Все новости
МЕМУАРЫ
26 Сентября 2022, 16:00

Предопределено судьбой. Часть двадцатая

Воспоминания

Выпускники 1968 года школа-интернат № 1 50 лет спустя. Уфа, 2018 г.
Выпускники 1968 года школа-интернат № 1 50 лет спустя. Уфа, 2018 г.

Успехи Минзяли Валиуловны я объясняю наличием у нее стойкого характера и упорства в достижении поставленной цели. Это у нее от матери, от семьи. В то же время я никогда не считал и не считаю свои мысли истиной в последней инстанции, это относится и к моей позиции о соотношении роли семьи (материнское молоко) и школы в формировании взглядов детей.

К тому же Кадурий и Минзяля очень высокого мнения о своей учительнице (она же и классный руководитель) Ленизе Абдулловне Хасановой и воспитательнице Тансылу Кусимовой (русское произношение мне не нравится, но ничего не сделаешь, т. к. в русском алфавите нет буквы «Ң»).

Сначала о Ленизе Абдулловне. Впервые я ее увидел в 1956 г. в школе-интернате № 1 на ул. Красина, 33, ей тогда было 28 лет. Это была очень красивая женщина, она нравилась всем нашим учителям мужчинам, но была замужем за боевым офицером Мидхатом Кашаповичем, красивым и стройным мужчиной. В 1956 г. после окончания института мы пришли работать в эту школу по направлению министерства. Мы с Ленизой Абдулловной проработали здесь вместе более 12 лет. Позднее, в 1973 г. меня назначили директором первой в Уфе башкирской школы (городской). Так мы с Ленизой Абдулловной встретились во второй раз, она в качестве заместителя директора, а я – в качестве директора школы.

Возвращаю читателя снова к истории школы-интерната № 1 к середине 1950-х гг. Лениза Абдулловна в этой школе работала с 1952 г. учителем русского языка вместе с таким именитыми учителями, как Разия Хамитовна Нигматуллина и Амина Курамовна Зиганшина, у которых было чему учиться. Вскоре и сама Лениза Абдулловна стала известным в республике учителем русского языка и литературы. Тогда Башкирский филиал Института национальных школ РФ изучал и распространял опыт работы наших учителей русского языка, которые на республиканских и зональных конференциях выступали с докладами. Вскоре появился учебник «Русский язык в национальной школе», по нему длительное время работали башкирские школы республики, соавтором этого пособия была Лениза Абдулловна Хасанова.

Я в свое время был хорошо знаком с ее семьей и ее близкими. Она родилась в семье учителей, ее отец Абдулла Абушахмин длительное время работал директором известного тогда Месягутовского педучилища, а ее мать Хаят-апай – учителем. Эта семья воспитала несколько прекрасных детей: учителя русского языка и литературы Ленизу, учителя истории Клару, учителя физики и замдиректора техникума Урала и Салавата (много лет работал начальником Управления треста «БНЗС»). Общаясь много лет с Ленизой Абдулловной, я с уверенностью могу сказать, что она была яркой личностью, всесторонне развитым, образованнейшим человеком – интеллектуалом своего времени.

Минзяле и Кадурию, в целом «А» классу, повезло и с учителем (одновременно и классным руководителем), и воспитателем. И Лениза Абдулловна, и Тансылу Хажимовна были гуманитариями, при этом я имею в виду их возможности для подготовки учащихся к жизни, формирования у них высоких нравственных качеств. У этих педагогов есть общая черта – это настоящие воспитатели, сумевшие заменить детям их родителей, находившихся далеко в районах. Они были близки к детям, были рядом с ними, хорошо понимали их внутренний мир, их мысли сегодняшние и будущие.

Семья Акмановых и Хафизовых в Ялте на отдыхе. Начало 1970-х годов
Семья Акмановых и Хафизовых в Ялте на отдыхе. Начало 1970-х годов

В эти годы уроки физики вела учитель с богатым педагогическим и жизненным опытом Махтума Исламова Яхина, она не стеснялась говорить с девочками и мальчиками на темы, далекие от уроков физики. Обращаясь к девочкам, она говорила: «Наши парни лучше других, для семейной жизни не найдете лучше их», а мальчикам говорила, чтобы они ценили наших девочек и дружили с ними. Именно в таком духе своих учащихся в течение трех лет воспитывали Лениза Абдулловна и Тансылу Хажимовна, доходчиво объясняя им значение семейных ценностей. Неслучайно после школы многие их выпускники и выпускницы построили совместную семейную жизнь, сегодня уверенно можно сказать, что эти семьи оказались прочными и дружными. Заканчивая рассказ о Ленизе Абдулловне, хочу сказать, что она была счастлива в семейной жизни, ее муж оказался верным спутником жизни, прекрасным семьянином и отцом. Велика в этом роль Ленизы Абдулловны, умной, верной жены. Они воспитали прекрасных детей, сына и дочь.

Тансылу Хажимовна в школе-интернате работала недолго, в 1963 г. выпустила Х «А» класс и перешла на работу в Институт истории, языка и литературы. Она серьезно занималась наукой, имеет немало научных трудов. Сегодня совместную работу этих двух учителей – личностей назвали бы тандемом, сообща, решая общую задачу воспитания сообща, они дополняли друг друга. Работая много лет в школах-интернатах, общаясь с большим количеством учителей и воспитателей, я пришел к мысли, что воспитателем может работать не каждый с дипломом пединститута, для этого надо родиться воспитателем. Не стану перечислять прямые обязанности воспитателя тех лет, отмечу только, что он обязан был присутствовать в школе-интернате 24 часа (с подъема до подъема), конечно, они менялись.

С начала 1960-х годов ввели даже новую должность – подменный воспитатель, который работал в выходные дни. В эти дни основной воспитатель отдыхал. Минзяля Валиулловна в своих воспоминаниях рассказывает, что их воспитатель Тансылу Хажимовна несколько раз приглашала их (несколько девочек) к себе домой, тем самым подчеркивает, что воспитатель была близка к детям, проста, искренна. Я думаю, что редко какой учитель был способен пригласить своих учащихся к себе домой тогда. Имея к 1960-м годам немалый опыт семейной жизни, Тансылу Хажимовна уже в стенах школы готовила своих учащихся к семейной жизни, она давала ценные советы о том, как должна вести себя жена в семье и т. д.

Тансылу Хажимовна росла в многодетной семье, в которой было семь дочерей. Мужем Тансылу стал военный летчик и талантливый кураист Адигам Динисламович Искужин, выросший в Баймакском районе, крае протяжных башкирских песен и курая. Адигам Динисламович впоследствии подготовил целое поколение профессиональных кураистов.

Семья была дружная, любовь и уважение друг к другу помогли молодым преодолеть трудности, которых хватало на жизненном пути – это и увольнение летчика в результате сокращения в вооруженных силах СССР в 1960-х гг., сложности в устройстве на работу и другие. Тансылу Хажимовна оказалась на высоте как любящая жена. Вдвоем с мужем они вырастили сына Азамата и дочь Тансулпан. Дочь трагически погибла, оставив двух маленьких детей, которые воспитывались в семье Фаниса и Альбины Исхаковых (Альбина – младшая сестра Тансылу Хажимовны). После выхода на заслуженный отдых Тансылу Хажимовна занималась общественной работой в Комитете башкирских женщин.

К сказанному хочу добавить следующее. Кадурий и его жена умеют дружить, высоко ценят дружбу. В этом большая заслуга их учителя и воспитателя, сумевших объяснить значение дружбы своим учащимся, которые, несмотря на десятилетия, прошедшие после окончания школы, сумели сохранить теплые, дружественные отношения между собой. В этой связи хочу рассказать об одном интересном случае.

Пять лет назад я готовил книгу «Ступени роста» к 70-летию Башкирской республиканской гимназии-интерната № 1 имени Рами Гарипова. В ходе сбора материалов для книги встретился с Кадурием и Минзялей в их офисе. Дело в том, что в главу «Яркие личности гимназии» я решил включить очерк о Кадурие и Минзяле, которые, безусловно, заслуживали и были достойны этого. В конце беседы Минзяля обращается ко мне с вопросом: «Агай, в вашей книге найдется ведь место для нашей Кирей?» Кирей – Сагадаткиреева Минигуль, одноклассница Минзяли, первый доктор физико-математических наук среди башкирских женщин. Конечно, я написал в книге о Кирей. Только настоящая подруга, как Минзяля, способна поступать так красиво и благородно.

Хочу отметить одно из важных свойств в характере Минзяли – ее прямолинейность. Это качество необходимо для руководителя. Есть поговорка, которая гласит: «Тураһын әйткән туғанына ярамаған». Прямота не очень хорошо воспринимается людьми, но такое качество не отталкивает от нее людей, так как Минзяля обладает и другими ценными качествами, как внимание, уважительное отношение к людям, стремление понять внутреннее состояние окружающих, готовность прийти на помощь.

Продолжение следует…

Автор:Марат ХАФИЗОВ
Читайте нас: