Все новости
ВЕРНИСАЖ
4 Февраля 2021, 17:04

Пришельцы из Нидерландов

Январь на исходе. Его уже нет. Лоснится снег, посверкивая своими осколками, прозрачными бусинками и неважно, что солнце где-то там далеко – невидимое нами. А без него серенько, скучно наверху. И время, с его ходовыми механизмами, зубчатыми шестерёнками и стрелками-ножами, остановилось… будто. Или вовсе двинулось назад – и такое случается. Не идёт дальше коротыш автобус-пазик, замер как вкопанный возле дворца культуры Орджоникидзе.

Свора голубей… что бы вы подумали? Гордецы, пузаны – и не помышляют о полёте. Их, очевидно, влечёт что-то более земное, некие мистерии; вот столпились возле сонного фонтана. Шебаршат, воркуют, попусту роняя слова.
А поблизости, в выставочном зале «Ижад» Башкирского государственного художественного музея им. М.В. Нестерова наступило, выражаясь фигурально, средневековье. Действительное время, времечко шагнуло, попятилось назад – на пять-шесть веков назад. В выставочном зале «гостят» Иероним Босх, нидерландский потомственный художник, один из выдающихся творцов периода Северного Возрождения и его последователь – Питер Брейгель Старший, прозванный Мужицким. Ну, прозвище такое получил. Нидерландский художник и график. Отец, родитель художников Питера Брейгеля Младшего («Адского») и Яна Брейгеля Старшего («Райского»). И как-то у них слишком всё очерчено, имеется в виду, прозвания.


Но «гости» вполне желанные в «Ижаде», с темой «Мистические образы и тайны». И ничего что репродукции, а, вероятно, даже и лучше! Выполнены они в технике жикле – цифровые художественные картины-копии шедевров живописи на холсте, по качеству исполнения и цветопередачи не уступающие оригиналу. И действительно, сходство потрясает. Стало быть, что-то подобное изобразить, скопировать не способен и самый талантливый художник. Это факт! А «гости»… картины завораживают и пугают, одномоментно. С выщёлкиванием какой-либо логики разума. Мысли, словно пчелиный рой, кружились и довольно спутанно, теряясь в далёком прошлом… и застряли там, свершив «путешествие во времени». Внутри своего «я» ощущалась престранная духота, отсутствие постижения: как же Босх, прародитель сюрреализма мог рисовать-творить такое? Бесовщина во всю ширь полотна: гротескные человеческие фигурки; обглоданные кости рыб; кувшин с ногами парнокопытного животного; ушлые мерзкие крысы; ангелы, превратившись в насекомых, сыплются с неба... В подобном духе – бесконечное количество. А ведь тогда вовсю бесчинствовала инквизиция. Как ему, рождённому в 1450 году (приблизительно, ибо точная дата неизвестна), удалось выдать миру свои великие и в чём-то страшные полотна. Инаковость, алхимия, эзотерика – да кто его знает? Ещё велика куча вопросов, что осталась у наших современников, почитателей художника. Босх состоял в религиозном обществе «Братство Богоматери», возникшем в Хертогенбосе в 1318 году. Оно состояло из монахов и обычных мирных жителей. Братство посвящено культу Девы Марии, к прочему его члены занимались и благотворительностью. Некая защита для него от посягательств священной инквизиции.


Его полотна нашему веку сложно «разжевать», понять. Можно часами крутиться, пританцовывать только возле одной его работы… но полностью увязнуть в изображении, ощутить досконально весь спектр каждой мельчайшей детали, которых чудовищно много выдано матером, невозможно… ну, никак. При том, что за всяким изображением, каждым его сантиметром спрятан свой таинственный смысл. Шифр! К примеру, «Корабль дураков» в целом очень смелая трактовка с его стороны – описанные красками нравы ортодоксальной церкви. Своего рода печальная пародия. А католическую церковь, в те времена, как раз и называли кораблём, плывущим в рай. Только у Босха этот «кораблик» с жирующими пассажирами: монахиней с лютней в руках; жирным и сочным блином, скатывающимся на верёвочке прямо им в рот; пьющая из кувшинов вино и поющая чёрт знает что публика – плывёт прямёхонько в ад.
Не квелее отображает мракобесную «реальность» и его последователь Питер Брейгель Старший. Они в техничном исполнении очень похожи – ненароком и попутать можно. «Безумная Грета» очень близка по духу к Босху, будто он и рисовал. Фламандский фольклор о жадности, алчности – о человеческих пороках. Грета во всеоружии: со стальным мечом и с корзинкой для всякого добра. С нею армия женщин, где она естественно главенствует; и толпой они вторглись в жерла ада. Для поживы. Ухватить в адских чертогах ещё чего-нибудь. И снова поражают до безумия всевозможные второстепенные частности в картине. От их «мрачного взгляда… глаза» жутковато до дрожи. Но почему-то притягивает как наисильнейший магнит. Если бы «Безумная Грета», сама картина, могла бы воспроизводить звук, то крик и вопль стоял бы страшно невыносимый… до взрыва человеческого разума. К примеру, простенький отрывок картины: круглая жаба сидит с удочкой – рыбачит, а на её голове глубокая чашка с похлёбкой… кажется, в которой размещён в вертикальном положении кухонный прибор. Поблизости гнездо с огромным яйцом, из которого вылупляется какое-то непонятное чудище. И это только маленький фрагмент, в самом низу холста. Он почти незаметен. А чтобы все тончайшие крупицы описать – понадобится большое количество страниц и, наверное, «микроскоп» для пристального изучения. Диву даёшься, – как же они скрупулёзно рисовали свои художественные «нетленки»! Какое же нужно терпение, чтобы просто нарисовать ту жабу. А фантазия? Где её столько взять, украсть и исключительно для одной картины? Вопросы тонут в безвременье, в тишину. В ничто!
Точная дата рождения Питера Брейгеля Старшего также неизвестна, как и Иеронима Босха. Скорее всего, между 1525 и 1530-м годами, а местом рождения считают его исследователи-биографы город Бреда или деревушку Брёгел близ Брабанта. От этой загадочности, исторических пробелов отдаёт пронизывающим холодком, уж будто он и Босх прибыли из других миров, параллельных цивилизаций. И прибыли со специальной миссией – учить человечество уму-разуму, демонстрировать наглядно их грехи путём «кривого зеркала».


Завлекает огромная «Вавилонская башня» Питера Брейгеля Старшего, где главный «персонаж» из кирпича и камня, вполне понятен зрителю. Но любопытная деталь – микроскопические «вкрапления», а именно копошащие люди-каменотёсы, тележки, лошади, лачуги, корабли, строительные леса (что можно смотреть целую вечность), перетягивают всё внимание на себя. Они – ведущие… наверх. Они соль картины. Здесь стоит смело заявить – «Вавилонская башня» бесспорно вдумчивое его видение. Как и «Поклонение волхвов», впрочем, у Босха тоже свои «волхвы». Оба же выдали всеобщую грусть при рождении ребёнка. Ибо реальность, что его окружала – почитай, настоящий ад.
У Брейгеля, конечно, имеются и «мягкие работы», которые лишены уродливых человеческих гримас и всяческих монстров. «Жатва» – в августе, крестьяне на поле собирают урожай, кто-то обедает возле дерева. И никаких тебе рыбьих глаз на выкате. «Притча о сеятеле» – лепота с просторным видом с холма. Вдалеке виднеется деревня с церковью с высоким шпилем; дальше, минуя залив, сереет горная цепь. «Перепись в Вифлееме» – суета городская, зима, регистрация иудеев, своеобразный произвол местной власти. И многие другие его вещицы, глядя на которые успокаиваешься. Отдыхаешь.
Но так или иначе, картины Босха и Брейгеля не призывают своего зрителя любоваться ими, охать и ахать от восхищения. И петь дифирамбы – какие тут мазки, какие полутени! Ничегошеньки похожего! Это больше… остановка сердца, исчезновение пульса. Отсутствие как такового дыхания. Лишь глубина мысли, за ней ещё одна глубина – звука и гиперзвука, которого не слышно – при всём желании, но есть. Затем, прорвав и эту толщину, дно – снова глубина… да будет вечное, беспрерывное молчание. Помолчим и мы, глядя на выдающиеся, не побоимся этого слова, шедевры пришельцев из Нидерландов.
Адрес: г. Уфа ул. Космонавтов 22, тел. 242-28-35. Выставочный зал "Ижад" Башкирского государственного художественного музея им. М.В. Нестерова.
Цена билетов на выставку "Босх и Брейгель. Мистические образы и тайны":

взрослый - 250 р.

льготный (школьники, студенты, пенсионеры, инвалиды) - 200 р.

РЕЖИМ РАБОТЫ

вторник - пятница и

воскресенье — 10.00 - 18.00

суббота — 11.00 - 19.00

понедельник — выходной


Алексей ЧУГУНОВ