Не знаю, как вас, но меня неизменно влекли кинокартины-биографии о творческих людях, в частности о поэтах и писателях. Они зажигали тот малый огонёк вдохновения, что в дальнейшем переходил в нечто воспламеняющее… долгопишущее. Поэтому почему бы не выдать свою «десятку» на весьма любопытную тематику фильмов. Итак, поэты и писатели – в кинематографе!
Как почитатель творчества Фёдора Михайловича Достоевского, в первую очередь порекомендую именно этот фильм, в котором удачно сложилось буквально всё: актёрский состав, в особенности потрясающая игра Евгения Миронова, пытающегося сипеть голосом; и биографический сюжет писателя-классика. Все самые известные истории писателя отображены в сериале. Начинается с «театральной» казни петрашевцев, а заканчивается… Советую – не пробегать мимо!
Он считает себя гением, но издательства отказываются печатать его «великие» произведения. Он любит женщин, но те не всегда его понимают. Постоянное отсутствие денег и отстраненность от реальности. Элегантный пижон Даниил Ювачев называет себя не менее эффектно – Хармс. Он завсегдатай беспрерывных литературных тусовок и любитель эпатажа. Хармс, короче – это Хармс! Своеобычная и кинокартина! Кого-то режиссёрская манера отпугнёт… типа бред, больные конвульсии фантазёра, но кого-то и наоборот – притянет, соблазнит.
Да – картина сюрреалистичная! Да – творится непонятная мистерия! Да – она совсем не биографична, какой-то огрызок дня-дней. Но подобных фильмов у нас – раз, два и обчёлся! Для фанатов Серебряного века, определённо!
Это один из последних фильмов Эльдара Рязанова. Его последняя очаровательная сказка, и довольно грустная сказка. Сергей Мигицко прекрасно перевоплотился в датского писателя-сказочника, будто перед нами действительно Ганс Христиан Андерсен. В съёмках участвовала, помимо России и Италия, Германия.
Пожалуй, мы имеем дело с тем случаем, когда про одного величайшего Человека снял кинокартину не менее потрясающий мастер искусства. И жаль, что в фильме эпизоды стоят не в хронологическом порядке, а может, и к лучшему. Но «Андерсон» наверняка достоин увековечивания.
Макс Перкинс (Колин Ферт) – редактор, благодаря которому стали известны Фрэнсис Скотт Фитцджеральд и Эрнест Хемингуэй. Он берется за публикацию романа начинающего писателя Томаса Вулфа (Джуд Лоу), которому ответили отказом все остальные издательства. Перкинс понимает, что ему в руки попал потенциальный бестселлер, а Вулф наконец-то находит человека, готового его поддержать. Но чем известнее становится Томас, тем сложнее становятся их с Максом отношения.
Сам по себе Томас Вулф необычный писатель, эдакий представитель «потерянного поколения». И фильм сквозит некоторой потерянностью. Достаточно всё в нём гладко, ровно, без каких-либо камней. М-да! И опять же, для пишущих людей фильм будет весьма интересен, полезен. Эдакий урок…
1930-е годы. Американский писатель Генри Миллер, снискавший скандальную популярность на родине, переезжает в Париж и знакомится с молодой американкой Анаис Нин. Анаис мнит себя (талантливой) писательницей и тоскует по сильным ощущениям. Кто не читал Генри Миллера (эдакого эротомана), тот вряд ли глянет даже одним глазком кинокартину. А возможно, можно и не знать, что за тип Генри Миллер, смешивающий секс с каплями вечернего дождя на стекле городского кафе.
Что тут сказать, в изобилии эротические иллюзии, ретро, танцы, движения, тающая музыка и треск печатной машинки. В девяностые годы умели смело, игриво снимать аналогичные вещи.
Фильм о человеке достаточно сложной судьбы, о его «бесконечном» одиночестве, об одном из талантливейших русских поэтов Иосифе Александровиче Бродском. Кинополотно основано на произведениях поэта, в особенности, на его эссе «Полторы комнаты», где поэт мысленно возвращается в прошлое на свою Родину. Бродский, безусловно, заслуживает того, чтобы о нем сняли фильм, и поэтому особенно приятно – он все-таки был создан. Пусть фильм для рядового зрителя тяжёл, грузен, условно нечитаем, но он, если на то пошло, стоит в одном ряду в категории «Другое кино». А значит, следует включить «второе» подсознание, чутьё. И поэзии здесь целый реки поток. И Григорий Дитятковский в роли Бродского – ну, один в один!
И на фоне шлаковых кинокартин, выходящих с киноконвейера, этот фильм скорее будет как глоток свежего воздуха.
Биографический сериал построен как воспоминания поэтессы Анны Ахматовой о прожитых годах. В основе фильма – незаконченная пьеса Ахматовой «Пролог, или Сон во сне». Фильм показывает, как колесо истории прокатилось по жизни лучших представителей Серебряного века. Кого-то раздавив, кому-то сломав хребет, а кого-то просто подмяв или больно ударив по хрупкому куполу его судьбы.
Игра Светланы Крючковой в роли пожилой Анны Ахматовой попросту великолепна, шикарна. Светлана Свирко тоже на «пять» справилась с ролью молодой поэтессы. Фильм лёгкий как пёрышко, дышащий туманами, духами и поэзией.
Писатель-неудачник Дж. Мэтью Барри не повинуется законам консервативного Лондона и становится другом одинокой вдовы, а также приемным отцом ее четырём маленьким сыновьям. Новая семья дарит вдохновение: писатель создает детского героя Питера Пэна и чудесную сказку о детях, которые не хотят взрослеть…
Джонни Депп, когда ещё не заигрался в своих чудаков, смотрится здесь свежо, я бы сказал, и непривычно опрятно в этом фильме. И предоставленное кинопроизведение имеет «Оскара» за саундтрек в 2005 году и кучу номинаций в различных категориях.
Герои носят вымышленные имена, но за ними без труда угадываются реальные люди, которых все прекрасно знают: Роберт Рождественский, Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский, Булат Окуджава, Белла Ахмадулина, Владимир Высоцкий, Эрнст Неизвестный, сам Василий Аксёнов и другие. Фильм рассказывает о том, как жили эти люди-секвойи – сопротивлялись власти или поддавались ей, любили, предавали, верили. И продолжали писать, несмотря ни на что.
Сериал, на мой взгляд, незаслуженно затюкали критики, закусали и закидали тухлыми яйцами зрители, в том далёком 2016 году, когда его показали по Первому каналу. Где-то вымысел, где-то соврали, или вовсе по глупости и по незнанию напутали. Но разбирать их «баги» (которых не мало) не будем. Всё равно сериал вышел стоящий. Где ещё можно увидеть отображение целой эпохи, эпохи «шестидесятников» в одном сериале? Вот-вот! А он уже монумент, классика!
И этот сериал многие шельмовали – за чрезмерную реальность. Слишком часто якобы мелькает пьяненьким, бухим Сергей Есенин. Какой же это поэт, если он всё время закладывает за воротник. Что-то такое поговаривали. А уж Сергей Безруков (бездарность, бригадный бандит) всё, что мог испортить в образе Есенина – испортил. Ну, так говорили. В те годы Безруков ещё не надоел зрителю, но начинали шептаться… в кулуарах. Но как по мне, кинопроизведение вышло ошеломительным, со второй канвой детектива: что же произошло на самом деле с Есениным?
Вдобавок и здесь показана целая вселенная Серебряного века. Кого здесь только не увидишь, мелькающих в кадре… как живые иконы, памятники поэзии того времени. Не-е! Чудо, а не сериал!