Откуда сия финтифлюшка? Была почти кабала! В детстве далёком, утраченном. Да, тяга к коллекционированию. Вот хотелось собирать марки, а значится собирал. Значки, крохотные куски металла, пристёгивал в альбом с поролоновыми страницами. Книги, само собой. Тогда ещё мечтал о добротной домашней библиотеке. К прочему, пробовал наклейки со спичечных коробков сдирать.
Однажды после просмотра фильма «Каникулы Кроша» 1980 года по одноимённой повести и сценарию Анатолия Рыбакова я загорелся вдруг нэцкэ. Так, к общему сведению, это миниатюрная скульптура японского декоративно-прикладного искусства, представляющая собой небольшой резной брелок. Всего лишь брелок для традиционной японской одежды кимоно и косодэ, что лишена карманов. Кинофильм, ну мини-сериал, выдал для советских школьников нечто небывалое, где ведущую роль играли эти загадочные брелоки из страны восходящего солнца. Не обделённые интеллектом созидательные люди в кинокартине, всякие там художники, учёные, искусствоведы вдруг, не от балды, собирали японские фигурки. И действовали коллекционеры того времени почти, как подпольщики. Ценность представляли миниатюрки необычайную… почти вровень золоту, смею полагать. М-да, цены – будь здоров! Следовательно, собирали далеко не копии, а оригиналы. И откуда у советского интеллигента огромные бабки? Впрочем, не буду влезать в теневую экономику той эпохи. Данный вопросик лучше кинуть к ОБХСС.
Разумеется, мне (незнайке) захотелось что-то похожее приобрести в те счастливые годы восьмидесятые. Копии, понятное дело. Но какое там! И их днём с огнём не сыщешь. Э-эх! Возможно, имелись некие уфимские «лазейки» для собирателей, но мне, мальцу, где о них выведать? В каком газетном объявлении вычитать?
«Рисующий мальчик» – самая знаковая нэцкэ в коллекции Мавродаки в «Каникулах Кроша», за который пылко охотились. И самая древняя, по убеждению ВеЭн. В повести у Рыбакова – «Мальчик с книгой». Названия чуть разнятся, но не беда. «Мальчик, рисующий Амэ-но удзумэ», если быть точным. Выполнена работа мастером Хасэгава Икко в конце 18-го начала 19-го века. Статуэтка высотой 3,3 см хранится в Эрмитаже. Скользнула информация в интернете. Правда или нет? Таинственные образы проносятся в детских мечтах, подобно песням птиц. И куда летит твой взгляд…
Фильм, по сути, не несёт нагрузки на зрелищность, в том числе и на глубину высоко-философских мыслей. Немало разлито высокопарных штампованных слов о дружбе, товариществе и справедливости… черпак морализаторства и ложка пафоса. Одним глазком о любви. Всё как обычно с советским кинематографом, имеющий в сиюсекундном моменте неубиваемое ламповое тепло. Однако кинокартина пропитана лёгким детективным флёром с тянущимся эффектом. Ага, шаги черепахи. Что в некотором роде является даже достоинством кинопроизведения. Он идентичен с сериалом «Следствие ведут знатоки». Не зря «Кроша» многие пересматривают, он бывает пестрит в вещательной сетке телеканалов. Что-то в том мини-сериале осталось… осадочек детства. Персонаж, старшеклассник Сергей Крашенинников, частит строками Александра Пушкина, ввязывается то и дело в истории. И картины художников ему в манере «нравится – не нравится». И фантазирует Крош о нэцкэ-великанах, которые выставлены на воображаемой им выставке на общее обозрение… долой подпольных деятелей восточного искусства.
«Странствующие певцы»… один из них коснулся свитка пергамента, и они стали петь… Вторил голос за кадром Зиновия Герда. Слушаешь будто сказку, а жаль – не хокку. Но похоже очень на хокку. Оно бы кстати. Вошли бы японские стихи как кинжал в ножны. Но Пушкин, тот который Александр, спутал все карты.
Максим Горький большой фанат этих самых статуэток. Собирал. Вдобавок и окимоно. Нечто близкое, фееричное. Окимоно – станковая скульптура, небольшая статуэтка, призванная украшать интерьер и жизнь человека. Они близки к друг другу крошечностью и изящностью. Единственное отличие у окимоно от нэцкэ: у первого нет отверстия для шнура. Ставится чаще окимоно на полку для красоты и радости глаза.
А что же Горький? Первые фигурки из кости своей коллекции Алексей Максимович приобрел на острове Капри, где их можно было за небольшую денежку прикупить у моряков с прибывающих судов. Таким образом, коллекция писателя пополнилась известной миниатюрой «старик с обезьянкой», которая со временем обогатилась ещё фигурками рыбаков и философов, крестьян и торговцев, разнообразными тематическими композиционными творениями профессиональных умельцев. Что-то из этого добра можно увидеть в мемориальном музее писателя в Москве на Большой Никитской улице. Максим Горький упоминается как коллекционер брелоков и в нашей кинокартине. А кто ещё собирал из известных субъектов? Вроде тишина.
«Крестьянин на буйволе». Медленно едет в горы, и песня плетётся за ним, как клубок шёлка…
«Весёлые акробаты». Они весело улыбались, но пот стекал с их усталых лиц… Иногда казалось, что нэцкэ будто обмылок, но скорее ваниль, туго вписавшийся в советский колорит. Ну, не наше…
Банда интеллигентных мошенников в «Каникулах Кроша» пытается свершать дополнительно какое-то своё «добро», по их убеждению, несся «игрушки» в копилку босса – искусствоведа, востоковеда, антиквара. Работа оплачивается, что важно. Как туда затесался весь предельно правильный и начитанный Крош? Зачем? Тяга к культуре возымела своё действие? С первых же прогулок стало ясно, что они из себя представляют. Да и сплетнями наполнялся двор. А сынок Мавродаки? Его позицию и вовсе трудно понять. В махинациях участвовал без всякого зазрения совести, а тут стал в позу «слона» в конце фильма. А главное, на протяжении знакомства с ВеЭн сей Костик молчал о «рисующем мальчике» как премудрый пескарь. Но бегал, как идейный слуга, туда-сюда. Отчего? Тени с тенями в тёмной комнате! Не разберёшь закоулки души. Япония!
«Спрут». Подобно убийце лежит на песчаном дне, подстерегая глупых рыб…
«Игра в прятки». Но от всего, что мы так любили, остались только кусочки дерева и цветной бумаги…
«Мудрец со свитком». Мы долго шелестим страницами нашей жизни, чтобы в конце поставить скромные даты своей биографии…
Знаете, какая самая дорогая нэцкэ? «Кирин» оценивается в миллион долларов! На нём порядка 60 слоев лака. Или же нэцкэ мастера Отомана (XIX век), изображающее борьбу воина Ватанабэ-но Цуна и демона Расёмона. За него смело отвалят 185 тысяч долларов. А вы говорите –висюльки для одежды.
Что занятно, в начале девяностых или просто в девяностые, когда улицы хитро скрещивались с улицами, торговые палатки ставились напротив других торговых палаток. Народ бодро топтался меж многочисленных их рядов. И в знак какой-то астрологической фортуны всюду он натыкался на фигурку Хотея с огромным пузом (окимоно), кем-то наспех покрашенную дешёвой позолотой. Один из богов счастья, бог общения, веселья и благополучия («холщовый мешок», «полотняный мешок»). Посчитай символ того времени, талисманчик. Мне не больно-то хотелось его приобрести. Раздражал своим философским, весёлым и чересчур сытым видом. Япония, ёшкин кот!
«Всадник на коне». Твоего грозного лица боятся даже стрелы врага…
«Диковинная рыба». И рыбы с серебристыми животами прыгали на волнах…
И догорает последняя моя мысль. Осталось нам дойти и до последней строки. И закат в цвете сакуры, песнь листвы тиха… Впрочем, рекомендую пересмотреть всем юношеский фильм-поэзию «Каникулы Кроша» и перечитать, безусловно, повесть Анатолия Рыбакова.