Раз мать ни годится ни на какую работу, дома стало мрачно, невесело, иногда только вечерами заходили к ним Минъямал-апай с Булат-агаем и Баныу-иняй. Булат-агай как всегда рассказывал свои байки, а Минъямал-апай, прислонившись к печке, вязала свою шаль-паутинку.
В один из приездов из соседнего села сестра Минсара, работавшая там учителем, привезла в подарок Банат красивое светло-серое пальто в мелкую клеточку. На следующий же день Банат в новом пальто пошла в школу на занятия. Оттого что в школе холодно, все дети сидели в классе в пальто и бишметах, на ногах у всех валенки, на головах у девочек теплые пуховые шали, у мальчиков — шапки-ушанки. От холода в классе замерзали чернила.
Этот день был самый неудачный в жизни девочки: сидевшая за передней партой первоклассница Земфира неудачно повернулась к парте, где сидела Банат и нечаянно опрокинула флакон с чернилами: чернила потекли по парте и затем стекли на новенькое светлое пальто Банат, она не успела отскочить в сторону. Стеклянный флакон упал на пол и разбился, разбрызгав содержимое. Банат заплакала от неожиданной подлости: ей было жаль и ее новенькое пальто, и заплакавшую от страха Земфиру, и чернила тоже, потому что надо было покупать новый чернильный порошок, чтобы развести его водой и получить нужной густоты чернила.
Кое-как успокоившись после этого инцидента, Банат вышла со всеми ребятами на урок физкультуры. Учительница велела разобрать лыжи и идти на них в сторону холма за старым зернотоком. Снег в тот день был твердый, с какими-то буграми, но лыжи скользили хорошо, не проваливались. Банат несколько раз удачно съехала с горки, но при последнем спуске лыжи ее воткнулись в какую-то твердую кочку, она резко упала, а лыжная палка выпала из правой руки, одна лыжа сломалась. Девочка хотела опереться левой рукой о палку и встать, но рука не слушалась ее и было очень больно. С помощью Фарзаны она встала на ноги и на одной лыже поплелась в сторону школы.
Девочка пошла домой, она уже не обращала внимания на огромное фиолетовое пятно на пальто, еле сдерживала слезы, волочила по снегу здоровой рукой знаменитый портфель свой. А другая рука ее висела, как плеть, как раненное крыло птицы. Рядом с ней шла Фарзана, неся с собой сломанные лыжи Банат и свою тряпичную сумку.
Дома родители помогли дочке снять злосчастное пальто, проверили руку и вынесли вердикт: скорее всего, рука у нее вывихнута. Отец запряг лошадку в сани и поехал за Вазифой-иняй, знаменитой костоправкой. Скоро он привез знахарку. Та осмотрела руку девочки и сказала, что вывихнут сустав запястья. Затем она велела отцу девочки принести мыло, немного теплой воды в миске, овечью шерсть, соль и старую тряпку. Потом она намылила левую руку девочки, пальцами рук погладила больную руку и сильно нажала на сустав и резко дернула. От острой боли Банат чуть не потеряла сознание. Когда она отошла от боли, почувствовала, что рука уже не болит и перестала свисать, как плеть.
«Молодец, доченька, выдержала боль, вот теперь я наложу на сустав твой тряпку с намыленной и подсоленной шерстью, перевяжу руку твою. Ты не снимай тряпочку с шерстью до утра и потом выкинь ее на помойку. Еще неделю перевязывай запястье сухой тряпкой и не поднимай этой рукой никаких тяжестей. Выздоровеешь, даст Аллах, вот увидишь!» — сказала Вазифа-иняй девочке. Потом она стала расспрашивать маму Банат, как и когда обезножила она, и проверила и ее ногу. «Как ты, Разифа-килен, почти полгода терпела такую боль и сидела дома, не показывая врачам или хотя бы мне ногу свою, могла же на всю жизнь остаться неподвижной: у тебя вывихнут коленный сустав, да вдобавок под коленом уже успела застояться лимфатическая жидкость. Разве можно так не заботиться о своем здоровье!» — отругала Вазифа-иняй маму девочки. Потом она вправила коленный сустав ее, повторив такую же процедуру, как было с суставом девочки: она, встав у стопы ее, изо всей силы дернула больную ногу к себе. Мать долго приходила в сознание после резкой страшной боли в колене. Мама Банат тоже почувствовала некоторое облегчение, когда Вазифа-иняй накладывала ей на ногу широкую перевязку.
Знахарь-бабушка велела матери каждый день привязывать к колену запаренные березовые листья, посыпав их прежде поваренной солью, и сказала, что даст Аллах, после этих процедур в течение двух недель сойдут с колена отеки и сустав перестанет болеть, и мама девочки еще будет плясать на свадьбе своей младшенькой.
Потом взрослые долго пили чай с разными сладостями, отец подарил бабушке-лекарю отрез на платье, рамку меда и деньги за труды. С этого дня мать Банат встала с нар и стала наступать на больную ногу. Скоро нога у нее выздоровела полностью, а с плеч дочери снялись многие домашние дела.
Рука дочки тоже выздоровела, и она как прежде каталась на санках и лыжах, навсегда забыла, что рука у нее когда-то была вывихнута. И пятно на пальто скоро тоже обесцветилось от снега и перестало быть заметным на одежде, да и пальто приобрело со временем какой-то грязновато-серый цвет, нечего было так сильно убиваться из-за чернильного пятна в тот злосчастный день.
Продолжение следует…