Все новости
КОЛУМНИСТЫ
4 Марта , 13:00

Бизнесу и культуре нужны новые горизонты. Часть третья

Ответ предпринимателя на открытое письмо предпринимателям республики, опубликованное в № 45 газеты «Истоки» от 13 ноября 2013 г.

изображение сгенерировано нейросетью Kandinsky 3.0
Фото:изображение сгенерировано нейросетью Kandinsky 3.0

Мы возмущаемся, когда поднимают цены на яйца, но при этом незамеченным проходит повышение цен для предпринимателей на 85% на электричество. А связи не чувствуете?

С телевизора говорят о спекулянтах-торговцах, и при этом крупные сети разоряются, а зарубежные вообще уходят с нашего рынка. Сеть номер два в мире "Carrefour" продала свои магазины в России, лидер мирового ритейла "WalMart" несколько лет содержал офис в Москве, но принял решение, что не будет работать в России.

Мы говорим о том, что у нас высокий инвестиционный потенциал и сверхприбыли богачей, и наши же капиталы бегут за границу, размещаясь в их банках под два-три процента годовых.

Вы всерьез считаете, что они убегают от сверхприбылей? Это же абсурд!

ФАС периодически громко проверяет нефтяные компании на предмет искусственного повышения цен на бензин, а общественный контроль обвиняет олигархов в росте цен, но при этом мало кто говорит, что доля налогов в цене литра бензина примерно 60-70%, а оставшиеся 30-40 процентов — это себестоимость и прибыль всех звеньев: геологодобычи и разработки недр, транспорт нефти, переработка, строительство и функционирование розничных точек продаж (автозаправок). Старый прием «украл шапку и кричи «Держи вора»!

Мы возмущаемся, когда тарифы ЖКХ растут на 10-15 процентов и, одновременно, ругаемся, если наши доходы растут такими же темпами. Неужели не понятно, что, если заработная плата дворника выросла на 15 процентов, то и счет за его работу должен вырасти в той же степени?

Общество готово выходить на митинги из-за 20-30 срубленных деревьев (и это хорошо), но абсолютно спокойно, когда умирает такое же количество бизнесов. Вот сделали выделенные полосы для автобусов и запретили парковку на проспекте Октября. Выручка у многих предпринимателей, которые снимали помещения вдоль проспекта, снизилась от этого на 20- 40 процентов. Десятки закрылись. Помещения арендовали другие. Кто-нибудь заметил гибель этих десятков? Кто-нибудь в мэрии просчитал эффект от их ухода и потери налогов? Никто. Вы хоть раз слышали цифры выпадающих налогов бюджета от закрытых в начале года ларьков? От снятых рекламных баннеров? Нет!

Логика у обывателей очень простая: выделенная полоса, исключающая парковки у магазинов (хотя, если бы об этом думали, то их можно было бы сделать) — помогает быстрее передвигаться автобусам и в силу этого общественно полезна. Деревья — это красиво и экологично. Умерший бизнес — частная проблема небедных людей. В одноходовке это именно так и выглядит. Просчитывать второй уровень обыватели не хотят, а власть, хотя и должна, но не умеет. Администрация, как и литераторы, исключили экономические категории при принятии решений.

изображение сгенерировано нейросетью Kandinsky 3.0
Фото:изображение сгенерировано нейросетью Kandinsky 3.0

А я дойду до экономической арифметики, на время отойдя от Есенина и Бродского… Один круглосуточный ларек обеспечивает первичную полную занятость минимум трем-четырем продавцам и частичную, бухгалтеру, управляющему, водителю и вторичную производителям продукции… В сумме лишь один киоск создает средства для существования 10-15 человек (с учетом иждивенцев: детей, стариков и пр.). Но и это не главное… Главное то, что даже самый скромный ларек ежегодно платит налоги, сумма которых достаточна, чтобы с высокой степенью вероятности излечить больного гепатитом. Сотни людей сегодня, прямо сейчас, не могут получить необходимые лекарства от государства по причине отсутствия лимитов на оказание дорогостоящего и высокотехнологичного лечения, и в это время, никто не задумывается насколько замедлится их очередь от закрытия бизнесов. Пятнадцать-двадцать закрытых магазинчиков — это фонд заработной платы средней деревенской школы, которые сейчас по всей стране сокращают или полностью оборудованная карета скорой помощи… Налоги от работы всего лишь одной парикмахерской — это отремонтированный подземный переход в Инорсе, не рискнув войти в который погиб дедушка с двумя внучками. Все боятся сказать, что в системе государственного управления человеческая жизнь стоит конкретных денег… Но ведь время приезда врача на экстренный вызов — это простая функция обеспеченности служб реагирования врачами, медсестрами, машинами и лекарствами… Давно вызывали скорую? Уничтожая налоговую базу, государство уничтожает возможность не только создания комфортных условий для жизни, но зачастую и саму возможность жить! Сравните цену спасения жизни в России и сопоставьте это с потерянными налогами… Вот тогда, может быть уничтожение предпринимателей перестанет казаться таким уж безболезненным и частным делом!

Я не говорю о том, что не надо бороться с пробками, с пьянством, с нелепой рекламой. Я просто хочу, чтобы при принятии таких решений всегда делались экономические расчеты выпадающих доходов, сравнивались альтернативные решения и компенсировались суммы выпадающих доходов бизнесу.

Но коли вы обратились за помощью к предпринимателям, то давайте оценим вклад предпринимателей в культуру постперестроечной эпохи.

Вы, наверное, знаете, что было в стране двадцать-двадцать пять лет назад, но, все же напомню. Кушали только дома, но и в тех ресторанах, которые работали, туалетной бумаги не было… Да в общем-то и туалетов, куда можно было зайти гуляющему человеку на весь город было штуки три-четыре. Колбасу «выбрасывали» и, если удавалось попасть на это чудо, то брали «палками»… Кофе было только «Пеле». Это позже его стали называть «пыль бразильских дорог», а в то время наличие этого продукта дома было признаком определенной зажиточности. Джинсы «мальвина» и китайские зеленые пуховики отделяли человека состоятельного от всех остальных. Потолок из Армстронга являлся признаком роскоши. Бутылки от виски (естественно, пустые, полные были только у партийных работников) и банки для пива являлись предметами гордости и коллекционирования. Очередь на установку телефона составляла годы. И это перечисление можно долго продолжать, но остановимся на этом.

И что теперь. Предприниматели приучили людей, что мыло, туалетная бумага, бумажное полотенце и отсутствие запахов — норма даже для очень среднего заведения… Можно, конечно, возразить, что это сделало общество, государство или, что это естественный результат роста материального благополучия. Тогда я посоветую возражающему съездить в сияющий золотом и сверкающий фонтанами в Петергоф. Скорее всего, когда вы сойдете с метеора на пирс, вы вскоре буквально упретесь в запах уличных туалетов. Слева будут стоять с десяток синих пластиковых кабинок, из которых две трети будут закрыты. У остальных — очереди, в которых смешаются любители русской истории обоих полов. Стыдливо отводя друг от друга глаза, эти леди и джентльмены проведут в общей очереди минут десять-пятнадцать, ожидая реализации своего права зайти в эти скворечники. Да уж, трудно в этой очереди родить «Она пришла с мороза, Раскрасневшаяся, Наполнила комнату Ароматом воздуха и духов». Ни государство, которое покрыло золотом каждый метр Петергофа, ни музейные работники, распоряжающиеся громадными бюджетами, ни культурологи, никто не смог изменить этой унизительной традиции… Прав был гениальный Булгаков: «Разруха не в клозетах, а в головах»…

Продолжение следует…

газета «Истоки» № 51 (871) от 18 декабря 2013 года.

Автор:Всеволод СПИВАК
Читайте нас: