Все новости
КИНОМАН
29 Декабря 2019, 16:17

Нескромное обаяние сериалов

В конце 1980-х сериалы привнесли волну оживления на экраны страны. Все новое порождает интерес, порой этот интерес переходит в увлечение, а иногда в заболевание… Прошло двадцать с лишним лет… Теперь никого не удивишь тем, что у многосерийного фильма могут быть сезоны, что появляются многочисленные телевизионные каналы, которые круглосуточно транслируют только сериалы (и даже один сериал), что количество серий может перевалить за 15 тысяч (вопреки мнению многих российских телезрителей, которые считают самым длинным сериалом «Санта-Барбару», пальму первенства прочно удерживает американский «Путеводный свет». Он длился 72 года (1937–2009). Это достижение отмечено в Книге рекордов Гиннесса).

Как же обстоят дела с производством сериалов в нашей стране?
Массово снимать сериалы в России начали в 90-х годах, и они занимали немало эфирного времени. К середине 2000-х отечественная «мыльная» продукция плотно обосновалась в эфире. Она практически вытеснила зарубежную телепродукцию. Однако чем больше снимают в России телевизионных историй, тем хуже, кажется, их качество.
Кто-то скажет, что западные сериалы дороже по бюджету, ведь там производство сериалов – это мощная индустрия с высокоразвитыми технологиями. И будут правы. Оценивать современный российский «сериалофонд» в своей массе невозможно без оглядки на достижения американского в кино- и телеиндустрии.
Но прежде всего нужно дать некоторые объяснения, чтобы разобраться в специфических нюансах понятий «многосерийный телефильм» и «сериал».
Многосерийный телефильм, как правило, имеет концовку, ставящую точку в сюжете, в развитии драмы (экранизации, исторические постановочные фильмы).
Сериал, как правило, состоит из нескольких сезонов (следующие друг за другом эпизоды, объединенные по определенному принципу), каждый из которых разбит на не менее чем на 8 серий; не имеет логичной концовки, так как сюжетная линия выстроена под дальнейшее ее развитие.
Известно, что любой телевизионный сериал окупается за счет рекламы, а цена рекламной минуты измеряется по расценкам прайм-тайм. Разницы абсолютно никакой нет. А если использовать визуальную, ненарочитую рекламу – все равно все окупится. Производители кинопродукции часто говорят не о ее, продукции, качестве, а о ее коммерческой успешности. Что же касается сериалов, то их заказчики – телеканалы – платят производителям не за весь продукт целиком, а за каждую серию или за час показа. Поэтому сериал-мейкеры напрямую заинтересованы в том, чтобы сделать свой товар как можно длиннее. Отсюда растут ноги у странных пустых диалогов, затянутых музыкальных пауз и фальшивых сюжетных разворотов.
Еще одно интересное наблюдение. В театре или в кинотеатре человек получает больше информации с помощью зрения, чем на слух, а при просмотре сериалов это соотношение – пятьдесят на пятьдесят. Проще говоря, кино люди смотрят, а сериалы – скорее слушают. В сериале больше диалогов, но меньше активного действия, меньше съемочных объектов, проще съемки и монтаж. Может быть поэтому и происходит какой-то застой.
К сожалению, в России пока нет своей сериальной школы. У нас сериалы стали снимать относительно недавно, в отличии от Американских штатов, где есть отлаженная технология, налажены связи и механизмы совместной работы режиссера, сценариста, художника и всей съемочной группы. Судя по материалу, отсмотренному в качестве подготовки к статье, отечественные телевизионщики не вдаются в реалии того, над чем работают. Это особенно заметно в производственных сериалах: медицинских, полицейско-милицейских и т. д.
Кто-нибудь видел в государственных учреждениях в шкафах на полках одну папку и десять стеклянных белых посудин разных изящных форм? Нет? Вы можете это увидеть своими глазами в сериалах «Нюхач», «След», «Мажор». Сразу понятно, что дизайнер поработал на славу, но только на свою, а никак не на славу общего дела, может он к кино и не имеет никакого отношения. Но тогда зачем, спрашивается, вообще смотреть подобного рода поделки? Я не могу, а вы?
Да, талантливых сценаристов и режиссеров и в Америке мало. За них идет настоящая борьба. Эта битва за таланты, за настоящих художников отражается на гонорарах всех в группе в качественную сторону. Поэтому сегодня даже голливудские мастера уходят в сериалы, что, в свою очередь, отражается на качестве телепродукции. Примером может служить режиссер Ридли Скотт, который радует зрителей качественными многосерийными телеэпопеями. Отмечу его свежие и зрелищные работы «Человек в высоком замке» по нашумевшему одноименному роману Филипа К. Дика и костюмированный исторический сериал с элементами мистики «Табу» с Томом Харди во главе отличной актерской команды.
Несмотря на общий мрачный тон, большинство экспертов считают, что не все еще потеряно, и «самый-самый» отечественный сериал у нас еще впереди.
Сейчас лучшие авторы, режиссеры, сценаристы и актеры не чураются съемок в сериалах. А что же остается? Сидеть и ждать приглашения работать в кино невозможно, просто не выжить, так как кино-сфера уже давно рухнула. Остается только надеяться на то, что опытные мастера захотят поделиться своим опытом с начинающими, смогут внести мощь глубокого подробного методичного разбора материала, умения профессионализма и знания академизма в новые фильмы и сериалы.
Гибель кино
Известный американский теледраматург Роберт Макки прогнозирует гибель кино как жанра через 50 лет, считая, что его место займут сериалы. Есть подозрения, что в нашей стране это может произойти намного раньше.
В советские годы у нас все держалось на кинопоказе, на сборах в кинокассах. Страна была кинотеатральная. Подтверждением служит тот факт, что в СССР было зарегистрировано 35 тысяч киноустановок, и каждый гражданин страны посещал кинотеатр минимум 20 раз в год. Экономика советской киноиндустрии была построена на инфраструктуре кинотеатрального показа, который собирал деньги в кассу, откуда они возвращались в кинопроизводство. Этих денег было больше чем достаточно, чтобы снимать хорошее кино.
Теперь же россиянин ходит в кино в среднем меньше одного раза в год. Почему так мало? Потому что сейчас ждут не кинозрителя, а его кошелек. Но кошелек не делится впечатлениями, не рассказывает соседям и сослуживцам о фильме, не участвует в обсуждении сцен и сюжетных коллизий. Кошелек лишь беззвучно худеет и обижается.
Хотя бы взять отношение к кинозрителям в местах кинопроката, а точнее в наших кинотеатрах.
Со входа бьет в нос запах карамелизированного поп-корна – продукта, прямо скажем, чуждого нашему населению. Мало того, что скрежет и хрумканье жующих «взорванные кукурузки» мешает просмотру, более того, они рассыпаны по полу и в фойе, и в коридорах, и в самом зале. Понятное дело, что «веселая кукуруза» – это малозатратный и прибыльный продукт, но такое ощущение, что проценты от его продажи идут напрямую в голливудские кассы, минуя наши.
Я бы вообще предложил рейтинг фильмов, на которые было продано больше всего поп-корна – Топ-«Поп-кино-корм»!
Если заглянуть в кинокофейни, что сейчас в фойе, то за голову можно взяться от качества и скорости обслуживания. А про ценник вообще молчу. Для чего нужен богатый антураж в кинобаре? На что он работает? Может стоит вернуть в кинотеатры буфеты, где можно перекусить перед сеансом всей семьей, создать приличное и недорогое меню. Тогда поход в кино с семьей станет долгожданным праздником, а не мукой и битвой с окружающими за чистоту и тишину.
Кто придумал делать вход в кинозал со стороны экрана? Понятно, что из-за архитектурных особенностей, но люди могут посидеть и на скамеечке в скверике, а в кинозал приходят смотреть на яркую четкую и ясную картинку, но никак не на изображение в свете дверного проема (I-Маx в к-т «Искра») или на бьющую в глаза светодиодную подсветку рядов (к-т «Родина»).
Последние кинофильмы, снятые в России, зачастую иллюстрируют мнение многих зрителей: «Сейчас на экране вы видите не кино, а отчет на что ушли деньги».
То, что происходит в России и с большим кино, и с сериалами – это системная проблема. Очень нужна поддержка государства. Для этого нужно построить новые кинотеатры, поучаствовать хотя бы несколько лет в поддержке отечественной киношколы и молодых проектов. Главная беда сегодня – это отсутствие оригинальных сценариев. Потому-то и нужно готовить собственные кадры.
Верить в сказку
Все же для чего смотрят длинные мыльные сериалы? С этим и другими вопросами я вышел на улицы Уфы. Как оказалось, все опрошенные (более сотни) отвечали единообразно: «Люди хотят верить в сказку. Сказка скрашивает мрачные серые будни».
Но постойте. Во многих сериалах нет ничего сказочного. Есть тотальная мания выдать желаемое за действительное. Приезжает девушка из столицы в городок сельского типа. Все ее тиранят: и хозяйка, и соседи. Девушку обманывают. Она обязательно попадает в тюрьму. Тут появляется фея в образе зверской преступницы. И девушка, страдая, находит выход из всех ситуаций и жениха. Это основное лекало многих «народных» сериалов российского разлива, основанный на сюжете сказки о «Золушке». Но, уважаемые сценаристы, неужели под лекало не нашлось другой сказки, свойственной нашему менталитету. «Золушка» уже не вызывает сочувствия или сострадания. Почему? Потому что сложно поверить, что такое может произойти в реальности. Смешно же до банального…
«Сказки-то есть, но модель сценарного конструктора уже не соберется, пазл успеха не сложится. А типовых актеров-принцев, актрис-золушек и актеров-злодеев куда деть? Пусть тоже идут в бизнес за учителями?» – отвечает на мой вопрос бывший продюсер Кая Метова, с которым я имею честь быть знакомым.
Никто не заставляет смотреть подобную ерунду. Хорошо. Переключим на другой канал. Там примерно то же самое. На следующем – другое «тоже самое». Выключаем.
Выходит, что смысла нет смотреть вообще ничего, а значит и снимать.
Истории, проверенные временем.
Снять исторический фильм с точными костюмами, с детальными декорациями – очень сложно и очень дорого. Это подтверждает то, что продюсеры мечтают сделать фильм подешевле, ведь можно разориться. В общем-то вполне нормальное явление – снять подешевле, заработать побольше. Но тем не менее исторические сериалы снимаются, снимаются массово не только в нашей стране. О соответствии реалиям можно спорить, но проверенные временем коллизии и авантюры не оставляют зрителей равнодушными.
Лучшие отечественные сериалы и многосерийные фильмы сняты по литературным произведениям. Примеров не так много, но с уверенностью можно назвать «Мастер и Маргарита», «Идиот» В. Бортко, «Бесы» В. Хотиненко, да даже мюзикл по произведениям И. Бабеля «Жизнь и приключения Мишки Япончика» С. Гинзбурга смотрится достаточно живо.
Писатель создал мир, продумал нити и связи, сверхидею и дискурс. К тому же издался, пройдя круги ада: критиков, редакторов, издателей. Уже все готово и просится на экран.
Сценаристы, объединяйтесь с писателями, заключайте договоры и союзы, делайте адаптации! Вся молодежь нашей страны (да и зрелое поколение) истосковались по качественным и мудрым экранизациям. Бросьте погоню за кукишем. Сейте разумное, доброе, вечное!
Илья КАЗАКОВ