Третьей Маргаритой поэта Станислава Шалухина стала Елена Анненкова, профессиональный музыкант и одаренная поэтесса, творческий союз с которой был недолгим, но, наверное, самым плодотворным в его жизни. Они знакомятся в начале 2000-го года. Небольшой богемный «междусобойчик», заинтересованные взгляды с обеих сторон, неожиданный вызов на «поэтическую дуэль» от Елены — Станиславу, от литератора-дилетанта — ему, уже признанному в городе автору…
Детали их романа неизвестны, но достоверно сказать можно то, что занятий любовью в холле Союза писателей их отношения не предполагали. Зато за короткий срок рождаются несколько десятков романсов на стихи Шалухина, написанных Еленой. Стас и сам был бардом, получал на этом поприще в свое время какие-то лауреатские звания, однако, чем уж обидел его Бог — так это голосом. Зато музыкальная Елена* сумела сгладить шероховатости его манеры исполнения. И буквально за два-три месяца творится музыкально-поэтическая композиция по мотивам «той самой» поэмы. Позже — по мотивам и других произведений Стаса. Вместе с оперными певцами Верой Ромашовой и Андреем Коваленко Стас и Елена дают несколько концертов на камерных уфимских сценах.
«Как бы ниоткуда пришла и стала рядом еще одна Душа, которая так же удивительно ярко, остро и… больно — словно это было внезапным прозрением — пережила вновь и Поэму, и все случившееся в ней, как свою собственную нахлынувшую Жизнь…» — написал об этом Шалухин.
Но та же самая ситуация продолжает тиражироваться и на сей раз: по семейным обстоятельствам Анненкова переезжает из Уфы в Омск. На похороны Станислава она, разумеется, прилететь не успевает: это слишком далеко, рейсы Аэрофлота нерегулярны, да и… стал ли кто-то ее вовремя об этом оповещать?
…Хорошо помню их концерт в августе 2000-го года в уфимском Доме-музее имени С. Т. Аксакова. Помню бледного серьезного Стаса в ослепительно белом костюме, отрывисто читающего эти строки из своей поэмы, где говорится о смерти возлюбленной героя:
Как на заоблачной бумаге
прозрачный штрих карандаша,
летит — пока еще не Ангел! –
Ее прекрасная душа.
Она летит, еще не зная
небесной жизни торжества,
она почти еще земная,
она почти еще жива…
Слова, как музыка, звучали:
о, кто ты, имя назови!
Ты будешь Ангелом Печали?
— Я буду Ангелом Любви!
А вот об этом рассказывала Алла, жена Николая Грахова, поэта и редактора, с которым Стас был близок творчески и дружески на протяжении многих лет своей жизни. На сороковины Шалухина (спустя ровно два года после того концерта в аксаковском музее, о котором говорилось выше) в окно к Граховым ворвалась летучая мышь, села на плечо Николаю, словно бы что-то пытаясь прошептать ему на ухо. Потом, вечером, в углу глухо загудела шалухинская гитара. Стас играл на этом инструменте много лет, а незадолго до гибели за символическую цену уступил старому другу.
— Гитара стояла в углу зачехленной, — рассказывала Алла. — Однако звук был хорошо слышен. Она играла сразу на всех струнах, мелодии разобрать было, конечно, нельзя, но это было — абсолютно точно — не просто неразборчивое гудение. Продолжалось оно минут пятнадцать. Потом все стихло. Мы пытались найти этому материалистическое объяснение, думали об электромагнитном напряжении в воздухе — но в этот день грозы не было и не намечалось. Оставалось только признать, что это Шалухин прощался с нами.
Однако, конечно же, так никто и не понял, что же напоследок пыталась поведать душа Шалухина. Хотел ли он о чем-то предупредить оставшихся в живых? Или просто подавал последний прощальный сигнал?
Может быть, он действительно превращался в Ангела Любви в этом новом своем бытии? О чем-то подобном говорили на похоронах и ученики его жены — главной уфимской Маргариты, бывшей учительницы русского языка и литературы, переквалифицировавшейся в ведьмы. «Наверное, он сделал все, что было положено ему здесь, и теперь он нужнее в других измерениях».
Но кто же все-таки был его настоящей Маргаритой? Жена, которую он назвал «земной и небесной половинкой» перед Богом и людьми? Девушка из Аркаима, с такой силой запечатленная в его стихах? Или последняя любовь — музыкальная Лена Анненкова, так чутко уловившая своей душой вибрации его души? Или, действительно, это тот случай, когда разбираться с этим героям придется еще не одну жизнь?
Слово «Любовь» Станислав всегда писал только с большой буквы. Выглядело это немного старомодно и напыщенно — по крайней мере, пока он был жив. А после его смерти почему-то уже перестало смешить скептиков.
Еще в советские времена, помнится, влюбчивый поэт Шалухин написал это пронзительное короткое стихотворение:
Женщину благослови, Господь,
ясный дух и ангельскую плоть.
Ничего не вижу от любви…
Женщину, Господь, благослови!
*Песни Елены Анненковой на стихи Станислава Шалухина
Столько лет…https://www.chitalnya.ru/work/4073616/
Станислав Шалухин «Ах, как сладко пахнет ветер!» https://www.chitalnya.ru/work/233198/