Все новости
ТЕАТР
11 Марта , 10:00

Анимация Бовари

Михаил ГУНДАРИН о спектакле Антона Федорова «Мадам Бовари» в театре «Маска»

театр «Маска», г. Москва Сцена из спектакля А. Федорова «Мадам Бовари»
Сцена из спектакля А. Федорова «Мадам Бовари»Фото:театр «Маска», г. Москва

Спектакль Антона Федорова «Мадам Бовари» в театре «Маска» — это такое разбитное «постдраматическое шоу», в котором от оригинала мало что осталось — но героев все-таки жалко. То есть, хотя бы в этом режиссер следует за Флобером, что несколько примеряет с его версией, в создании которой участвовал продюсер Роберман (вспомним его и Дмитрия Крымова доковидное шоу по «Борису Годунову» в Музее Москвы среди подлинных — с нюансами — гробниц; лично у меня оно вызвало сильно неоднозначные чувства). Да, при просмотре «Бовари» вспоминается именно мастер травестии классики Крымов — ну и учитель Федорова Юрий Погребничко (разница между внешне схожими подходами этих мастеров к классике, конечно, заслуживает целой диссертации; мне Погребничко с его «Таганской» традицией ближе).

Театр «Маска» — частный, он работает в огромном здании Московского дома молодежи на Фрунзенской, имея камерную сцену и такой же зрительный зал. Театр не репертуарный, собственно, это площадка для различных продюсерских и гастрольных проектов. Сыгранная впервые в этом январе «Бовари», повторю, проект робермановский (на виденном мной представлении «Бовари», кстати, был сам Роберман и его гости Ярмольник и Виторган, в небольшом фойе хорошо заметно всех).

театр «Маска», г. Москва Сцена из спектакля А. Федорова «Мадам Бовари»
Сцена из спектакля А. Федорова «Мадам Бовари»Фото:театр «Маска», г. Москва

Почему я все никак не начну о самом спектакле? Да потому, что сказать о нем особо и нечего. Два часа без антракта. Ярко. Интересное сценическое решение (целых два экрана, на одном из которых черно-белая проекция рисует нам, например, сцены секса Эммы и ее любовника — ну, в виде анимированных карикатур). Сценография самого Федорова. Герои лопочут на самой дикой смеси французского с нижегородским — исключительно для комического эффекта. Да и сами они — маски: Эмма (Наталья Рычкова) — «интересная чудачка», «книжная девочка», ее муж Шарль (Семен Штейнберг) — добрый пентюх под пятой у фурии-мамочки (Ольга Лапшина), и так далее. Дочь Эммы играет лилипутка (Анна Никишина). Такое неоднозначное решение. В общем, актеры развлекают публику как могут. Много гэгов, остроумных креативных ходов. Эмму в финале жалко. Шарля тоже. Кстати, понятна режиссерская задумка, когда в самом конце несчастная Эмма, словно выходя из образа, закатывает на сцене настоящую, человеческую, так сказать, истерику, будто совсем из другой пьесы.

Федоров хочет разрушить сложившийся у нас автоматизм восприятия действия как условного шоу, сыграть на контрасте… Но, по большому счёту, как раз это не получилось.

Комическая тележка (яркая, на рессорном ходу) благополучно и однообразно докатилась до финала. Увы, спектакль талантливого режиссера так и остался в коммерческой колее.

Как тонка грань между умной, пусть даже очень смелой интерпретацией классики и ее травестией на забаву и развлечение публики! В своем «Ревизоре», например (Театр Около) Федоров был интерпретатором (может, за ним упомянутый Погребничко, главреж того театра присматривал?) Здесь — так сказать, аниматором. Высокооплачиваемым, «элитным», но не более того.


Мой рейтинг: 7/10

Автор:Михаил ГУНДАРИН
Читайте нас: