Все новости
МЕМУАРЫ
14 Сентября 2022, 17:00

Предопределено судьбой. Часть двенадцатая

Воспоминания

Я и А. З. Асфандияров – коллеги по школе-интернату № 1 г. Уфа, начало 1960-х гг.
Я и А. З. Асфандияров – коллеги по школе-интернату № 1 г. Уфа, начало 1960-х гг.

МОЙ ВЕРНЫЙ ДРУГ

Народная мудрость гласит: «Друг – это тот человек, который знает о вас все, но не перестает при этом любить вас». А известный поэт К. Симонов после смерти своего друга говорил: «Друг не умирает, он просто перестает быть рядом». Золотые слова! Мне в жизни повезло с друзьями, я имею полное право утверждать так, ибо через два года мне исполнится целых 90 лет. Кто знает, может быть, проживу до 100.

Своим верным другом я считал покойного Анвара Закировича Асфандиярова. Он не дожил до своего 80-летнего юбилея. На вечере его памяти в Башгосуниверситете кто-то из ученых сказал, что у нас у каждого свой Анвар Закирович. Я думаю, что оно так и должно быть, т к. мы все разные, по-разному к нему относимся, каждый по-своему понимаем, по-разному его оцениваем. Для меня, который с ним близко общался в течение 50 лет, Анвар Закирович – личность яркая, многогранная, достойная глубокого уважения.

Два года назад Башкирская республиканская гимназия-интернат № 1 имени Рами Гарипова, которую Анвар Закирович закончил в 1953 году, отметила свое 70-летие. К этому большому событию я выпустил книгу под названием «Ступени роста», основной частью которой стала глава «Яркие личности гимназии». За 70 лет работы гимназия выпустила около 13 тысяч юношей и девушек. Нужно было отобрать из них самых лучших. Меня не интересовало их высокое положение, должности, почетные звания, награды. Меня в первую очередь интересовал их внутренний мир, какими человеческими качествами они обладают. Меня интересовал такой вопрос: как оценит читатель мою книгу, моих героев? Я надеялся, что, прочитав мою книгу, ознакомившись с её героями, читатели скажут: «Вот какие люди учились в этой школе, вот какими они стали в жизни». Без всяких сомнений, в указанную выше главу книги я включил очерк о моем близком друге Анваре Закировиче. Он не любил рассказывать о своем детстве. Действительно, светлого, радостного в его жизни в этот период было мало. Отца и мать он не помнил, мать умерла рано, а отца в самом начале войны призвали на фронт. Он считал, что отец погиб на фронте. Забегая вперед, скажу следующее: после смерти Анвара Закировича его жена (вдова) Клара Миграновна заинтересовалась судьбой отца Анвара. Занялась поисками в архивах Министерства обороны и скоро установила: отец Анвара после полученного ранения лечился в одной из госпиталей Уфы и там умер, похоронен в Сергиевском кладбище г. Уфы. Мы благодарны Кларе Миграновне еще и за то, что на памятной плите умерших и захороненных воинов появилась фамилия отца Анвара Закировича.

Снова возвращаю читателя к детским годам своего героя. Какое-то времени Анвар жил у родственников, затем его отдали в детский дом в Иткулово (Баймакский район), позднее перевели в Баймакский детский дом. Эпопею беспризорника он завершил в детском доме № 5 города Уфы, полное среднее образование получил в республиканской башкирской школе № 9. Хотел подчеркнуть, что условия в детских домах в те годы были очень тяжелые, но Анвар в таких условиях сумел сохранить в себе прекрасные человеческие качества, эти трудности закалили его характер, сделали сильным и мужественным.

В послевоенные годы в республике существовала добрая традиция - забота о сиротах. Правительство и министерство просвещения способных к учебе, перспективных юношей и девушек направляли на учебу в центральные высшие учебные заведения страны. В 1953 г. Анвару Асфандиярову выпало огромное счастье – он был направлен на учебу в Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова. В 1958 г., успешно закончив исторический факультет знаменитого учебного заведения, он вернулся в Уфу, и тот же министр просвещения Ф. Мустафина, которая пять лет назад направила его в Москву, направила его на работу в качестве учителя истории в его родную школу № 9. Теперь данное учебное заведение называлось Башкирская республиканская школа-интернат № 1. Благодаря тому багажу знаний, который он получил в МГУ и кропотливому труду, он за короткое время стал прекрасным учителем истории. Мы работали с ним в параллельных классах, я часто бывал на его уроках, он посещал мои уроки. Осмелюсь высказать такую мысль: он опережал свое время, я бы его назвал учителем XXI века. Хочу остановиться на двух важных моментах его жизни.

Мой близкий друг, профессор исторического факультета Башкирского госуниверситета Анвар Закирович Асфандияров, 200...
Мой близкий друг, профессор исторического факультета Башкирского госуниверситета Анвар Закирович Асфандияров, 200...

В начале 60-х годов XX века Министерство просвещения Российской Федерации решило ввести в школах два совершенно новых предмета: новейшую историю и курс обществоведения. Решение было принято без всякой подготовки. Не было учебников, программ, учебных пособий по этим предметам, самое главное - нет подготовленных учителей для ведения этих предметов. Ситуация была очень серьезная, и министерство решило выйти из этого положения следующим образом: решено было направить в Москву на курсы несколько подготовленных учителей истории, в т. ч. Анвара Асфандиярова, которые, вернувшись в Уфу, начали учить остальных вести в школах новые предметы. С этими задачами он справился на отлично, учителя были довольны его занятиями. В 1960-1970-е годы в школах республики история Башкортостана еще не преподавалась. Соответственно, не было ни учебников, ни учебных пособий. Молодой учитель по своей инициативе на своих уроках истории начал широко использовать краеведческий материал. Вот такие начинания учителей-энтузиастов привели к тому, что в школах республики был введен самостоятельный курс истории Башкортостана. А какое важное значение имел данный курс для патриотического воспитания, формирования национального самосознания молодежи, хорошо понимали тогда только специалисты.

Анвар Асфандияров внес огромный вклад в развитие истории Башкортостана, башкирского народа. Опубликованные его книги истории сел и деревень стали настольными книгами каждого учителя истории. Велика его заслуга в возвращении башкир к их корням. Благодаря трудам Анвара Закировича, наряду с башкирами другие народы республики стали изучать свою родословную. Я считаю, что научному наследию ученого еще не дана исчерпывающая, должная оценка, но надеюсь, что оно получит со временем заслуженную оценку.

Несколько слов о нем как о человеке. Это был прекрасный, светлый человек, добрый, отзывчивый. В то же время он был очень принципиальный человек. В связи с этим хотел рассказать забавный случай. В конце 1980 – начале 1990-х годов Анвар Закирович серьезно работал над созданием истории сел и деревень Башкортостана. В начале 1990-х годов начали появляться его книги из этой серии. В эти годы он работал в архиве республики, где нашел интересные, редкие документы по истории сел и деревень республики. Данные материалы он печатал в газетах, журналах, организовал специальную передачу на Башкирском телевидении «Башкирские шежере» и т д. Особенно активно работал он перед переписью населения 2002 г. У ученого к этому времени накопился огромный материал о селах и деревнях республики, о башкирских родах, национальном составе населения Башкортостана. В эти годы активизировал свою работу Исполком Всемирного курултая башкир. Тогда его председателем был известный в республике и не только республике, но далеко за ее пределами археолог, доктор исторических наук, крупной общественный деятель Нияз Абдулхакович Мажитов, пользующийся большой популярностью и уважением людей. Однажды он предложил Анвару Закировичу отдать Исполкому курултая для опубликования в журнале «Ватандаш» одно из его исследований. За это исполком заплатил какую-то сумму, и материал под авторством Н. А. Мажитова был опубликован в указанном журнале с его (Мажитова) вступительным словом. Увидев эту статью, Анвар Закирович возмутился и в коридоре исторического факультета выразил свое возмущение поступком коллеги. Свидетелем этого случая стал профессор И. Акманов. Он рассказывает, что в это время в коридоре много было студентов, Анвар Закирович, увидев там Н. А. Мажитова, начал его ругать, обозвав его вором. И. Акманов начал Анвара Закировича успокаивать, говоря, что кругом студенты, неудобно же так публично обвинять коллегу. На этот Анвар Закирович сказал: «Пусть слышат студенты, пусть знают, какие у них преподаватели». После этого у меня был разговор с Н. А. Мажитовым, тогда я спросил, в чем было дело. Он мне сказал, что Анвар Закирович по своей доброй воле отдал им эти материалы, за них ему Исполком курултая заплатил. Мне кажется, тут, бесспорно, есть вина Н. А. Мажитова. В статье надо было сделать ссылку на автора материалов. Оба уважаемых профессора уже покинули этот мир, я твердо уверен, что оба они попали в рай и давно поняли друг друга. Но такой случай был в их жизни. Я думаю, что в этом эпизоде ничего серьезного в отношениях двух видных ученых не было, это было какое-то недоразумение. Я так воспринимаю его.

Продолжение следует…

Автор:Марат ХАФИЗОВ
Читайте нас: