Все новости
КНИГИ
22 Марта 2021, 12:03

Катастрофа башкирской литературы

Мунир Кунафин написал немало небольших произведений. Но за куцые рассказы о деревенских дураках как-то стыдно претендовать на ведущую роль в литературе. Хотя их и хватило на занятие престижного места главного редактора журнала «Агидель», но этого явно недостаточно для покорения более высоких вершин.

И вот он замахнулся на мировой бестселлер. Катастрофа мирового масштаба! Вот что должен он описать. Хотя вся эта катастрофа все же по-прежнему происходит в бывшем башкирском ауле, а теперь на зоне ККП-2217. Ведь так удобно.
Автор вещает: «По радио каждый день объявляют о неизбежной катастрофе, которая наступит через две недели. Планета Х продолжает сближаться с Землей. Нашу Землю ждет неминуемая гибель. Неизвестная планета, названная “Ивел”, приблизилась к земному шару».
К Земле приближается планета Х. Расшифровывать писатель не стал, что за Х. Но смысл ясен. Якобы каждые 3600 лет такое происходит. И вот опять. Я не астроном, но при столкновении планет как могла уцелеть Земля? Вопрос автором не раскрыт.
Да и не важно, ведь главное, что есть в арсенале Кунафина – это дураки. Вот главное его оружие. Дураком является на тот раз муж Шакиры Ансар. Он типичный муж-неудачник. А по законам сурового постапокалипсиса за самоубийство мужа или парня полагается штраф в виде конфискации коровы.
Вот так, несмотря на космический размах перед нами все та же кунафинская пастораль. Здесь те же до боли знакомые дураки, коровы, ружья, понаехавшие отовсюду чужаки.
Шакира из последних сил кормит семью, ухаживает за коровой. А муж Ансар превратился в ничтожество.
Только небольшое количество избранных людей должно спастись на космическом корабле. Но Шакире и ее соседям это не светит. Многие кончают жизнь самоубийством.
Ансар упрекает Жака (чужака) в том, что тот знал о конце света. Жак рассказывает, что земляне сами виноваты. Шакира ищет мужа и приходит к Жаку. Тот был вооружен ружьем. Стал приставать к женщине. Но она отбилась от него.
Вот тогда Жак и спросил ее, знает ли она Фрейда. Шакира, естественно, не знала. Тогда Жак рассказал ей об основном инстинкте. В одной фразе.
Они нашли труп Ансара. Шакира обвинила Жака в смерти мужа. А ведь это грозит конфискацией коровы. Жак готов взять вину на себя. Но с условием, чтобы овладеть женщиной. Та отказалась.
Но Жак вместо Шакиры накинулся на свою домашнюю козу. И жестоко с ней обошелся.
Шакира вернулась к детям в надежде пережить гибель планеты.
Вот собственно с этим опусом наш автор хотел прославиться.
Так значит, он нам, читателям рекомендует прочесть этот шедевр Мунира Кунафина, мол да что там границы башкирской литературы, прочитав сочинение нашего автора и продвинутый Запад зааплодирует? Все может быть.
Я в отличие от данного автора много прочел, но никогда не думал, что в нашем башкирском журнале можно прочесть про скотоложество. Кстати, оказалось, в нашей стране нет законов запрещающих зоосексуальные отношения. Однако насильственные действия подпадают под статью «Жестокое обращение с животными» 245 УК РФ.
Но, благодаря Муниру Кунафину и превозносящему его Заки Алибаеву мы сможем быстро и навсегда избавиться от чувства стыда, от человеческого достоинства, от старого консервативного мышления.
Алибаев излагает: «В полифоническом сюжете повести «Инстинкт» переплетены довольно сложные события. Сюжет о Жаке вызывает противоречивые чувства. Выясняется, что он, отвергнувший человечество, потерявший надежду, лишился и совести. Увидев Шакиру, он теряет человеческое лицо, словно сходит с ума. Даже набрасывается на свою кормилицу-козу. Гадкий поступок! Возможно, автор «перерисовал» эту мерзость из происходящего в европейских странах. Читатель, возможно, и не поймет его – картина-то отвратительная! Но невозможно спрятаться от действительности, просто закрыв глаза на нее».
Читатель не поймет?.. Читатель уже все понял. Если нет, то пусть сам читает повесть фантазера.
Куда на этот раз занесло нашего мудрого мыслителя Кунафина? Желание спасти мир от катастрофы планетарного масштаба привело к убогой демонстрации зоофилии. Даже Алибаев вынужден сказать, что-то про «гадкий поступок». Но его восхищение магическим гением Кунафина все же помогает преодолеть литературоведу минутную слабость. Вот так писатель и ученый рука об руку ведут нашу литературу и культуру к катастрофе.
Ф.Сарматов


Читайте нас: