Жена поэта Станислава Шалухина была главной Маргаритой города Уфы. Во-первых, ее просто так звали по паспорту. А во-вторых, свое имя Маргарита вполне оправдывала. Некогда она закончила филологический факультет местного университета, после чего преподавала в школе русский язык и литературу, но позже, на волне подъема интереса к всевозможной мистике, учительница переквалифицировалась в ведьму. Это почти без иронии: поначалу Маргарита Шалухина зарабатывала на жизнь тем, что писала в газеты астропрогнозы, а затем открыла довольно известный в городе эзотерический салон. На похоронах Стаса было, по сути, две абсолютно разные категории поминавших его: маститые писатели еще старого, «советского» разлива – и ученики Маргариты, астрологи, мистики, маги.
Верил ли он во все это сам? Или это дело было чем-то вроде «семейного бизнеса»? Иногда в кулуарах он так об этом и говорил: да ни во что это я и не верю, конечно. Вот только стихи последних лет выдавали его с головой: да, верил, и верил очень всерьез, хотя не совсем так, как оно бы «требовалось» –исходя из официального имиджа общества «Эзотерика».
Стас и Маргарита прожили в браке 26 лет, вырастили троих прекрасных детей, а в 2000 году они обвенчались в церкви. И Станислав публично назвал Маргариту «своей земной и небесной половинкой». Их привязывали друг к другу такие узы, которые зачастую гораздо крепче страсти и влюбленности: не только долг, не только привычка, но еще и глубинное понимание друг друга, ощущение неизбежности общей судьбы.
Впрочем, были в его жизни и увлечения, о которых Маргарита знала и к которым относилась философски: «Он поэт. Ему это необходимо как стимул к творчеству». Стас любил создавать себе имидж записного донжуана – его старомодная галантность в сочетании с легким нахальством и усами «а-ля Михаил Боярский» на многих женщин производили неотразимое впечатление. Впрочем, важно отметить: он создавал себе именно имидж донжуана, но никак не развратника. А что уж там было на самом деле, какие его романы были реальными, а какие существовали лишь в воображении его окружения – Богу одному ведомо.
Однако случившееся с ним в последние годы жизни было, по-видимому, чем-то из ряда вон выходящим. Шалухин сам рассказал об этом в поэме «Душа, идущая ко мне», изданной в Уфе крохотным тиражом незадолго до его смерти. Сюжет поэмы прост и невероятен: мужчина и женщина любят друг друга много тысяч лет, встречаются каждый раз в новом своем воплощении – и теряют друг друга вновь и вновь. И каждый раз после такой потери герой, почувствовав всю эту непереносимую для него чехарду уходов, ссор и смертей, отчаянно взывает к небесам и молит Бога о смерти. Ради следующей встречи с любимой в своей новой жизни.
Отчего же так не везет любящим душам? Ответ невнятен и теряется в глубине веков: некогда он «сгубил ее сырую юность, как топором цветущий сад». В первой части поэмы герои встречаются в некоем патриархальном обществе, в большом городе в базарный день, и герой, влюбившись с первого взгляда, увозит «чужачку» в свое село. Но счастье длится недолго: женщина вспоминает давнее прошлое – ту свою неискупленную обиду. И уходит, хотя любит его. Он ищет ее по всей земле, но находит лишь затем, чтобы вновь потерять: его любимая умирает. Во второй части поэмы они встречаются уже на исходе ХХ века, будучи уже нашими современниками, на развалинах того самого города, где когда-то существовала базарная площадь и где произошла их прошлая встреча. Но он женат на другой, а она обручена с другим. Долг побеждает страсть. Они расходятся вновь – каждый в свою судьбу – однако чувство многовековой потери столь непереносимо для героя, что он вновь взывает к небесам, прося о смерти.
Ах, конечно, поэт Шалухин старался максимально отделить своего «лирического героя» от себя самого. Ведь все это всего лишь его фантазия – да, да, всего лишь! Пытался «приделать» поэме оптимистический финал: герой примиряется с Судьбой и Небом, благословляя каждый обыденный день своей жизни. Увы… по-видимому, строчки, где звучит отчаянная мольба о смерти, были написаны им сильнее и талантливее. Ведь именно они, как выяснилось в ближайшем будущем, были лучше услышаны «наверху».
Продолжение следует…
Фото: Галарина Ефремова