"Обыкновенное чудо" по Евгению Шварцу в Театре имени Вахтангова (режиссер Иван Поповски) - это очень эффектное, дорогое, но и очень мрачное зрелище. Уверен - большой хит сезона. Не отступая от текста пьесы, известного всем по фильму Захарова, да и очень интеллигентно аппелируя к этой культовой ленте, Поповски сделал спектакль совсем о другом! Все мы помним по фильму, как Волшебник (тут его играют Владимир Логвинов и Леонид Бичевин, я видел Бичевина) говорит с горечью своей Жене(Яна Соболевская и Елизавета Палкина, я видел вторую), что переживет ее, однажды она его покинет... Это было сказано так, между делом, как о чем-то далеком.
Так вот: режиссер взял именно этот момент за основу. На сцене больничная кровать, на ней женщина в белом. Перед кроватью мужчина в черном. Чтобы развлечь тяжело болеющую (как-то сразу понимаешь: умирающую) подругу, он что-то рассказывает, вырезает из картона. И - о чудо! - картонные декорации вырастают до неба, а придуманные им люди оживают! Так начинается спектакль. А кончается он невероятно эффектно: на сцену наползает, черная, жуткая целлофановая лавина, вроде как море. И жена уходит по нему прочь, оставляя утомленного и наконец уснувшего мужа в мире живых... А между этими сценами - два действия, насыщенных событиями, шутками, песнями... Да-да, звучат многие хиты из той, Захаровской постановки в живом исполнении, и звучат совсем иначе. С меньшим блеском, более грустно... Потому что и в сказке не ладится, мало что удается грустному волшебнику. Всё, как в стихотворении Бориса Рыжего "Городок, что я выдумал и заселил человеками..." - "Барахлит городок! ".
Отметим в высшей степени впечатляющую работу сценографа и художника по костюмам Марии Трегубовой. Ее декорации, ее костюмы, сделанные в сюрреалистическоц манере -иногда, а иногда в манере жесткого концептуализма, а иногда отсылающие например, к Бэнкси - это отдельное произведение искусства. При этом, что очень важно, существующее в полной гармонии с режиссёрский замыслом. Вот, например, какой эффектный ход - в первом действии костюмы персонажей очень ярки, вызывающе пестры - а во втором они же становятся абсолютно серыми, будто присыпанными горьким пеплом. Словно кино перешло на монохром, прием известный,но в театре я такое видел впервые. Секрет прост - были изготовлены варианты костюмов и вещей, но в сером цвете! Особенно эффектно это выглядит на примере трона Короля, обитого ярко-красные бархатом, который становится серым, как дерюга мешка... Серый цвет великолепно отражает внутренне состояние Принцессы после разлуки с Медведем - и он не меняется до конца спектакля. Хэппи-энда, увы, нет и у этой истории любви, как и у главной - истории Волшебника и его жены... Ну да, все по сюжету - юноша (Николай Романовский и Эюб Фараджев, я видел именно его) находит Принцессу (яркая, запоминающаяся роль молодой вахтанговской звезды Полины Рафеевой; с Фараджевым они играли в хите прошлого года - спектакле "Генерал и его семья"). Но никакого торжества любви и справедливости это не приносит - ну, нашел... Не в этом дело... А дело в том, что режиссер безжалостно рисует нам мир, в котором чудеса невозможны в принципе. В этом мире бессилен самый могучий волшебник, мир живет по своим, неведомым и мрачным законам. И еще - это мир без Бога.
В советской атеистической версии ситуацию и героев спасал жизнерадостный артистизм, помноженный на некий "абстрактный гуманизм". Вообще, искусство пыталось собой заменить религию. Мол, вечные, общечеловеческие ценности, то да се...Помним, чем кончилось все в масштабах страны. Здесь, повторюсь, это не работает. Но ничего другого режиссер нам не предлагает. Поэтому так грустно покидать зал... Не спасает и финальный аккорд, когда все персонажи выходят на сцену и начинают дурачиться, мол, всё это не взаправду, всё игра... грустная игра. Похожая на жизнь
Мой рейтинг 8,5/10