«Ревизор» режиссера Антона Федорова в Театре около дома Станиславского – это развеселое, но при этом умное и отточено мастерское дуракаваляние по мотивам Гоголя. Длится все полтора часа без антракта, гоголевский текст режиссерскими вставками не разбавляется (хотя и сокращен изрядно).
Чисто внешне все это можно назвать, например, капустником в дурдоме – герои одеты в нечто напоминающее больничные халаты и подштанники, жесты их хаотичны, волосы взъерошены, они то застывают в кататонических позах, то вдруг пускаются в безудержные хаотичные движения. Да – и при этом они (некоторые из них – точно), похоже, воображают себя крысами. Теми самыми, из канонического «Ревизора», которые «пришли, понюхали и ушли». Во всем этом нет ни капли пафоса, ну, или «актуальных смыслов», которые нередко сопровождает переделки классики. И, конечно, просто великолепен в роли Хлестакова Максим Севриновский, актер с каким-то нечеловеческим обаянием (на этой же сцене он сыграл Сирано, став навеки кумиром всех, кто видел этот спектакль; и моим, да). Отмечу также Алексея Чернышева в роли Городничего – он здесь неожиданно похож но Анатолия Папанова, или, вернее, на безумца, вдруг вообразившего себя Папановым…
Зал, набитый битком, в некоторых местах буквально ревел от восторга! А что было при выходе на поклоны! Обстановка рок-концерта как она есть.
В общем, весело, ярко, остроумно – и ни капельки не обидно для Гоголя. Но тут есть еще один слой – спектакль сопровождается закадровым голосом и музыкой в исполнении легендарного Олега Каравайчука, эксцентрика и аванградиста (заслужившего еще при жизни звание гения). Каравайчук говорит как раз о Гоголе, причем престранные вещи – так что в некотором смысле все происходящее на сцене ему могло бы присниться. Ну. Если бы он при этом слушал Илью Лагутенко, чьи «Дельфины» со сцены звучали тоже.
Тут самое время обратить внимание на режиссера. Антон Федоров, которому сегодня немного за 40, поставил «Ревизора» 4 года назад. Это был едва ли не первый его опыт на серьезной сцене (за что Федоров не устает благодарить в интервью своего учителя и демиурга Театра Около Юрия Погребничко). С тех пор Федоров пошел на взлет практически вертикально. Сегодня его называют суперзвездой, надеждой всего нашего театра и так далее. Да что говорить – в этом году сразу два его спектакля получили «Золотую маску», высшую театральную премию страны! Редчайший случай! Он много ставил и ставит в провинции, а недавно возглавил новосибирский театр «Старый дом» и уже стал любимцем всей Сибири, поставив там «Котлован» по Платонову. А на его спектакль «Где ты был так долго, чувак?» в московском театре «Пространство Внутри» билеты распроданы на месяцы вперед.
В общем, «Ревизор» ценен еще и как дебют талантливого режиссера. Думаю, о его вещах я напишу, и не раз. А про рецензируемый спектакль скажу еще вот что: я получил истинное удовольствие, немного солнца в этом промозглом ноябре.
Мой рейтинг: 8/10