Все новости
КНИГИ
19 Марта 2021, 12:49

Деревня дураков или «вэлкам»

Был такой телевизионный комикс с «Деревней дураков», где клоуны изображали немых и дурашливых сельских жителей. Подозреваю, что тот самый комикс запал в душу многим нашим авторам. Например, прочитав повесть «За нами Москва» башкирского писателя Мунира Кунафина в переводе на русский язык я сразу вспомнил тот комикс. Кстати, сюжет очень даже сгодится для такой клоунады.

Как и многие наши писатели, которые вышли из деревни, Мунир Кунафин питается сельскими историями. И как я успел заметить по предыдущим произведениям, например, рассказу «Верность», автор постоянно находит образ «деревенского дурачка». На этот раз это бывший солдат с Байконура, который вернулся из армии дурачком. В рассказе Кунафина «Верность» неверная жена изменяет мужу с дурачком, по рождению немым. В результате рождается – немой и слепой младенец. В новом опусе дурачок все же продвинутый – умеет говорить и даже петь похабные куплеты. Иногда он их поет прямо на колхозном собрании. Прям дед Щукарь – его литературный брат или дед.
О чем же повесть «За нами Москва»? Конечно, про оборону Москвы, где воевали жители деревеньки Бедавлет (не от слова ли «Беда»? Простите за каламбур!) дед Давлеткул (в переводе «раб государства») и дед Шарип. Только не ищите их подвигов под Москвой, глава о фронте посвящена литературному штампу – особисту, который провоцирует плохо говорящих по-русски башкир с целью подвести под трибунал. И это ему удается. Расстреляли, однако, одного солдата из соседней области, слишком много он жаловался на Советскую власть.
Война закончилась, солдаты вернулись. Сын Шарипа Исмагил стал главой сельсовета. Деревня и так жила еле-еле, при Советской власти ее совсем оставили без леса и лошадей, оказывается. Народ разбежался кто куда. Потом перестройка. А значит ждите еще литературный штамп – явились «новые русские».
Вот не живется им в первопрестольной, им все в башкирскую глубинку надо залезть. Да еще прикупить земли у озера, где летом прохлаждались деревенские коровы. А где еще можно построить хоромы и жить припеваючи? Не на Багамы же лететь, не в Швейцарию? Автор показывает, что де башкиры защитили Москву, а она неблагодарная – все норовит у них отобрать землю и воду, да саму свободу. Однако, выясняется, что москвичи законно купили землю, народ на собрании сам разрешил и проголосовал. Потому, что не забываем, наш народ в глазах писателя-то те самые дураки.
Заместитель главы района объяснил людям. «Есть, оказывается, сильная московская компания, желающая арендовать это озеро и несколько гектаров земли на три года. А от арендной прибыли появится возможность построить в Бедавлете больницу. Москвичи обследуют воды озера, если же, на наше счастье, найдут их целебными и дела пойдут гладко, построят тут лечебницу, там уже бедавлетовцы заживут как в городе. Народ слушал заместителя с упоением. Когда сказал, что земля не продается, а только арендуется, все вздохнули с облегчением».
Кстати, такие произведения идут у наших читателей на «ура». Особенно много шумели по поводу повести «Китай-город» Амира Аминева. От, мол, башкиры глупые обменяли свою землю в деревне на городские квартиры. А китайцы хитрые построили там Китай-город и больше туда не пускают. А башкиры стоят и плачут. То, конечно, жанр не реалистичный, то есть фэнтези. Но смысл один, какие-то злые и коварные пришельцы хотят отобрать богатства у наших умников.
Читаем. «Сейчас озеро огорожено – полтора года назад нашлись новые хозяева, нежатся тут городские богачи. Говорят, что они добрались аж от самой Москвы. Как говорит дальнозоркий Фаткулла, бывший до этого и хранителем, и близким другом озера, на склоне Вишневой горы вырос дом, напоминающий сказочные русские дворцы. Прямо у воды – баня, попарятся бояре русские и – в воду голышом. Скоро стало недоступным для местных и озеро, и ягодники. Собака размером с годовалого теленка начала кидаться на детей и взрослых. Заросли коровьи тропы на водопой. «Здесь уже наши владения, пожалуйста, платите деньги и собирайте ягоды, купайтесь в озере», – говорят новые хозяева». Автор фантазер, огородить озеро забором? Или это пруд небольшой?


Мало того, что обманом завладели красивым местом, где у воды отдыхали коровы. Москвичи ведь такие, они ведь пиццу и гамбургеры с доставкой не едят. Им все свежего мяса подавай. Вот пропала у ветерана Давлеткула корова. Ушла и не вернулась. С кем не бывает. Но мы уже давно догадались, где искать рожки да ножки. Где? Да у москалей!
«В Бедавлете в жизни не пасли скотину. Нет надобности в этом среди лезущих друг на друга гор, да и не размахнешься особо в этих дебрях кнутом. Скотина привыкла к самостоятельности, протоптанные лесные тропки сами приводят к нужным пастбищам, к лакомым травам. С утра выгоняют коров из двора, а к вечеру, зная свой час, они неровным строем прибредают обратно». Автор с этого и начал историю. Пасти свое стадо – кому это надо? Дураков нет!
Нашли остатки убитой выстрелом в лоб коровы, явно москвичи пустили на шашлык. Ветеран теперь идет искать правды. А нет ее. ««Странно, – с горечью подумал старик, – почему нет ни одного начальника из башкир, а? На страже правопорядка – армянин, во главе района – татарин, прогнившие богачи – из русских, удивительно. Где свой брат башкир? На кого опереться, кем как щитом прикрыться?»
В произведениях Мунира Кунафина нет закона и порядка на башкирской земле. А кто его наведет? Конечно он, автор! Он же опора и щит народа! Вот и вложил в руки дряхлого ветерана двухствольное ружье автор. И отправил вершить его суд. А кто виноват? Москвичи? Нее-ет! Виноват сын Шарипа Исмагил! Вот его и тормозит с ружьем ветеран войны. После выстрела в лобовое стекло спесь слетела с главы сельсовета. Он выполз на землю и лежал в страхе перед карой за грехи. За какие? Оказывается, он помогал москвичам приобрести землю. Или просто был ближе всех обидчиков. Ведь московские охранники прогнали старика, не стали разговаривать даже.
Спас главу сельсовета все тот сельский дурачок. Прибежал народ. Прибежал и Шарип. Он поведал Давлеткулу, что особист на фронте хотел сперва сделать жертвоприношение из него. А вот Шарип перевел стрелки на другого солдата. И спас голову Давлеткула.
Давлеткул стреляет в воздух. Исмагил требует судить террориста. Но суда нет на башкирской земле. Ветеран не пережил позора и обид – умер.
Так чем же завершит свою историю писатель и властитель народных дум Кунафин? Как чем? Сжечь все! И вот горит московская усадьба, и головешки тлеют на ветру…
Так что милости просим Вас, господа туристы и инвесторы в наш гостеприимный Башкортостан.
Ф. САРМАТОВ



Читайте нас: