Пленилась картинами Натальи Геннадьевны Рахимовой. У нее выставка в Уфе, на первом этаже особняка Чижовой – это второй корпус библиотеки им. Заки Валиди (Октябрьской революции, 10). Получила рекомендацию посмотреть картины Натальи, когда беседовала с Эльвирой Ваисовной Еникеевой, она куратор всех выставок в этой библиотеке. Посмотрев на картины, очень была благодарна, что Эльвира Ваисовна с выставки Вячеслава Иванова, на которую я пришла, еще мой взгляд и на другую выставку направила.
И так мне захотелось встретиться и побеседовать с удивительной художницей Натальей Рахимовой, поснимать её, человека с таким взглядом на мир.
Но увидеться пока не удалось, только поговорить по телефону. И размышляя о нашем разговоре, таком большом и объемном, я поняла одно – необходимо отдавать свое восхищение и своё внимание творцу сразу. Этот творец нуждается в обратной связи. Да, имя не раскачано, не на слуху, из поддержки в сообществе только художник Ванзин. Только ему достало широты вглядываться в других, и позвать Наталью на коллективную выставку зимой. Но отклика не случилось. А человеку было больно, и горько, и недоуменно. Я это подобное болезненное чувство хорошо помню – когда вышла моя книга стихов «Терруар», как мне хотелось отклика, обсуждения, пусть даже споров, – но в ответ была тишина. Может быть, она и сейчас есть, эта тишина в ответ, никакого гомонящего хвалебного хора. Бывает вздох одного человека, или пара фраз другого поэта. Но теперь я укрепилась, как автор и творец, даже есть хорошие предисловия и послесловия к следующим стихотворным моим книгам от уважаемых мною личностей. Но вот эту удушающую тишину после «Терруара» я не забуду, как будто нивелируют и обесценивают огромный твой труд.
И из разговора с Натальей Геннадьевной я поняла, что и она испытала что-то подобное. Но превозмогла и пошла на персональную выставку через полгода. И спасибо ей за это. За мое счастье узнавания каждого мига. Каждого мига из жизни – ярких осенних листьев, или шкодных дачных котиков. Или узнавания рамы старого зеркала, ставшего рамой для новой картины.
Картины изумительные. Яркие как утренний сон. Радостные. Полные эмоций и предвкушений.
А какие невероятные портреты – сразу вспомнила фильм «Приключения принца Флоризеля».
Волшебные коты и юморные мышки.
Размышляя уже несколько дней после разговора с Натальей Рахимовой, где я узнала о её сложной жизни, о жизни мамы ребенка-инвалида, о жизни человека, посвятившего себя целиком уходу за другими. Я думаю – откуда тогда столько яркости и солнца в её картинах? А она сказала – наедине с живописью самый счастливый миг. И вот поэтому она и рисует, напитывает счастливым мигом свои сюжеты.
Летящие чайники. Светящие паруса, налитые не только ветром, но и солнцем. Текущая вода. И время, спящее в коллекции часов. А замки, полные сказок. А башни в тумане.
Всю эту красоту надо видеть, как видит её художница, когда наедине с пространством белым замирают боли, и явь куда-то отступает. А под руками возникает жизнь, жизнь из любви, которой через край. Ты так и знай. Вот вспомнила свое давнее стихотворение «Квазиреальное»:
Вся я внешне только ширма,
Что цветиста и обширна,
– вечный май,
А в душе
Замерзший Кай,
Так и знай,
Складывающий стихами
ВЕЧНОСТЬ.
Задумалась над тем, что вмещает в себя слово “квазиреальность” и применимо ли оно к картинам Рахимовой? Пошарившись в областях применения слова, поняла, что все четыре уровня в работах Натальи вижу.
Четыре уровня квазиреальности хорошо объяснены у Льва Вишни:
1. Уровень «наивный».
Сюда идет обычное фэнтези и любая человеческая фантазия, не требующая особого объяснения. Все, что придумал, можешь писать сюда. Корней Чуковский, «Небывальщина», – классический образец квазимодуля первого порядка.
2. Уровень «продвинутый».
Это уровень научной фантастики. То есть то, чего еще нет в природе, но в принципе может быть. Все объяснено и все логично с научной точки зрения. Ну или чуть-чуть объяснено. Квазимодули научной фантастики второго порядка.
3. Уровень «серьезный».
Сюда идет то необъяснимое, которое выглядит как объяснимое, но таковым не является. Фокус. Например, деньги с твоим портретом, или игрушечные солдатики из рассказа «Волшебная лавка».
Квазимодули волшебства или фокуса, смотря как к этому относиться.
4. Уровень «совершенный».
Это то, что выглядит предельно натурально и естественно, но не поддается никакому объяснению в принципе. Квазимодули высшего порядка. Например, как дойти до Замка, который непрерывно виден и до которого «подать рукой». Это модули сверхфантастики Кафки. Чтобы сочинить такие модули, нужно быть почти гением. Такие модули сносят голову полностью и целиком. Тот, кто умеет ими пользоваться, создаст самые гениальные произведения. Образец фильма, в котором бушуют квазимодули четвертого порядка это «Игра» (1997) Дэвида Финчера.
Все виды жизни и фантазии есть у художницы Натальи Рахимовой. И ещё они, картины, имеют неслышимый аромат любви и доброты, и присыпано это бывает моментами феечкиной пыльцой искрящегося юмора... Иногда можно сказать, что её картины – это чувствование красоты через секунды беззаботности, поскольку в многотрудной жизни этой женщины этих секунд ничтожно мало, то каждая из них становится бриллиантом и обретает оправу из драгоценного рисунка, дабы не затерялась, дабы сияла, дабы служила вновь и вновь, как подтверждение, что жизнь и есть такая трудная, такая ясная, такая всё-таки любовь. И даже если раз увидишь свет и сохранишь этот образ, то будешь помнить, что они есть – чудеса и мгновения, в которые они случились. И это продлит тебя, как живую и питающую многих душу. И снова ты хранительница очага и фундамент мира для тех, кто под твоей опекой.
А чтобы свет приумножался, надо им делиться. И он вернется к вам. Придите на выставку и поймайте секунды волшебства, попадите в камеру-обскуру Натальи Рахимовой, полную этой квазиреальной красоты и такой знакомой каждому из нас обыденности. Оставьте отклик в соцсетях или в тетради отзывов.
Выставка работает по расписанию библиотеки.
Вход бесплатный.