Виктор Иванов: «…но в душе я русский офицер!»
Все новости
МЕМУАРЫ
25 Апреля , 18:00

Последний романтик атомоходов второго поколения. Часть сорок первая

Приключения офицера-подводника

https://war-book.ru/ Подводная лодка проекта 671 "Ёрш"
Подводная лодка проекта 671 "Ёрш"https://war-book.ru/

Старожилы экипажа

Пока следуем в назначенный район, поведаю о нескольких своих сослуживцах по К-452, уникальных по своей профессиональной подготовке и человеческим качествам.

В первую очередь — Владимир Николаевич Дубовиков. В экипаж пришел в 1971 году лейтенантом. Командир группы контрольно-измерительных приборов общекорабельных систем, командир дивизиона живучести, командир электромеханической службы. Его становление как подводника, движение по непростой «механической» служебной лестнице прошли на борту родной подводной лодки. Владимира Николаевича отличали преданность кораблю, высокий профессионализм, исключительное знание особенностей всего оборудования.

Он умело обучал подчиненных — я и сам лично всегда чувствовал его поддержку, особенно в начале своего командирского становления. В. Н. Дубовиков пользовался формальным и неформальным авторитетом у всех в нашем экипаже и у флагманских специалистов дивизии. Нередко его приглашали на восстановление технических средств на других кораблях, когда у штатных специалистов возникали затруднения. В дальнейшем, когда наша лодка была отставлена от активного использования на флоте, Владимир Николаевича стал директором Судоремонтного завода, капитаном 1 ранга. Энергия и настойчивость позволяли ему весь период службы блестяще выполнять все поставленные задачи, восстанавливать и поддерживать в строю подводные лодки. Надежный товарищ и уникальный специалист.

Параллельно с В. Н. Дубовиковым служил на подводной лодке матрос Владимир Николаевич Рузлев. Ему посчастливилось попасть по призыву на срочную службу в экипаж строящейся подводной лодки. Он стоял у истоков рождения первого экипажа и самого корабля. По завершении срочной службы остался служить мичманом. При мне был мотористом. Прошел с лодкой путь от завода до завода, провел средний ремонт — корабль вновь в строю, оснащен современными техническими средствами и более совершенным ударным оружием, крылатыми ракетами «Оникс»; а дальше — вновь завод, когда лодка отправилась на утилизацию. По сведениям, наши «партнеры», тогда «друзья», выделили целевые финансы именно на утилизацию К-452 (тогда Б-452). Приняли во внимание, что она прошла модернизацию, проведены работы по снижению шумности, установлен новый гидроакустический комплекс, запланированы испытания и прием на вооружение новейшего ракетного оружия «Оникс» и многое другое и представляла грозную силу. В первый раз в своей судьбе, подводная лодка пострадала за свою удачливость и уникальность.

В 2000 году семья Рузлевых пережила страшную трагедию подводной лодки «Курск». Их сын старший мичман Алексей Рузлев погиб на ее борту. Пошел по стопам отца и служил достойно. Горе не сломило родителей. Сегодня Володя искренне и увлеченно проводит патриотическую работу среди молодежи. Ему есть что сказать молодому поколению. В июне 2022 года он награжден общественным орденом «Во славу флота российского». Считаю, что это высшее признание морских заслуг Володи Рузлева, его жертвенной преданности кораблю и флоту.

А вот третьего члена нашего экипажа, о котором хочу рассказать, — мичмана Виктора Ивановича Седуша — никто, может, и не вспомнил бы. Дисциплинированный, мастер военного дела, необычайно скромный. Как и многие наши соратники. Отличается тем, что он заядлый филателист. В этом деле тоже мастер. На боевой службе Виктор устраивал к государственным и другим праздникам великолепные выставки марок. Раньше, чего греха таить, многие, и я в том числе, считали его увлечение несерьезной забавой. Но несколько таких выставок в кают-компании третьего отсека перевернули наше мнение о филателии. Он готовил их на высшем уровне профессионализма. Я твердо уверен в воспитательном и познавательном воздействии, казалось бы, обычных марок при такой подаче, тем более в необычных условиях. Кроме того, Виктор Седуш мог часами увлекательно рассказывать о каждой из них. Повезло нам, что вдали от родных берегов в подводном положении могли соприкасаться, не побоюсь этого сравнения, с высоким искусством. На боевой службе все воспринимается острее, ярче, и зрители были бесконечно благодарны ему. Знаю, что и до сих пор те, кто имеет возможность, стараются помочь Седушу в пополнении его уникальной коллекции. А в тот период дети многих членов экипажа под влиянием отцов серьезно увлеклись филателизмом.

Если есть душа корабля, — а мы уверены, что она есть на самом деле, — то большая ее часть состоит из преданности кораблю и полной отдачи всего себя, сил, знаний, своих мыслей и частички своей души, таких наших офицеров, мичманов, старшин и матросов срочной службы.

Каждый из подводников нашего коллектива достоин отдельного рассказа. А в целом это был великолепный экипаж, единый сплоченный организм.

из архива автора  Первая боевая смена (1983 г.)
Первая боевая смена (1983 г.)Фото:из архива автора

В поисках боевого счастья

В дальнейшем никаких запоминающихся событий в период развертывания не было. Если не считать того, что в Тунисском проливе полоса маршрута проложена через самый мелководный участок. В какой-то момент штурман докладывает, что под килем глубины нет, как показывает эхолот. Занимаю глубины 35, 30 м. Выше нельзя: подводную лодку может протаранить крупное судно. Включаем в центральном посту красный свет и всплываем под перископ. В кромешной темноте наблюдаю несколько надводных целей и самолет, который по-хозяйски кружится над нами. Вижу, как светится на поверхности моря буй-маркер системы радиогидроакустических буев. Противолодочный самолет «обложил» ими подводную лодку и спокойненько ведет разведку. В военное время он бы уже уничтожил подводную цель. Несмотря на его буи, под перископом «нагло» форсируем мелководный участок злосчастного пролива и уходим на глубину под одним из судов, которых в данном районе множество. Меня одолевают мысли: а что же делать в таком случае в военное время?

В удобное время приглашаю в центральный пост причастных офицеров и прошу подумать над этим вопросом. В итоге рождается, может быть, немного наивная принципиальная схема устройства противодействия связи по линии «буй — самолет». Оформили ее, как положено, в отдельную секретную брошюру. В дальнейшем забрал один экземпляр с собой в Военно-морскую академию. Использовать его в научной деятельности не пришлось, но когда нашей кафедре дали на рецензирование диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук, подготовленную соискателем из Военноморского училища радиоэлектроники имени А. С. Попова, к этому привлекли именно меня, зная мою слабость к изобретениям. Принципиальная схема устройства была очень похожа на схему, рожденную в муках в Тунисском проливе на борту К-452. Видно, произошла в хорошем смысле слова утечка информации с 1-й флотилии подводных лодок Северного флота или уже из Академии.

Продолжение следует…

ПРЕДЫДУЩИЕ ЧАСТИ:
Автор:Б.С. ЗУЛЬКАРНАЕВ
Читайте нас: