Все новости
МЕМУАРЫ
3 Апреля , 11:20

Последний романтик атомоходов второго поколения. Часть двадцать шестая

Приключения офицера-подводника

«Электронная энциклопедия „Военная Россия"» Атомная подводная лодка с крылатыми ракетами (проект 670М) Чайка
Атомная подводная лодка с крылатыми ракетами (проект 670М) Чайка Фото:«Электронная энциклопедия „Военная Россия"»

Завершая эпизод с К-452… Прошло много лет, давно уже утилизирована наша подводная лодка, и рубка ее выставлена у проходной ФГУП «СРЗ „Нерпа“» в г. Снежногорске. Каждые пять лет члены экипажа (у кого есть возможность) собираются в Обнинске, Минске или Москве. В промежутках между встречами стараемся быть на постоянной связи. Крайняя встреча прошла в июне 2022 года и была посвящена именно тому случаю в Гренландском море. По представлению командира В. Н. Ворошнина общественная организация «Во славу флота российского» наградила участников весеннего похода 1981 года орденами «Во славу флота российского» I и II степени

На встречу тогда прибыли около 30 человек. Процедуру награждения провели в торжественной обстановке в банкетном зале отеля «Метрополь». Награды вручал первый командир К-452 капитан 1 ранга Б. А. Осипов. А Владимир Николаевич Ворошнин вручил каждому награжденному свою книгу «Раздумье» с авторскими пожеланиями. В первую очередь ордена получили члены семей тех однополчан, которых уже нет с нами. Очень трогательный и запоминающийся момент.

Из архива автора Первая группа участников встречи 2022 г.
Первая группа участников встречи 2022 г.Фото:Из архива автора
Из архива автора В. Н. Ворошнин подписывает книгу семье командира БЧ-5, лауреата премии Правительства РФ, капитана 1 ранга Н. И. Гонцарюка
В. Н. Ворошнин подписывает книгу семье командира БЧ-5, лауреата премии Правительства РФ, капитана 1 ранга Н. И. ГонцарюкаФото:Из архива автора

Тем, кто не смог приехать, орден и грамоту к нему отправили по почте или с оказией — в Мурманск, Нижний Новгород, Ростов, в Сибирь, в Беларусь и по другим адресам. Лично я вручил в Севастополе награды супруге капитана 1 ранга В. Н. Дубовикова Галине Дубовиковой, капитану 1 ранга В. К. Цыбуле, капитанам 2 ранга И. Н. Минюку и В. А. Нигоденко. Семьям капитана 1 ранга В. П. Сурцева, капитанов 2 ранга О. Н. Рензаева и В. Н. Петрыкина они будут вручены позже.

Моя попытка провести в 2022 году награждение офицеров на борту дизельной подводной лодки Черноморского флота Б-268, которая, как и К-452, носит имя «Великий Новгород», по известным причинам, не удалась.

Ранее на торжественном спуске на воду подводной лодки на Адмиралтейских верфях в Санкт-Петербурге В. Н. Ворошнин вручил ее командиру Военно-морской флаг с нашей подводной лодки. Исторический и запоминающийся момент в жизни экипажей К-452 и новейшей подводной лодки ВМФ России. Живая связь поколений подводников.

Из архива автора Четыре командира ПЛАРК К-452 (В.Н. Ворошнин, Б.А. Осипов, Б.С. Зулькарнаев,  В.И. Мельников) и старший мичман В.Н. Рузлев, прослуживший на подводной лодке матросом срочной службы с момента получения ее от промышленности и мичманом до сдачи ее на утилизацию
Четыре командира ПЛАРК К-452 (В.Н. Ворошнин, Б.А. Осипов, Б.С. Зулькарнаев, В.И. Мельников) и старший мичман В.Н. Рузлев, прослуживший на подводной лодке матросом срочной службы с момента получения ее от промышленности и мичманом до сдачи ее на утилизациюФото:Из архива автора

Наш командир В. Н. Ворошнин — человек легендарной судьбы. Подробности его детства и юности мы узнали много лет спустя [32]. Владимир Николаевич родился в 1937 году в семье одного из руководителей города Орла. Его отца арестовали по ложному доносу в 1938 году и за «участие в кон- трреволюционной организации» расстреляли. В 1955 году реабилитировали посмертно, восстановили в рядах КПСС. Детство и юность Ворошнина пришлись на период, когда отец формально числился «врагом народа». Все это время он учился, старательно работал, честно служил в Советской армии и стремился к своей мечте: стать морским офицером. Чего греха таить — казалось, при таком отношении государства и общества, юноше прямой путь в ряды озлобленных антисо- ветских элементов (уверен, он бы и в той среде был лучшим). Только после реабилитации отца, с четвертой попытки Ворошнину удалось поступить в военно-морское училище. Он стал подводником и служил на Балтийском флоте. Прошел хорошую дизельную школу подводника и получил предложение на атомный подводный флот. На всех должностях проявил себя настоящим офицером, отличным профессионалом.

Мне посчастливилось три года стоять рядом с ним на мостике подводной лодки К-452, лучшей во флотилии и на флоте. Он один из моих замечательных учителей, как по профессии подводника, так и по жизни в целом. До сих пор не перестаю недоумевать удивительному факту: флот по плану вышестоящего штаба и командования современную атомную подводную лодку с ядерным оружием на борту доверяет и отправляет на боевую службу в самые отдаленные районы Мирового океана под командованием В. Н. Ворошнина. В его командирском сейфе документы на все возможные случаи развития событий. Доступ к ним имеет только лично он. Родина искренне уверена, что корабль под его командованием выполнит любую поставленную задачу. Однако другой же рукой она или ее представители, наделенные решать судьбы, ему отказывают в доверии. Офицер честно и длительный период прошел все испытания, во всяком случае даже лучше по сравнению со всеми другими, кому не выпало такой доли. Почему не использовать во благо весь его потенциал, талант руководителя, подводника профессионала.

После увольнения в запас Владимир Николаевич оказался гражданином Республики Беларусь. В новых условиях опыт и профессиональные качества нашего командира оказались востребованы. Он успешно руководил Минским областным ДОСААФ, стал депутатом Верховного совета Республики Беларусь, президентом ЗАО «Белнефтегаз». И на всех должностях показал себя умелым руководителем, настоящим государственником.

Из архива автора Центральный концертный зал «Россия» 2006г. Встреча с В.Н. Ворошниным на торжественном вечере, посвященном 100-летию подводных сил
Центральный концертный зал «Россия» 2006г. Встреча с В.Н. Ворошниным на торжественном вечере, посвященном 100-летию подводных силФото:Из архива автора

Моя служба в качестве старшего помощника командира подводной лодки завершилась. Надеюсь, что на всех должностях служил честно и старался на совесть выполнять свои обязанности. Наверное, было и немало «косяков», но исключительно по неопытности, а не из-за разгильдяйства. Мои командиры вовремя и умело меня подправляли, и я благодарен им за помощь.

Сегодня иные мои соратники говорят, что я был излишне строгим старпомом. Однако в то время я считал, что подводная служба не прощает небрежности и только строгое соблюдение инструкций и правил является основой успеха. Наверное, в целом был все же справедлив, поскольку в дальнейшей жизни никого из сослуживцев не «потерял», никто не отвернулся. Из старой гвардии, членов первого экипажа, перед моим назначением на должность командира корабля ушел на береговую должность только мичман Анатолий Бурлаков, порядочный человек и замечательный специалист. Я лично просил его остаться в экипаже. Старшина команды торпедных электриков — один из основных помощников командира в центральном посту при принятии решений по непростым тактическим задачам. А тем более — когда командир молодой и лишь набирается опыта. Кроме того, я мечтал сохранить уникальный экипаж Ворошнина неизменным.

Но Анатолий Григорьевич отказался:

— Если вы такой строгий старпом, то что нас ожидает, когда станете командиром.

Услышать такое после трех лет совместной службы было немного обидно. Но в дальнейшем до меня дошло: похоже, мичману просто надоела корабельная служба, и он искал повода завершить ее. Такое может быть у каждого. В настоящее время мы с А. Г. Бурлаковым на связи, с удовольствием смотрю в «Одноклассниках» на его пасеку, домашних животных, любовно раскрашенный дом или дачу, а главное, на его семью. Перевелся в новый экипаж и старшина команды электриков мичман Владимир Яковлевич Пучков. Его можно по нять, он ушел на подводную лодку К-278, печально известную по своему названию «Комсомолец». Владимир Яковлевич служил в первом экипаже корабля, поистине подводной лодки будущего. Романтика. Прошел все уникальные испытания, погружался на ней на глубину более 1000 м. Пучков навсегда остался членом именно нашего экипажа. Мы с ним тоже на постоянной связи.

_______________________

[32] См.: Ворошнин В. Морская судьба // Воин России. 2022. № 3.

Продолжение следует…

Автор:Б.С. ЗУЛЬКАРНАЕВ
Читайте нас: