Все новости
ТЕАТР
20 Сентября 2023, 18:00

Гамлет с акцентом

«Гамлет in Moscow» Константина Богомолова в Театре на Бронной ‑ это часть его длиннейшего сатирического цикла, можно сказать ‑ сериала.

Рецепт выработан давно. Берется классическое произведение, переделывается практически полностью ‑ в него добавляется новый текст, новые смыслы, новые герои. Щедрой рукой туда заливается актуалочка, самого фельетонного свойства, ну и разыгрывается все это в стилистике фарса. С нецензурными опять же выражениями. Много, много лет работает этот прием, со времен «Идеального мужа» в МХТ уж точно. Тогда «пострадал» Уайльд, потом много кто, в рецензируемом спектакле ‑ понятно, Шекспир.

Поклонникам классики на Богомолова точно ходить не стоит. С другой стороны, пришедшим знать классику не помешает ‑ потому как режиссер, он же автор либретто все время играет с первоосновой, прокладывает там и тут мостики-цитаты, травестирует привычные образы, и иногда делает это очень смешно. Ну, так вот ‑ про сам метод говорить больше особо нечего. Воплощения же его на сцене, конечно, разнятся, они то удачнее, то нет. «Гамлет», представленный впервые год назад и до сих пор собирающий супер аншлаги, по моему мнению, скорее относится к числу неудач. Такое бывало, как говорит нам история, с любым большим и опытным режиссером ‑ некоторые вещи он ставит «под себя», механически повторяя приемы и не получая приращения содержательного качества. Вот и тут, Богомолов поставил «Гамлета» «под Богомолова». Поклонникам описанного метода ‑ понравится.

Ну, в самом деле, придумано-переделано ловко. Перед нами (на сцене, устроенной по образцу шекспировских времен, как бы посредине зрительного зала, как арена) семейство еврейских бизнесменов Гамлетманов, говорящих с карикатурным акцентом. Вернувшийся из театральной школы Гамлет Гамлетович (Александр Шумский) говорит со столь же карикатурным британским акцентом. Полоний (прекрасный как всегда Игорь Миркурбанов), его дети Лаэрт и Офелия ‑ таджики, прислуга Гамлетманов. Акцент соответствующий, тоже как из анекдотов... Ну и понеслось. Призрак, Гамлет старший, любит поесть и сексуально развлечься. К тому же страдает метеоризмом. Лаэрт улетает доставлять пиццу космонавтам, да там и остается. Мы побываем в кабинете генерала Ф. Брасова, видать, на Лубянке... В общем, три с лишним часа сплошного веселья (оно продолжается и в фойе, где пляшут и поют на свадьбе Клавдия и Гертруды). Не, ну поржать можно, а так...

Так слишком все литературно. Да и фельетон-то прошлогодний, все, что было смешно тогда, не очень-то смешно и теперь. Хотя местами и актуально ‑ так, французы «отжали» активы у Гамлетманов, а Офелия (уверенная работа Василисы Перелыгиной) отнюдь не утонула, но с успехом пошла в радикальный феминизм и ЛГБТ. Упоминается Юлия Пересильд и фильм «Вызов», да и много чего ещё. Тут и издевательски показанный Каннский фестиваль. И футбольный мяч вместо черепа Йорка. И знаменитый монолог « Быть или не быть» переделанный в женский вариант «Дать или не дать»...

Ну, в новом сезоне Богомолов поставил уже новый спектакль «Дачники», где полно шуток про актуальное нынче. Поэтому вышедший из зоны актуальности «Гамлет» в целом смотрибелен ‑ но к просмотру не обязателен. А про богомоловский театральный «сериал» мы еще поговорим. Собственно, на нынешней Московской сцене, действительно несколько «просевшей» от снятия многих спектаклей и исчезновения многих творцов, не увидеть и не отметить его невозможно.

Мой рейтинг: 7/10

#театрзапискизрителя

Автор:Михаил ГУНДАРИН
Читайте нас: