Стихи разных лет
Вчера ещё – один из немногих живущих, из последних, из сильных или просто неподдельных поэтов поколения, рождённого в 60-е. Сегодня – на небесах.
Современная поэзия демонстративна, она имеет мгновенный непосредственный выход, пусть он и приходится чаще всего на профана. Этакие письма поэтических профанов друг другу в соцсетях. Это нормально в условиях свободы слова. Всегда ведь даже в стихотворных поделках есть что-то замечательное – буквы, слова, вялые выражения заезженных человеческих чувств, всем всегда понятных и пр. Это не слишком умелое самовыражение имеет магическое воздействие на невзыскательные умы читательских масс. Этому принято лайкать. На это обычно читательская масса и реагирует (не на искусство, не на поэтическое мастерство), на родство расхожих взглядов на поэзию.
В целом уровень грамотности в условиях открытости даже повысился. И написанные стихи сегодня прочитываются фестивалями, этакой дружеской толпой. Но было время, когда поэт вынужден был оставаться божественно одиноким, отстранённым от официоза социума. Просто чтобы избежать в своих сочинениях насаждаемой сверху во все трудовые коллективы нетворческой фальши – готовой идеологии и политической пропаганды в искусстве. Творческое одиночество, таким образом, было спасением для живой души поэта от жесткой ангажированности в литературе и общих (читай отхожих) мест в искусстве. Оставаться независимым и быть даже в бедности – лишь бы вместе с любимой – со своей мировой и горьковатой музыкой. Пусть в великой неприкаянности, в стороне от меркантильной толпы, в настоящей, творческой свободе слова.
И А. Юдин был таким штучным, эксклюзивным (извините за варваризм), таким первородным уфимским поэтом. И он не был одним из членов симпатичной массы желторотых птенцов, хором раскрывающих требовательные клювы в сторону летящей к ним хищной грант-матке. Он не был птенцом советского режима, в котором формировался.
Он был из рода натуральных титанов. Даже с виду – крепыш, если не богатырь. Крупен был, статен. Субтильным поэтическим девушкам обоего пола Андрей являл собой живой контраст. Симпатичный мужик в томном салоне. И в отличие от вялой телесности, утончённо-тухлой безэмоциональности, истерической тенденциозности обитателей тесных художественных квартир каких-нибудь очередных меньшинств или большинств, поэт Юдин, кажется, изначально был наделён редким и драгоценным даром – индивидуальной живой душой и чуткими нервами. Поэт жил как будто под открытым всем ветрам и стихиям прекрасным уфимским небом. Он помнил о своей общности с людьми, живущими в других культурных, более бедных материальных условиях. И звуки для своих стихотворений, вместе с их парадоксальным смыслом, А. Юдин извлекал непосредственно из самих, кажется, первоэлементов материи, а не из готовых продуктов чужого искусства в круговой беготне по культурным амбарам, как это обычно делает вся наша интеллигентская мышиная армия, подвязавшаяся часто только словно от своей безрукости или избыточной (инертной, в сущности) интеллектуальности на благом культурном поприще. Он такой интеллигенции не мешал, а просто жил свою непохожую и трудную жизнь в стороне от поверхностной культуры уже переходного эпохального официоза, извлекая для русской поэзии ещё небывалые в ней звуки и смыслы. Пусть не слишком богатые, но верные каденции.
Для это святого занятия, похоже, А. Юдин и был (или притворялся всерьез и на деле) как бы вовсе безбытным человеком: этаким неустроенным пофигистом, уфимским Емелей, ночующим на своей печи прямо посреди звёздной музыки тяжёлых, слоистых сфер, в каком-нибудь изысканно-заброшенном и свободном от обывательской докуки священном месте. Может, даже порой – чуть не за помойкой или свалкой дивно и неожиданно локализовавшимися и сокрытыми за шатром дерев, на шелестящих, таинственно-дремучих травах. Поэту ведь что надо – лишь бы дух веял, свежий и чистый, не замызганный токсичной суетой приличных с виду граждан – пройдох, временщиков и проходимцев всех мастей. Поэту непременно надо отыскать с помощью своей кошачьей поэтической интуиции священное вот прямо сейчас где-то здесь бытийствующее место. Ощупав его носом. И там уже запросто можно опорожнить перед сном бутылочку, может быть, не только с кефиром. О чём подрастающему поколению домашних графоманов, играющих по квартирникам в поэтов, знать, конечно, не следует. Они взрослые были у Юдина, эти творческие серьёзные игры, и опасные. Да и не игры – вовсе. Такова уж была его весёлая поэтическая теодицея, она же и стихотворная дикция, стихия.
А что же вся творческая рать, бегающая с пером по редакциям в неравной борьбе за места под солнцем и по домам отдыха для повышения культуры? Эти добрые интеллигентные бегающие люди знают только свою собственную субъектность (снова простите за варварскую латиницу). Не нужно им ни мироощущения их народа-языкотворца, ни глубинного хода трудноуловимых надземных и подземных событий, ни иного высокого безумства – никаких, словом, истинно поэтических соблазнов, трудных по существу. Но под это грантов не дают. Поскольку всё это ещё нужно умудриться сотворить в подлинных, не поддельных, не фальшивых стихах. И Андрей Юдин обходился как-то без литературной поддержки общества культурных, высокопоставленных аксакалов.
Последние обстоятельства жизни поэта нам неизвестны. Но нетрудно предположить, что и они тоже были более, чем трудны. Возможно, поэт перегорел и стихов уже не писал. Последнее место для своей внутренней силы Андрей Юдин нашёл уже, как недавно стало нам известно, на СВО. Где он и погиб в возрасте 55 лет за Россию и её рубежи по своей собственной, доброй и свободной воле, вдалеке от истерических «интеллигентских» докук и всяческих прочих истерик той или иной верхушки общества. И тут уже ничего не поделать.
Память поэту и земля ему пухом.
Алексей Кривошеев
* * *
Вся Вселенная похожа
На шагреневую кожу
Тем, что сжата до предела
Моего живого тела.
Все во мне – земля и небо.
Тело держит их, как скрепа
Сочленяющая крайности:
Неизбежности, случайности…
* * *
На низкий потолок под утро
Легла побелка бело-синяя.
Как перевёрнутая люстра,
Всяк дерево в убранстве инея.
Вниз головой живу, присутствуя
При данном казусе – не более.
И сам себя лягушкой чувствую
На вивисекторском застолье.
Всё потускнело, кроме линий,
За ночь одну быстрей, чем олово…
Вселенная – слегка качни её
И – навернётся с ног на голову.
* * *
О, я не знал, какая мне цена!
Неразделенная печаль меня достойна.
На скате жизни громче тишина.
Спокойно даже то, что неспокойно.
И одиночество светлее на двоих
В заторе ледяном сердец чужих.
И небо синее становится синее,
Морщинки памяти – яснее,
Пока на замерзающей земле
Несут любовь в запазушном тепле.
* * *
Равнина. Прутья ковыля
Кой-где еще торчат из снега.
Мороз за сорок. И земля
Трещит суставчатей телеги.
Покуда этот наобум
Плутал в снегах у Мелеуза,
Ни ног, ни рук не слышал ум...
Последняя сорвалась уза...
Беспамятство влекло назад
В истоки, к устьям, до волокон
Головоломных, до шарад
Сознаньем разлагая кокон.
Вот – солнце, сжатое в пазу
Меж облаков, вот – зримо – гонка
Байдарок: вёсла бирюзу
Со дна зачерпывают звонко,
Вот – сам он в образе ребенка
В эмалированном тазу...
А я запоминал беспечно
Находку страшную – один:
Из-за широких чьих-то спин
Обледенелая конечность
Ладонью путеводной в Вечность
Секла безоблачную синь.
* * *
Вечерами город пег.
В складках валиками снег.
Кто в подвижническом жаре
Напевает: «Харе, Харе…» –
Меж ушанками снуя,
Одиночее, чем я?
Чист ведического гимна
В нём огонь, а в мире дымно.
Но как бог и юн и свеж
Славит божье имя меж
Сгрудившимися домами:
«Харе – Кришне, Харе – Раме».
Что шикарные авто,
Даже золото и то
Притягательность теряет.
Призрачное исчезает.
И о Кришне, как о чуде
Демонические люди
Слышат пение окрест.
И от тех людей и мест
Более я не завишу.
Сам влюбляюсь в Хари Кришну.
* * *
Взмывают круто на ветру
Жизнь износившие былинки.
Я против ветра в поле пру.
Иль ветер стихнет, иль умру
Я сам на этом поединке.
А облака плывут, как плыли...
И те же скважины, свищи
В миниатюрные смерчи
Закручивают кучки пыли.
Смотри – ударит оземь небо...
И я, и ты сойдем на нет,
Как чередующийся свет.
Тот, что – то есть, то нет, как не был.
Подготовил Алексей КРИВОШЕЕВ
Продолжение следует…