Все новости
ЛИТЕРАТУРНИК
19 Февраля , 14:45

Какие технологии были предсказаны писателями?

Далеким и нереалистичным представляется нам будущее человечества. Однако многие вещи, без которых сложно представить себе жизнь в XXI веке, были предсказаны писателями-фантастами ещё 70, а то и 100 лет назад.

изображение сгенерировано нейросетью Kandinsky 3.0
Фото:изображение сгенерировано нейросетью Kandinsky 3.0

И так преступим, не будем погружаться в предваряющие рассуждения — пространное вступление тут совсем не к стати.

Гениальный чешский писатель Карел Чапек ввел понятие «робот» в пьесе «Р.У.Р.» в 1920 году, став великим провидцем в области современных автоматизированных устройств.

В произведении известного британского писателя и публициста Герберта Уэллса «Мир освобожденный» описано использование оружия на основе расщепления атома задолго до событий в печально известных японских городах в 1945 году. Персонаж романа Холстен создает радиоактивный взрыв из крохотной частицы висмута, что приводит к появлению смертоносного радиоактивного газа.

Другой пример предсказательной литературы — роман Эдварда Беллами «Взгляд назад», опубликованный в 1888 году, в котором описана реальность США в 2000 году. Экономические отношения строятся на социалистических принципах, где жители работают в рядах «промышленной армии» и получают оплату не кэшем, а на устройство, напоминающее нынешние дебетовые карты.

Другие фантастические произведения также посвящались предсказаниям технологического будущего. Например, идея универсальных телефонов с интернетом, была представлена в рассказе Марка Твена «Из „Лондонской таймс“ за 1904 год».

Индустриализация и развитие технологий — тема, которая волновала многих авторов начала и середины прошлого века. Однако одному из них, американскому писателю Рэю Брэдбери, удалось «предсказать» появление большого числа устройств, ставших частью повседневной жизни за последние 15-20 лет. К примеру беспроводные наушники. «Ракушки» или «радиоприемники-втулки», ушные устройства-вкладыши, похожие на современные беспроводные наушники, были предсказаны в книге «451 градус по Фаренгейту» искрометного Рея Брэдбери : «В ушах у нее плотно вставлены миниатюрные „ракушки“, крошечные, с наперсток, радиоприемники‑втулки, и электронный океан звуков — музыка и голоса, музыка и голоса — волнами омывает берега ее бодрствующего мозга».  

В 1953 году Брэдбери в романе «Убийца» описал радиобраслеты, которые позволяют общаться друг с другом на расстоянии — часы, позволяющие включать микрофон и принимать сигнал. Кроме того, именно у Брэдбери в домах функционируют целые интеллектуальные системы, способные самостоятельно настраивать работу приборов и управлять им автономно. В нашей действительности системы «умного дома» позволяют подключать большую часть домашних гаджетов и управлять ими с экрана смартфона: включать и выключать свет в доме, ставить чайник, управлять аудиосистемой, телевизором, пылесосом и другими гаджетами.

изображение сгенерировано нейросетью Kandinsky 3.0
Фото:изображение сгенерировано нейросетью Kandinsky 3.0

Писатели — классики всемирной литературы — Жюль Верн, братья Аркадий и Борис Стругацкие, Алексей Толстой предвидели и достаточно подробно описали такие разработки, как лазер, автожир, подлодка и даже автомат для пейнтбола.

Технология, позволяющая подключать изображение во время звонка, в фантастическом детективе братьев Стругацких «Жук в муравейнике» называется «видеофон»: «В самый разгар этой дискуссии, в 19:33, закурлыкал видеофон. Андрей, сидевший ближе всех к аппарату, ткнул пальцем в клавишу. Экран осветился, но изображения на нем не было».

Почти все антиутопии схожи в одном, а именно в том, что в описываемых обществах власть тоталитарна, всякий тоталитарный режим подвергает жесткой цензуре любую информацию, получаемую гражданами. В «идеальном» мире в романе Олдоса Хаксли «О дивный новый мир» нет информационной цензуры (хотя наука и искусство запрещены). Наоборот, в новом дивном мире жителям доступны развлечения, телевидение и «сомы грамм», которые создают непрерывный поток белого шума. Объем информации, с которым современный человек сталкивается сегодня, куда больше того, что человек в принципе способен обработать — отсюда возникли такие понятия, как «баннерная слепота» или «думскроллинг». К счастью, проблему информационного перенасыщения человечество осознает и учится решать — например, посредством «digital-детокса».

В совершенно другой антиутопии нидерландской писательницы Марлус Морсхёйс «Тени Радовара» общество расселено среди высоток в соответствии с социальным рейтингом, а один из строгих запретов — свободные прогулки на улице. Персонажам позволено совершать короткие прогулки не более 1 часа в неделю расписанию, которое зависит от социального статуса дома. Ограничения на выход и прогулки по режиму — то, что напоминает режим самоизоляции в начале эпидемии коронавируса в 2020 году и тотальный локдаун в Шанхае весной 2022 года.

Мир, в котором жили персонажи из антиутопии Евгения Замятина «Мы», был огражден Зеленой стеной — выходить за ее пределы жителям строго запрещалось. По сюжету это произошло в результате Двухсотлетней войны. Через 40 лет после написания романа началось строительство Берлинской стены, которая до 1989 года разделяла не только друзей, но и многие семьи. Вот прямая цитата из этого произведения: «Мне кажется, точь-в-точь так же будете глядеть и вы, когда я скажу вам, что никто из нас со времен Двухсотлетней Войны не был за Зеленой Стеною <…> я не могу себе представить город, не одетый Зеленой Стеною, не могу представить жизнь, не облеченную в цифровые ризы Скрижали».

изображение сгенерировано нейросетью Kandinsky 3.0
Фото:изображение сгенерировано нейросетью Kandinsky 3.0

Писатель, музыковед и активный деятель русского просвещения Владимир Одоевский (1803-1869) известен прежде всего как автор детских сказок. А между тем, в его дневниках есть записи, которые можно истолковать как предсказания появления магнитного телеграфа и даже интернета. В неоконченном футуристическом романе Одоевского перед читателем предстает планета Земля за год до столкновения с кометой Биэлы. Однако многие технологии «пятого тысячелетия» человечеству удалось придумать и применить намного раньше. Одна из них — скоростной подземный транспорт, известный жителям XXI века как метро. Вот, собственно, отрывок из записей писателя: «Мы должны были выйти из электрохода и с смирением пробираться просто пешком между грудами метеорического железа; в это время на море была буря; седой Каспий ревел над нашими головами и каждую минуту, кажется, готов был на нас рухнуться; действительно, если бы аеролит упал несколькими саженями далее, то туннель бы непременно прорвался и сердитое море отомстило бы человеку его дерзкую смелость; но, однако ж, на этот раз человеческое искусство выдержало натиск дикой природы; за несколько шагов нас ожидал в туннеле новый электроход, великолепно освещенный гальваническими фонарями, и в одно мгновение ока Ерзерумские башни промелькнули мимо нас». На первый взгляд кажется, что Одоевский сильно ошибся с веком из-за того, что не учел ускорения темпов жизни и научного прогресса, но, во-первых, его «электроход» позволяет путешествовать из одного государства в другое, а во-вторых, в романе описаны и другие технологии, пока не известные нам.

Наш современник Нил Стивенсон не просто предсказывает будущее в своих книгах — он участвует в его создании. Сегодня фантаст, еще в 90-е годы описавший мир, в котором материальные объекты и их пиксельные аналоги сосуществуют в одной видимой реальности, активно общается с учеными и хакерами, занимается программированием и веб-дизайном и работает главным футурологом в компании Magic Leap, специализирующейся на проектах в области VR. Приведем небольшой отрывок из романа Нила Стивенсона «Лавина», одного из ярчайших и эталонных текстов в стиле кибер-панк: «Разумеется, перед ним не реальные люди. Все это часть анимированной интерактивной картинки, нарисованной его компьютером согласно спецификациям, сгруженным по оптоволоконному кабелю. Люди здесь — программы, называемые „аватары“. Этими аудиовизуальными „телами“ люди пользуются для общения в Метавселенной. Аватара Хиро тоже сейчас на Стрите, и если пары, сходящие сейчас с монорельса, посмотрят в его сторону, они его увидят, как видит их он. Они могут говорить: Хиро, сидящий в „Мегакладовке“ возле ЛАКСа, и четверо тинейджеров, которые, вероятно, сидят сейчас на диване на окраине Чикаго, каждый с собственным лэптопом на коленях. Но такое едва ли случится: им не о чем разговаривать друг с другом здесь так же, как они не станут разговаривать друг с другом и в Реальности».

Технологии, позволяющие видеть виртуальные объекты в реальном мире, уже сейчас доступны на разных устройствах от ведущих производителей в этой сфере. И вы, скорее всего, активно пользуетесь ими, не осознавая, что «будущее уже наступило». Очки дополненной реальности пока слишком дороги для массового рынка, но «маски» в фото-приложениях, игры типа Pokemon Go и приложения для «примерки» татуировок, «расстановки» еще не купленной мебели комнате и мгновенного перевода фраз, попадающих в «поле зрения» камеры смартфона, — не что иное, как примеры использования самых передовых технологий. Технологий, которые придумали и предвидели писатели, а воплотили инженеры, вдохновленные литературными произведениями.

Автор:Илья КАЗАКОВ
Читайте нас: