Десять стихотворений месяца. Октябрь 2024 г.
Все новости
ТЕАТР
19 Февраля , 17:00

«Любовь — страна, где каждый человек — притворщик…»

О постановке «Жестокий роман» по пьесе Александра Островского «Бесприданница», театр-фестиваль «Балтийский дом»

Театр-фестиваль «Балтийский дом», безусловно, проявляет известную и похвальную смелость, неоднократно обращаясь к пьесам, чьи экранизации оказались более чем успешными.

А это — стильная, на грани гротеска и высокой трагедии постановка «Восемь любящих женщин», добрый, теплый и уютный спектакль «Покровские ворота», абсолютно другие «Девчата», неожиданно открывшие потрясенным театралам то, что осталось за кадром всенародно любимого фильма и, прежде всего, правду о горьком и потерянном счастье ершистой красавицы Анфисы.

Важно понять и принять, в общем-то, несложный факт: кино и театр — две абсолютно разные истории, есть литературная первооснова, но нет особой разницы — снимут ли ее на кинопленку или воплотят на театральных подмостках. Главное — чтобы это было талантливо, бережно и в известной степени отражало смысл, заложенный в великих произведениях, а не самокопание режиссера в потемках собственной души, оправданное веским аргументом: «Я так вижу!»

Рискнули в театре еще и еще раз, представив на суд зрителей постановку «Жестокий роман» по пьесе Александра Островского «Бесприданница», рискнули, к тому ж оставив спектаклю практически то же название, какое имела блестящая, признанная классической экранизация великого Эльдара Рязанова. Только слово «романс» заменили на «роман».

Спектакль считается еще премьерным, и, как говорят завсегдатаи, успевшие сходить на постановку несколько раз, сложно предсказать, каким он будет на другой день: действо развивается, живет и меняется. Но то, что постановка режиссера Сусанны Цирюк оправдала и даже превзошла ожидания зрителей — бесспорно!

Сусанна Цирюк: «Пьеса Островского привлекает абсолютно вневременным сюжетом, сочетанием пронзительного лиризма и жесткой прагматичности». Об актуальности пьес великого драматурга сказано немало и нам еще предстоит оценивать и оценивать его прозорливость и умение заглянуть и вывернуть наизнанку человеческую душу со всеми ее слабостями, грешками, высокими мечтами и великими побуждениями. Так что перенос действия в начало нулевых, в общем-то, неудивителен и оправдан. Например, олигарх Кнуров (Константин Анисимов) — что в XIX, что в XXI веке олигарх: личность уверенная, неторопливая, убежденная в собственной исключительности, на прочий копошащийся люд взирающая неохотно и отстраненно, изысканно одетая в костюмчик от кутюр — впрочем, вероятно и в XIX веке Мокий Парменыч туалеты заказывал все в том же Париже. Мамаша Огудалова (Ирина Муртазаева), озабоченная тем, как бы выдать дочку удачно замуж, но и о себе, любимой не забыть, словно вышла из соседней квартиры.

А вот прочие акценты пьесы Островского в этой постановке для меня сместились: возможно, благодаря невероятно удачному выбору артистов на роли Паратова и Карандышева. По сути, именно они — стоящие на разных полюсах характеров, поступков, сюжета, состояния определили все действие постановки. Роман Дряблов — Сергей Сергеевич Паратов: вот он появляется на сцене первый раз, с вкрадчивой мягкой походкой, непринужденный, бесконечно обаятельный, такой уверенный в себе без самоуверенности, дерзкий без наглости, свободный от запретов без цинизма. На него хочется смотреть без конца, сцена без него пуста, ибо он — тот самый центр притяжения, вокруг которого все готовы вертеться без принуждения, ибо наградой будет невероятно обольстительная улыбка и ласковое слово.

И вот, угодив барину, впадая в блаженное состояние обласканности и удовольствия, как-то начинаешь смутно понимать, что барин-то просто взял то, что ему надо было, выжал как тряпку и выкинул. Ибо прекрасный Сергей Сергеич легко идет по жизни, не отягощаясь муками совести, беря все, что ему нужно, не заморачиваясь угрызениями совести, а чего, собственно, мучиться, когда все и так рады отдать все за его ласковый взгляд.

Вот что говорит о своем персонаже сам Роман Дряблов: «Паратова оправдать в любом случае сложно. И, кстати, я нашел сходство с Печориным, помнится, сказавшим такую фразу: «Если бы княжна Мэри была недоступной красавицей, то, может быть, я завлекся бы трудностью предприятия. Нет ничего приятнее, чем сорвать цветок, который только что распустился, потом бросить его на дороге, может быть, кто-нибудь подберет». Что-то схожее в этом есть.

Когда у человека много денег и он не испытывает недостатка ни в чем, то может себе позволить все, и от этого ему становится очень скучно. Вот Паратову скучно, он стреляет, например, по стаканам, ища острых ощущений.

«Можно ли тут говорить о любви? Если да, то это странная любовь … Я еще ищу, копаю. На премьере я был более мягче, любил Ларису больше, было много душевных переживаний, вопросов к самому себе, как же поступить.

Пока я склоняюсь к сегодняшнему варианту, более потребительскому. Многое, к слову, зависит и от партнеров, они тоже что-то ищут, что-то делают по-другому.

Но если брать вариант, что Паратову скучно, так это несчастный человек, он не знает, как вернуть себя к жизни… Есть еще и такое: он уезжает не по своей вине, а чтобы поправить свои дела или останется у разбитого корыта. Но вот Паратов возвращается — и на него нахлынуло былое чувство, когда он ощущал себя живым с Ларисой. Он на самом деле влюблен, но понимает, что все закончится, ведь выбирает Паратов все же миллионы.

Пьеса «Бесприданница» — про отношение человека и человека, классика сильна тем, что обращается к проблемам взаимоотношений людей, а они есть везде и всегда. Есть такие циники как Паратов, есть бесконечно влюбленные девушки как Лариса, и есть отношение богатых мужчин к девушкам как к вещам. Мир циничен, и мне кажется, он сейчас еще циничнее, чем тогда…»

Невероятно пластичный артист «Балтийского дома» Егор Лесников — полный антипод Паратова, его несчастливый соперник Карандышев. Почему вспомнила его пластику? — потому что надо видеть, как неуверенно, бочком движется он по сцене, где-то горбясь и пряча смущенный взгляд, где-то неумело, непривычно пытаясь быть победителем — ведь ему в результате досталась желанная Лариса.

Маленький ли человек, пытающийся самоутвердиться, громко крикнуть миру о своих чувствах, заявить о своем существовании, о праве на счастье — пусть маленькое, лживое, хрупкое, но счастье? Или эгоистичный, мелкий и душой и чувствами собственник, замысливший воспарить благодаря счастливому шансу, три года лелеянному и выпавшему ему, терпеливо и долго выжидающему?

Вот что считает исполнитель роли Карандышева Егор Лесников: «Отношение к роли не остается неизменным: сегодня был немного другой вариант.

Конечно, игра выстраивается через мое к персонажу отношение, и не могу сказать, что оно у меня к нему положительное. Когда я прочитал пьесу, сразу решил, что человек он эгоистичный, с заниженной самооценкой, пытающийся что-то доказать остальным и самому себе. И, возможно, все повернулось бы иначе, если бы он уехал по предложению Ларисы в деревню и не провоцировал бы судьбу, не испытывал бы ее, не ввязывался бы в ментальный бой с Паратовым. Он, конечно, тоже влюблен, но побеждает этот момент — показать себе и другим свою значимость через самолюбие, снобизм. Поэтому мы получаем вот такой трагический финал. Если бы все же Карандышев любил Ларису и только, он пошел бы на ее предложение, услышал то, что хочет она, а не он.

Островский остается очень современным драматургом: он пишет о человеческих страстях, о людях, которые пытаются быть счастливыми, и у них не получается. Важно понять, какой выбор делает человек в поисках счастья. В чувствах ничего не меняется, особенно у русского человека. А Островский знал русскую душу».

И да, это именно «Жестокий роман» — не «Бесприданница», коль скоро в центре пьесы Островского — судьба создания утонченного, с живыми мыслями, мечтами и желаниями, её внутреннее сиротство, противостояние с жизнью сугубо материальной, жестокой и бездушной столь велики, что Лариса кажется несовместимой с миром.

В исполнении же Елены Сохацкой Лариса — типичное дитя нулевых, поглощенное модными журналами, телевизором и танцами. Ее «уедемте отсюда» вовсе не выглядит мольбой о спасении, просьбой о помощи, о желании обрести покой и убежище вдали от жадных взглядов, скорее, это просто очередной каприз скучающей барышни. Коль скоро Лариса — натура по Островскому возвышенная и тонко чувствующая, отчего ж она грубо, не задумываясь, просто в лицо и неоднократно оскорбляет безропотного Карандышева, жестоко напоминая ему о его ничтожности и прямо в глаза заявляя о своей любви к Паратову? Как бы ни был немил и неприятен человек, это, прежде всего, человек, да еще будущий муж!

Ну, а истерика Ларисы на корабле скорее напоминает ярость обиженного подростка: именно в критичные минуты жизни слабые натуры, не умея обдуманно разрешить проблему, идут на крайние меры, вплоть до самоубийства: «Я умру и погляжу, как вы тут пожалеете!», вот только глядеть-то некому…

Стоит отметить также Василия Вожеватого в исполнении Олега Коробкина. Олег Коробкин обладает тем самым талантом, который позволяет без особых ухищрений гримера и костюмера перемещаться из одной эпохи в другую. Он же — юный порывистый, влюбленный барон Кристиан («Сирано де Бержерак») — и он же мерзковатый, скользкий тип в «Женитьбе Белугина». Его Вожеватов опять же легко путешествует из века прошлого в век нынешний: цепкий, неглупый, умеющий сделать деньги в любой эпохе, при любых обстоятельствах и условиях и даже, в общем-то, не особо греша против морали и совести. И, пожалуй, он не Кнуров, хотя столь же обстоятелен и успешен. Возможно, молодость еще сильна в нем своими порывами, и цыгане будоражат кровь и юная Лариса, подруга детства, очень небезразлична. Но трусость, боязнь сильных поступков, способных перевернуть жизнь, пустить ее не по привычным, накатанным рельсам в светлое будущее все же перевешивает хрупкий росток светлого, непривычно нерационального чувства. Его финальная мальчишеская драка с Паратовым — скорее, от отчаянной злости на самого себя от осознания невероятной потери и невозможности все исправить.

Пожалуй, одной из отличительных особенностей постановок режиссера Сусанны Цирюк являются символичные декорации, занимающие всю сцену и трансформирующиеся о мере надобности — то в скромный дом Карандышева, то в гостиную Огудаловых, то, собственно, становясь тем самым белым пароходом, который мог бы унести Ларису в другую — счастливую и долгую жизнь…

Но — пустышкой оказалась любовь Сергея Сергеевича, трусом — друг детства Вася Вожеватов, эгоистом — жених Карандышев и собственником — богач Кнуров. И, вероятно, все, что остается — это со вздохом облегчения сказать человеку, спустившему курок: «Благодарю…».

Авторы:Елена ШАРОВА, г. Санкт-ПетербургФото: Василий Акимов
Читайте нас: