм о человеке, который оступился на вершине лестницы, но вместо того, чтобы подняться, осознав свои ошибки, лишь продолжил падать. Закономерный итог – бесславная смерть. Для такого озлобленного человека, как Брюс Робертсон, вся мерзость мира – лишь оправдание для собственных злодеяний. Если повсюду свалка, то, что будет от одного пластикового стаканчика? Такой человек беспомощен и останется пребывать в бесконечном одиночестве, продолжая удовлетворять своё раздутое эго унижением окружающих его людей.
«Грязь» – это урок, который нужен человеку, но который тяжело воспринять, потому что правда буквально колит глаза. Наш мир и общество несовершенны, но ещё больше далеки от идеала человеческие взаимоотношения: стремление быть лучшим из лучших съедает человека изнутри, не оставляя в теле местечка для совести. Бесплотные существа, которые остаются после этой жатвы, не исчезают, но и жить полноценно не способны, а потому служат другим напоминанием об ответственности друг перед другом и самим собой. В итоге фильм «Грязь» заслуживает просмотра, но полюбить его тяжело.