Все новости
ВЕРНИСАЖ
28 Октября 2021, 15:00

Преодолеть инерцию и увидеть наше время

Республиканская художественная гимназия-интернат им. К.А. Давлеткильдеева в октябре 2021 года провела в уфимской Центральной художественной галерее, что по ул. Революционной, 34, большущую выставку, аж в трех залах.

Многие разделы и экспонаты меня искренне порадовали, и я этой радостью поделилась в статьях «Космогония новейшей скульптуры» и «Сотворение утешительной красоты».

И наконец, дошла до обозрения живописи и графики. И пока я размышляла, как бы поделикатнее подать свои мысли, ибо эти художники совсем юные и только вступают на тропу самовыражения в искусстве, мне на глаза попалась цитата из статьи, посвященной другому виду искусства, но аналогии, приводимые А. Алёхим, мне кажутся уместными и в отношении художников и живописи: «В искусстве ничто существующее не упраздняется и вообще не пропадает. В отличие от хлебороба, который всегда предлагает новый хлеб – старый-то давно съели, – художник является во вселенную, уже заполненную множеством состоявшихся произведений искусства: запечатленных в материале художественных миров. Дублировать их (чем занимаются эпигоны) бессмысленно. Чтобы войти, надо предъявить свой собственный мир, разом и отличающийся новизной, и состоятельный. Причем добиться новизны много легче, чем убедительности этой новизны.

В сущности, всякий вновь пришедший поэт навязывает себя времени. Поэзии. Читателю. А первым делом – издателю.

Он должен не только явить новую поэтику, но и заставить ее принять. Написать так, чтобы преодолеть любую инерцию восприятия. Чтобы его – нельзя было не напечатать» (А. Алёхин)

Так вот в разделе живопись я увидела копирование и дублирование известных произведений. Например, купание мальчиков на лошадях. Или множество опушек, избушек. Или композицию из мраморного бюста и драпировок. Или парадный портрет девушки в сиреневом платье с веером в руке. Чем меня обескуражили эти работы, почему они воспринимаются как эпигонство. Да потому что когда я однажды фотографировала купание лошадей – они промчались мимо, эти веселые мальчишки в безумных неоновых шортах с принтом пумы и девочки в супертопиках и обрезанных джинсах. И девочки преобладали – вот такие реалии нового времени. Почему бы юным художникам не сходить познакомиться с секцией конного спорта на ипподроме «Акбузат», прежде чем рисовать картину про купание коней.

Что насчет домиков и опушек, и всяких поленниц – сколько фотографирую, всегда даже на самой пасторальной куче дров то современные рукавицы, то бензопила обнаружатся, то фантик какой-нибудь, забытая дровосеком бутылочка минералки… Оглядела домашние полки в поиске бюста, нашла фарфоровую скульптурку ангелочка, подаренного когда-то крестным моей дочке, и рядом с ней связку ключей с пластиковой кнопкой-кругляшком от домофона, рядом микро-наушники и зарядка от телефона. Вот он, современный антураж любой интерьерной композиции. Мне кажется, можно провести урок под названием – нарисуй наше время. Возьми старую композицию – например, «Всадницу» Брюллова – и переосмысли. У меня вот получилось такое видение: девочка с самокатом восторженно смотрит на девушку на крутом велосипеде.

Да, вернусь теперь к переосмыслению вышеприведённой цитаты литератора. Чтоб навязать себя времени – надо это время увидеть. А на выставке РСХИ именно в картинах отсутствуют приметы текущего времени. Тут живопись – не зеркало времени. Или наше ковидное время, как вампир не отражается в зеркалах.

А ведь фактурные образы какие бы получились – толпа в масках, разных масках. Да, я эти пресловутые маски даже на пляже в этом году видела и на людях и загрязняющие берег.

А уж тема «дистанционное обучение» может быть инсталлирована и в «Жнецов» Венецианова и в «бурлаков» Репина. Спросить их, в какой эстетике им видится это пресловутая дистанционка. Интересно было бы увидеть преломление нашего текущего времени незашоренными глазами детей. А пока я прошлась по галерее и отмечала – вот это почти Саврасов, вот это почти Поленов, вот это все советские реалисты – от Дейнеки до Ракши. Ну что ж, образцы для вдохновения выбраны гениальные, только где же живое в этих рисунках, принадлежащее юным художникам личным опытом сердца?

 

Автор:Галарина ЕФРЕМОВА
Читайте нас: