Все новости
ВОЯЖ
28 Февраля 2023, 16:00

Альгамбра маврских эмиров. Часть шестая

*  *  * Дворец великого испанского короля Карлоса I/Palacio de Carlos (он же – император Священной Римской империи Карл V Габсбург) построен совсем в ином стиле, нежели всё, сооружённое прежде маврами. Оно и понятно, ибо возведён дворец был уже в то время, когда мавров вышибли из Пиреней (ну, или крайне невежливо/пинками/огнём и мечом попросили на выход).

Однако после впечатлений от Комареса, Дворца Львов и от прочего арабского/маврского изящного великолепия это строение запомнилось меньше, хотя, конечно, оно очень монументально и величественно.

«Полость» внутреннего дворика дворца испанского монарха, круглая и двухъярусная, мне почему-то напомнила тогда амфитеатр, хотя по здравому рассуждению понимаешь, что меж ними вроде нет ничего общего, или же что между ними – «дистанция огромного размера»: «Строительством дворца руководил архитектор Педро Мачука, который учился в Италии у великих мастеров – Микеланджело и Рафаэля. В основе планировки лежит круг, вписанный в квадрат, и два симметричных крыла. Симметрию нарушает часовня, где планировали разместить приватную королевскую крипту для захоронения… Внутренний дворик находится под открытым небом…»

Главный фасад (он обращён на Запад) украшают три портика, разделённые парами колонн с барельефами и лепниной в виде конных воинов.

Поскольку именно в Гранаде завершилась Реконкиста (во всяком случае о её финале было публично объявлено именно здесь), преобразовывать город ещё в конце XV века начали католические короли Изабелла Кастильская и Фердинанд Арагонский (дед и бабка Карла V по матери), решив сделать его если не первой, то второй их совместной столицей. Поэтому тут и развернулось активное строительство. Резиденция маврских эмиров, как ни странно, была не снесена, а расширена, став резиденцией испанских королей.

Строительство же королевского дворца, получившего название Palacio de Carlos, «затеялось» в первой половине XVI века в стиле итальянского архитектурного Ренессанса, потому, повторюсь, здание чересчур отличается от всего, что есть вокруг и что насоздавали мавры. Контрасты. Затеялось всё это дело через год после того, как Карл V провёл в Альгамбре медовый месяц со своей королевой Изабеллой Португальской. В тот период в Испании в христианскую веру активно/«добровольно-принудительно» обращали морисков (оставшиеся в Испании мавры и их потомки), а сам дворец возводили на средства от собираемых с них же налогов. «Красиво» было придумано? Раз против своей воли обратился в христианство, вот и финансируй чертоги христианских монархов.

Стройка оказалась… долгостроем, а через несколько десятков лет из-за восстания морисков денег в казне вдруг стало меньше, оскудела казна, и дворец этот в свою эпоху так и не был достроен (до ума доводился аж до середины XX столетия). Несколько десятков тысяч мавров/морисков испанцы после подавления восстания выселили из Гранады, рассеяв их по другим регионам страны. Да и новый король Филипп II, сын Карла, был одержим уже совсем другими идеями: строительством дворца Эскориал и развитием своей новой столицы – Мадрида.

…Сегодня во Дворце Карла V находятся: Музей изящных искусств Гранады/Museo de Bellas Artes de Granada), где демонстрируются картины художников, и Музей Альгамбры/Museo de la Alhambra c экспозицией артефактов периода маврского владычества.

…Кстати, период правления арабов/мавров был одним из самых, если так можно выразиться, толерантных периодов средневековья (и не только на Пиренеях). За веру при Насридах никого не преследовали, хотя государственной религией, понятное дело, был ислам. Но когда мусульманская Гранада пала и сюда пришли испанцы, мавров и евреев стали выселять, изгонять или обязывать принимать христианство. Начались пытки и запылали костры имени главного инквизитора Испании Томаса Торквемады (который сам был якобы из семьи евреев-выкрестов). Историки до сих пор спорят, сколько за пятнадцать-семнадцать лет инквизиции в Испании сожгли на кострах и удушили (а потом всё равно сожгли) людей: то ли больше 15 тысяч, то ли гораздо меньше: «всего-то» полторы-две-три-четыре тысячи.

 

*  *  *

Сады Парталя и Хенералифе… даже не знаю, какое определение тут подобрать, какое окажется уместным, ибо любое из приходящих на ум будет пресным. Чудесны. Сказочны. Великолепны. Изумительны. Божественны. И прочая, и прочая, и прочая.

Помню, как сейчас. Светит яркое и жаркое испанское солнце. Мы идём по дорожкам благоухающего южного сада, иногда «орошаемые» градом мелких брызг от поливальных установок. Вокруг клумбы, подстриженные живые изгороди, топиары, живописные бассейны и фонтаны.

Идём, жмуримся от лучей днéвного светила, блаженствуем, и моя тогдашняя коллега по работе (напомню, что путешествовали мы по Испании вчетвером: я с женой и две моих «колежанки») Ольга Михайловна Уварова говорит:

– Если и есть рай на земле, то это, конечно, прямо здесь и сейчас.

Вот откуда моя основная и устойчивая ассоциация с раем того, что я видел вокруг себя в Альгамбре. Из той прошлой жизни ассоциация красной нитью (улыбнёмся) протянулась в наши дни. «Настоящее есть результат прошедшего и указание на будущее» (с).

Да и прямо там и тогда я не мог с Ольгой Михайловной не согласиться…

Наверное, именно таким, каким сохранились эти сады в моей памяти, и мог быть мусульманский рай, усеянный толпами танцующих гурий. Рай, который устроили себе на земле гранадские эмиры династии Насридов, но который у них потом отняли.

Арабы называли сады (раскинувшиеся на нескольких уровнях и именуемые сегодня садами Хенералифе) «Дханат аль Ариф» – «Сад архитектора». Из арабских летописей: «За глухой каменной стеной, в окружении чарующего зрелища вечно цветущей природы и благоухающей тишины, вдали от суеты королевского двора, султан мог отдохнуть от забот. Заставить покинуть эту райскую обитель могли лишь неотложные дела».

…Сады со мной и супругой – на снимках ниже. Разделить, где сады Парталя, а где верхние или нижние сады Хенералифе, я, конечно же, сейчас не в состоянии, поэтому показать придётся всё «одним списком» (но ещё лучше обратиться ко Всемирной паутине – несложный поиск даст для услады глаз множество восхитительных изображений этого райского местечка).

*  *  *

Где-то прочитал, что «изюминкой» то ли Альгамбры, то ли садов вокруг дворцово-крепостного архитектурного комплекса является летняя резиденция эмиров – дворец Хенералифе/Palacio del Generalife, построенный раньше Насридовых чертогов – в XIII веке (а уже в следующем столетии перестроенный).

Дворец Хенералифе, разумеется, чудесный-расчудесный, но на фоне и после дворца Насридов и райских садов Альгамбры он всё-таки меркнет, хотя и стоит на вершине холма (дескать, смотрит на округу сверху вниз). Да и экскурсовод честно сказала, что от прежнего вида летней резиденции эмиров практически ничего не осталось – резиденция многократно перекраивалась/реновировалась. Причём, до последней реставрации дворец долгое время вообще лежал заброшенный и руинированный. Никому до него дела не было. Теперь надо верить на устное (иногда и письменное) слово (экскурсоводу и мне), что дворец этот древний и что тут всё якобы так и было, как во времена правления гранадских эмиров.

Здание чертогов находится в трёхстах пятидесяти метрах от основного комплекса Альгамбры (к востоку от крепости), соединено с главным комплексом несколькими дорогами. По словам гида, поскольку тут много фонтанов, то, попадая на горячую от солнца брусчатку, вода испарялась и увлажняла атмосферу, благодаря чему зной здесь чувствовался не так сильно, как… а вот как где, не помню. Поэтому, мол, эмиры летом сюда и выбирались. В других местах Альгамбры (и во дворцах, и в садах) тоже много фонтанов, которые, попадая на ту же брусчатку, тоже должны были увлажнять для эмиров воздух и смягчать зной. Что тут с увлажнением такого особенного, я не до конца уразумел.

…Даже на фоне дворика Оросительного канала/Patio de la Acequia дворец Хенералифе выглядит блекло – это сугубо моё мнение, с ним разрешаю не соглашаться, тут все вместе улыбнёмся. А дворик дворца и канал – ох, как хороши! Два ряда струй воды. Не море, а океан бурно цветущей растительности. Дворик-сад (и тут откуда ни возьмись в голове молнией блеснула/сверкнула аллюзия: «через четыре года здесь будет город-сад»).

Смотровая площадка открывает чудесный вид на Гранаду, на арабский квартал (один из снимков с площадки уже был опубликован мной прежде).

…На фотографии ниже – супруга во дворике Оросительного канала Дворца Хенералифе (всего величия дворика и канала на моём снимке, к сожалению, не видно, но всем интересующимся – Всемирная паутина в помощь).

Продолжение следует…

Автор:Владимир БУЕВ
Читайте нас: