«Борис Годунов» в постановке Петра Шерешевского (недавняя премьера Театра Наций) — легковесная и даже местами неуместно игривая интерпретация Пушкина; впрочем, не без эффектности и удачных мест.
Итак, спортивный зал обычной школы, изображенный вполне реалистично (сценография — Анвар Гумаров). В нем просыпается человек, одетый в дешевый черный костюм, небрежно зашитый на спине, костюм мертвеца. Это директор школы, он же Борис Годунов, в исполнении Игоря Гордина, похожий на простого мужика-управленца из мелких (таков типаж Александра Михайлова из «Любовь и голуби»). И начинается действо, одновременно происходящее в двух планах — школьном и, собственно, описанным Пушкиным (например, Марина Мнишек — Юлия Хлынина и Екатерина Воронина — одновременно энергичная физручка в красном «Адидасе» и гордая шляхтенка; а сцена у фонтана заканчивается сексом в раздевалке). Герой присутствует при всех сценах, но вмешаться не может — это все его сны, посмертные видения. Активно используется прием видеопроекции — например, мы видим на большом экране-стене спортзала то, что происходит за ним, как раз в раздевалке.
Текст оставлен Пушкинский, добавлены стихи того же, как говорится, автора (вроде эпиграммы на князя Дундука), ну и прочая мелкая, актуальная отсебятина. Звучит попса 90-х (включая «Два кусочека колбаски»).
Получилось броско, эксцентрично, и все в одну краску — так, Самозванец (Данил Стеклов) не дать не взять пацан-гопник из недавнего сериала. Местами трогательно (сцена убийства детей Годунова). Местами остроумно (когда гимнастические кони изображают боевых). А в целом — ровно никак.
Спектакль получился пустым и каким-то тюзовским (манера Шерешевского, ныне главного в МТЮЗ, интерпретировать классику — из его недавнего взять хоть «Марию Стюарт», хоть «Ромео и Джульетту», хоть «Маскарад» — может быть оправдана разве что сомнительным желанием освежить эти вещи для современных подростков; да и то вряд ли).
Мораль вышла слишком очевидной — монолог о вреде нечистой совести был повторен аж два раза, чтоб все все поняли. Ну, великая трагедия — и пушкинская, и историческая, Смута — к этой банальной истине никак не сводится. А больше сказать постановщику нечего, вот и приходится забавлять народ трюками, что часто выходит не слишком уместно.
Кстати, в массовке участвовала большая группа маленьких детей, что спектакль оживляло. Еще бы котов привел; впрочем, чучело медведя имелось.
Спектакль идет без антракта, чуть больше двух часов. Не скучно. Но вот публике Театра Наций, по моим ощущениям, «не зашло». Она привыкла к чему-то поглубже и поумнее.
Впрочем, хорошо, что акценты расставлены правильно, и предательство соратников Годунова выглядит подлостью, а торжество Самозванца — большой бедой. А то всякое могло бы быть…
Мой рейтинг: 7/10