Кстати, припоминается, как сам Ринат и Артур на 5 курсе дуэтом замечательно исполнили «Песню старателей» и «Маленькие герои». Сами возможно и забыли, на мой вопрос в группе отмолчались, а я вот все помню – до сих пор слушаю эти песни, полюбились с первого раза, потом разыскал по запомнившимся отрывкам текста.
Да и Миша с гитарой будто перед глазами. У девочек в комнате сидели, видать, еще на первом курсе. А он спел «Дикий шиповник». Задолбался потом искать, таки выяснил, что это из рок-оперы «Юнона и Авось». Саму пластинку раздобыл только в старших курсах, прям онемел от счастья, когда выбросили в универмаге «Уфа». Почти такой же восторг, когда удалось купить сборник песен из фильма «Три мушкетера». А вот пластинку своей тогдашней любимицы Мирей Матье тщетно искал через спекулянтов, спасибо Зяще, подключил своих знакомых, достали по приемлемой цене. К другой фаворитке – к Рафаэлле Карре даже не подступался, Насиб разузнал у знакомых, сказали – 80 рэ . Такая дороговизна понятна: барыги использовали пластинки не для собственного прослушивания, а для тиражирования в магнитофонных записях.
Сам Насиб – наше все в мире современной музыки. Вергилий! Лучший дискотечник всех факультетов и выпусков БСХИ. Фиг знает, где доставал все новинки. Щедро делился всей информацией, терпеливо и увлеченно разъяснял все тонкости рулад и гитарных переборов. Вся линейка замечательной итальянской эстрады (Аль Бано и Рамина Паэр, Тото Кутуньо, Пупо, Ричи Повери, Челентано), «Сикрет сервис», «Модерн токинг» и еще уйма товарищей впервые постучались в наши уши именно по приглашеню Насиба.
Было дело, сидел в общаге в Авиационном, слегка киряли. Звучит какая-то музыка. И я так небрежно интересуюсь, а нет ли у вас что-нить посовременнее, ну, хотя бы «Скорпионс». Спрашивают, что за зверь такой? Я деланно удивился: ну, вы и деревня, у нас в общаге сто лет в обед этой группе...
А еще у гидролесфака была своя рок-группа. «След»? Тем более, там был и наш Эрик. Свои – и этим сказано абсолютно все! Оценивать, насколько профессионально выступали – это все равно, как вслух и при посторонних обсуждать достоинства и недостатки собственных детей или родителей. Западло! Как мне тогда казалось (и сейчас!) – музыканты прям блистали на сцене. Из репертуара запомнилось вот это – «Скандал закончен, снова, снова в лес». Владик Рогов пел и песню на стихи Айдара Хусаинова.
Чего уж греха таить, по магнитофону заслушивались и матерными частушками. «Зеленую ограду» помните, там еще и про попа, и про кукурузу? ))) Всякие «Сегодня в нашем клубе будут танцы» ныне забылись, а вот про Одессу (которая жемчужина у моря) – это уже превратилось во что-то родное, исконно-посконное.
...Телевизор редко смотрели. Некогда, есть дела поинтереснее, да и молодым смотреть, в принципе, мало что было. Разве что на передачу «Песня года» битком набивались в Красный уголок общаги. И по воскресеньям – на «Утреннюю почту» с Юрием Николаевым. В конце ведь давали и зарубежную эстраду. Мне особо запомнилась «Тумбалалайка», пела симпотная блондинка в теле. Потом, после информационной революции, прослушал десятки и десятки вариантов этой песенки, никто не сумела угодить, никто и в подметки не годится нашей общаговской тетке (а как же, ей тогда на вид было лет 25–30, для нас тетка и есть).
А в целом, студентов окормляли культурой нехило. Постоянно концерты самодеятельности. То, как отплясывал наш Ислам башкирские танцы, многие и сами всяко помните. Афарин, профессиональный уровень! На 8 Марта был концерт, и такой нежданчик – с гитарой вышел Леонид Рассказов, лучший преподователь истории всех времен и народов. Нормально спел, что-то шуточное. ... и оглушительная тишина вместо оваций. Мы с ребятами попытались было как-то компенсировать, но жидко прозвучали наши рукоплескания – весь остальной огромный зал безмолвствовал. Наверное, специально бойкотировали, ведь вскорости он ушел из БСХИ, возможно, были какие-то терки.
И на встречи с творческой интеллигенцией часто приглашали. Особо запомнился выдающийся поэт Назар Наджми. Как увидел впервые, чуть не прыснул смехом – до того своими белесыми пушистыми волосами напоминал одуванчик. Но вскоре стало не до хаханек. Ибо мало видел людей настолько обаятельных, жизнелюбивых и мудрых. Про мудрость не для красного словца – в его текстах то и дело натыкаюсь на чуть ли не суфийские постулаты, адаптированные к современному восприятию. Эка незадача, как ни переводи, его песня «Юҡҡа түгелдер» на русском звучит коряво, а ведь это гимн жизни и чудесным эллипсисом (то есть без упоминания) – Всевышнему. Вневременной хит Башкортостана и Уфы – «Өфө йүкәләре» («Уфимские липы») – тоже его работа, как и множество других замечательнейших песен.
...Раз пошла исповедь, чего уж тихариться. Короче, бзик у меня, от которого до сих пор избавляюсь: иногда брякнешь такое, сам потом удивляюсь – вроде в порядке же у тебя с головой ( и справка есть! У Миши тоже – проверяют, когда разрешение на огнестрел дают), зачем ты такое сказал? Ни фига же ведь так не думаешь на самом деле! Но слово не воробей, вылетит – не поймаешь. Короче, пригласил Гемир на очередную встречу с творческой интеллигенцией. Некогда мне было тогда, отмахнулся идиотской фразой – да ну их, поставить всех к стенке и расстрелять из пулемета! Сейчас не помню, возможно, формально как-то и обосновал. (Более-менее внятно можно обосновать любую дичь, диалектика, однако. Включая, «Ельцин был хорошим президентом» – «Ельцин был плохим президентом» и т. д. У каждого из нас всегда отнюдь не интеллектуальный выбор, а нравственное чутье – что такое хорошо и что такое плохо). Гемир же не оценил мой дикий стеб, как потом сам поведал – при доверительной беседе один из творцов поинтересовался – а как к нам относится молодежь? Однокурсник в принципе не умеет лгать, не упоминая моего имени, вспомнил про треклятый пулемет. Тот, говорит, очень сильно расстроился... Блин, как мне было стыдно, с четвертого этажа до самой вахты был готов провалиться. Извини, дядя, ты правильно жил и творил, не за что в тебя стрелять, а я сейчас почти что исправился!
И вообще, досужие вымыслы, что Советская власть гнобила национальную культуру – гнусный навет. Как могла, так и поддерживала. Сейчас такое и представить невозможно – когда готовились к экзаменам по военке, один товарищ на задней парте раз за разом заливался тихим смехом. Что в тактике мотострелков и в ТИАКР-ах может быть смешного? А он, оказывается, исподтишка книгу читает. Глянул – «Три мушкетера» на башкирском языке!!! Переводили, издавали... Родным языком и тогда владел прилично (вот уже 32 года профессиональная деятельность связана исключительно с БЯ, а РЯ – это, можно сказать, приятный флирт. Безо всяких взаимных обязательств! Но с превеликим удовольствием.) Тем не мнее перечитать Дюма на башкирском так и не осмелился, побоялся раздербанить в хлам первое детское очарование...
Продолжение следует…