Все новости
ВОЯЖ
31 Января 2023, 13:43

Амбуаз: город и замок. Часть первая

Предыстория к истории

С первых строк не удержусь от цитаты:

«Какому путешественнику неизвестно первое, неповторимое чувство взволнованного ожидания, которое охватывает душу при въезде в город, где он ещё никогда не был! Каждая улица, каждый переулочек открывают жаждущим глазам путешественника всё новые и новые тайны. К вечеру ему начинает казаться, что он уже успел полюбить этот город. По виду уличной толпы, по архитектуре зданий, по запаху рынка, наконец по цвету, свойственному лишь этому городу, складываются у путешественника первые, самые верные впечатления. Он может прожить в городе год, изучить все его углы, завести друзей, потом забыть фамилии этих друзей, позабыть всё изученное так добросовестно, но первых впечатлений он не забудет никогда…» (Илья Ильф и Евгений Петров, «Одноэтажная Америка»).

…В отличие от Парижа, шумного и грязного даже по утрам после уборки, небольшие городки Франции (а если быть более конкретным, то департамента Эндр и Луара северного региона Центр-Долина Луары) кажутся верхом стерильности и уюта.

Сверкает чистотой и городок Амбуаз, где находится королевский замок с тем же названием – Сhâteau d'Amboise, Amboise. Это первый замок, который мы с супругой посетили в долине реки Луары. Он стоит на холме над обрывом, где в Луару вливается другая река (небольшая речка, можно сказать, почти ручей) с названием Аммас.

 

*  *  *

История города и замка долгая (как «дорога в дюнах»), порой нудная, хоть и интересная. Не мне её описывать именно как связную и логичную историю, где одно событие как будто вытекает из другого. Поэтому в своём изложении наделаю прорву ремарок, снабдив их собственными же впечатлениями.

…В ту эпоху, когда эти места ещё не входили в состав Римской империи (а жили тут вокруг галлы/кельты, вошедшие потом в эту империю недобровольно), какие-то укрепления или крепости здесь уже строились, которые, понятное дело, до наших дней не дожили. Место, на котором нынче стоит замок, само напрашивается на то, чтобы сначала назвать, а потом сделать его естественной защитой от любых нападений даже до того и без того, как здесь будет выстроено что-то рукотворное. Не знаю, байка или нет, но наш гид с уверенным лицом (что называется «морда ящиком») говорила, что некая крепость (оппидум) была тут возведена ещё до римлян, и ею впоследствии был восхищён сам Юлий Цезарь, который здесь тоже будто бы побывал. Первоисточников этому я не нашёл. Но упоминания со ссылками на неких «местных историков» больше всё-таки похожие на байки, во Всемирной паутине имеются. В любом случае если не доверимся, то примем эту информацию к сведению.

…По другой версии, первые рукотворные укрепления появились тут лишь в постримский период – во времена Меровингов, первой династии франкских королей, правившей своими подданными с конца V до середины VIII века. Где-то в этих местах в 504 году нашей эры прошли переговоры Хлодвига I, короля франков из династии Меровингов, и Алариха II, короля вестготов. О чём-то договорились. Кажется, второй выдал первому его врага, которого раньше если и не пригрел на своей груди, то укрывал на подконтрольной территории как «козырную карту»/как инструмент для интриг/политических игр и будущей борьбы/финальной схватки. Если таким образом (после встреч монархов) города в те времена и не появлялись физически, то о них точно узнавали потомки: иных-то способов передачи информации, нежели письменные хроники, тогда не существовало. Кстати, потом через пару-тройку лет франки с вестготами снова сошлись в сражении – Хлодвиг победил (напрасно Аларих выдал ему его врага), но к Амбуазу это отношения уже не имело.

…Прежде, чем я текстово «войду» в замок и начну описывать его историю и свои впечатления от увиденного, посмотрите просто виды города и замка снаружи. Изнутри мы ещё успеем насмотреться. Почему мы? Потому что входить и «насматриваться» будут не только те, кто читает этот текст, но и я вместе с вами (повторно или уже неоднократно, хоть после реального путешествия каждое новое вхождение «в одну и ту же реку» для меня уже виртуально).

…Все снимки, что ниже, я делал сам, кроме того, на котором присутствую собственной персоной – его сделала супруга.

В качестве преамбулы

Пусть снимки вкуснот и рукотворных красот, что ниже, станут преамбулой перед «входом» в замок.

Супруга и в эти «сакральные места» успела заглянуть и там поснимать (в своих фотоархивах я таких/подобных снимков не обнаружил; вероятней всего, в эти моменты я, как обычно, ждал её у входа в магазины).

Моя жена, кстати, обожает сладкое (потреблять) и всякие кружева-вышивки (смотреть и создавать). Сама много вышивает крестиком (не путать с ноликом – в этом случае возникает старая советская игра).

Вот один из многочисленных шедевров супруги (к Амбуазу отношения не имеющий, но наглядно демонстрирующий её таланты).

Входим в замок. Анекдот про Сталина

Ладно, поехали! Вернее, пошли наверх пешком.

Мы с женой на самом деле уже начали подниматься (что уже можно было понять по некоторым снимкам).

Поднимаемся по так называемой подъёмной рампе (рампой французы называют спиралевидную дорогу, ведущую снизу вверх, равно как и сверху вниз). Конечно же, вот прямо сей момент мы уже несколько лет, как «отподнимались». Уже и других замечательных мест после Амбуаза у нас было… если и не слишком много, то точно не одно и не два. Но, набивая на клавиатуре компьютера эти строки, я как будто заново совершаю этот/тот самый «подъём» и ту самую экскурсию по замковой твердыне.

…На сложенных из белого кирпича (?) стенах, где развешаны декоративные (?) рыцарские/воинские щиты с говорящими цветами и благородной символикой, виднеются сколы и выбоины. Нижний щит усеян золотыми лилиями – это символика/герб рода Капетингов/Валуа/Бурбонов. Как и когда появились выбоины и сколы, я не знаю – у гида не спрашивал (на месте не догадался), а в источниках не нашёл. А то сейчас вполне мог бы заняться украшательством текста: мол, пришло из глубины веков, дескать, «остатки былой роскоши»... вернее, следы, сохранившиеся от древних осад и штурмов. Но я так не скажу/не напишу. Кто знает правду/истину, тому я буду завидовать.

Аллюзия. Помните анекдот про Сталина?

…Однажды Сталину доложили, что у какого-то маршала (тут можно подставить любую фамилию военачальника, ибо все они грешили тем, что имели походно-полевых жён) появилась любовница.

– Что с ним теперь делать будем? – спросили у вождя народов.

Сталин попыхал трубкой, вынул её изо рта, и, прищурившись, сказал:

– Что будем, что будем… завидовать будем!

Это то, что передавалось из уст в уста. У переводчика Валентина Бережкова ситуация описана почти так же, но тоже со слухов:

«…У Сталина был своеобразный юмор. Рассказывали, что начальник политуправления Красной армии Мехлис пожаловался Верховному, что один из маршалов каждую неделю меняет фронтовую жену. Мехлис спросил, что будем делать. Сталин с суровым видом ничего не ответил. Мехлис, полагая, что он обдумывает строгое наказание, начал было сожалеть о своем доносе. Но тут Сталин с лукавой усмешкой прервал молчание:

– Завидовать будем…»

*  *  *

…Итак, после римлян и вестготов округу неплохо освоили франки. В IX веке некий знатный франкский дядя/юноша по имени Ингельгариус удачно женился на некой знатной тёте/девушке по имени Аделаида, наследнице этих мест. Женился, а потом вдруг – раз! – стал графом Анжу. Наследникам знатной пары неоднократно пришлось отстаивать свои права на эти владения, в том числе мечом (чуть не написал «огнём и мечом» – мгновенная аллюзия к роману Сенкевича).

В общем, к X столетию «после норманнских вторжений» округа уже входила в графство Анжу, а на этом конкретном месте определились точные границы и сложился контур замка. Далее замком на протяжении нескольких веков владели графы и разные ветви/потомки графской семьи – так называемый дом д’Амбуаз-Шомон, ставший вассалом французских королей.

И вот один из потомков д’Амбуаз-Шомон по имени Людовик (так в русской «транскрипции» звали многих французских королей, хотя на самом деле все они были не Людовиками, а Луи) поставил не на ту лошадь… В общем, оказался лохом и вошёл в заговор против самого французского короля (этого короля, кстати, звали Карлом/Шарлем VII). Вся семья заговорщиков, как и сам неудачник, замка лишилась.

Луи/Людовик (бывший д’Амбуаз, он же виконт Турский) был в 1431 году приговорён к смертной казни, но потом сердце монарха оттаяло/смягчилось и Луи был помилован, однако имущество обратно не получил – что с воза упало, то пропало.

С этого момента замок Амбуаз вошёл в состав так называемого «королевского домена». Термин «домен» в Средние века означал совсем не то, что нынче. В Средневековье это означало владения короля или какого-либо феодала.

И сам Карл VII (первый король-владелец Амбуаза), и следующие несколько французских монархов замок обожали.

Довольно истории или продолжить? Если устали, можно передохнуть и посмотреть «весёлые картинки».

…Вид на Амбуаз из Амбуаза. На город – из замка.

Можно так: на город Амбуаз из замка Амбуаз (улыбаемся вместе).

Мы поднимаемся «всё выше, и выше, и выше» (с)…

Продолжение истории. Часовня. Несчастный случай с королём

Историю замка я всё-таки опять (или снова) продолжу, ибо самое интересное и более-менее достоверное в ней только начинается.

…Сын Карла VII по имени… да-да Людовик XI (на самом деле тоже Луи) превратил Амбуаз в резиденцию своей супруги королевы Шарлотты Савойской. Здесь же в 1470 году родился и следующий будущий король Карл/Шарль VIII (на всякий случай напомню, что его не надо путать с его дедушкой Карлом VII), который вступил на престол мальцом в 13 лет. То есть для «восьмого Карлы» Амбуаз был своего рода малой родиной (и колыбелью в прямом смысле слова).

Где родился, там и пригодился. При Карле VIII замок был даже не отреставрирован, а капитально/кардинально перестроен. Сначала в готическом стиле. А потом руками мастеровитых итальянцев к готике добавились «мотивы» Ренессанса, отчего готика стала «поздней». Мотивы Возрождения появились, так сказать, по моде, которая во Франции начала входить в оборот с конца XV – начала XVI веков.

Письменные источники сохранили даже имена всех архитекторов и строителей-каменщиков (и итальянских, и местных), кто приложил свою руку к реконструкции/реновации этой каменной твердыни. Кстати, итальянских умельцев Карл привёз сюда после войны с Италией наряду с другой военной добычей: мебелью, картинами, посудой, тканями, прочим движимым имуществом. Они были своего рода живыми/двуногими трофеями, которым французский монарх строго-настрого наказал (или которых деликатно попросил): дескать, сделайте Амбуаз «первым итальянским дворцом во Франции».

Реновация длилась шесть лет.

Вот именно тогда на холме над Луарой появились:

  • королевский дворец с фасадом, смотрящим на реку,
  • часовня Святого Губера/Юбера,
  • две башни – Минимская и Эрто/Гюрто.

Всё это сохранилось и поныне и радует глаз и душу туриста. Мы с женой вот тоже порадовались.

Однако времени с тех пор прошло вагон и маленькая тележка, поэтому многого не сохранилось – например, стали прахом и ушли в небытие некий Дом Добродетелей, задний и третий дворы со всеми постройками.

…Карл/Шарль отправился на радугу в 1498 году, тоже будучи в замке Амбуаз. По сути получилось так: человек замок построил, а замок в отместку (или в награду?) его погубил/убил. Тут же из головы выскочила/в голове родилась аллюзия: «я тебя породил, я тебя и…»

Впрочем, нет, это неудачная аллюзия, ибо в корне ошибочная. В нашем случае всё было не так линейно, как у Гоголя с его Тарасом Бульбой. В нашем случае не породивший убил порождённого, а порождённый убил породившего (или так: породивший был убит порождённым). Монарх по неосторожности ударился о какой-то дверной косяк. Карл шёл по замку то ли вместе с королевой (чтобы сверху понаблюдать за игрой в мяч во рву), то ли как раз разыскивал свою супругу Анну Бретонскую, чтобы пригласить её «сыграть партейку». Видать, поторопился. Оказался невнимательным. Итог – сотрясение монаршего мозга, кома и кончина через несколько часов. Наследников по мужской линии Карл VIII не оставил (трое его сыновей от Анны Бретонской умерли в детстве), поэтому ему наследовал прежний конкурент герцог Орлеанский (тоже близкий родственник), ставший Людовиком XII. Так требовал салический закон.

…Как же хорошо, подумал я в момент, когда слушал этот рассказ, – как же хорошо, что в этом замке моя супруга сейчас рядом со мной и мне не надо её разыскивать, чтобы позвать поиграть в мяч или чтобы сверху посмотреть в ров, где… впрочем, во рву нынче всё равно никто ни в какой мяч не играет – там пусто. Как здорово, что играть в мяч от нас тут никто не потребует. Как хорошо жить! Впрочем, как говорится, хорошо жить – ещё лучше.

…В моей фейсбук-ленте осталась такая запись, сопровождённая снимком: «Дверные проёмы в замке Амбуаз хоть и широкие, но по высоте настолько низкие, что некий король возьми да и зашибись головой, после чего сразу умер... По просьбе супруги некий маленький мальчик позирует, чтобы подчеркнуть высоту проходов».

 

Экскурсовод, кстати, постоянно повторяла: дескать, будьте внимательней, граждане русские туристы, осторожней в дверях, не стесняйтесь ниже склонять свои [дурные] головы. Про «дурные» он, разумеется, ничего не говорил, это я уже, так сказать, сам для красного словца ему приписал…

Продолжение следует…

Автор:Владимир БУЕВ
Читайте нас: