Мир лжи, созданный вопреки человеческому нутру – это о фильме «Хороший лжец». Не для кого сегодня не новость аферисты, вымогатели и банды, вгрызающиеся в своих жертв как комар прохладным июньским утром. Но можно ли подумать, что сам факт существования таких «людей», группировок говорит о более страшном положении вещей, чем мы можем видеть в новостях, например. А меж тем «грязное наводнение» подчас интересует людей больше чем жажда добра и справедливости, что ещё раз подтверждает фильм, о котором мы сегодня говорим.
В основе сценария данного фильма – одноименный бестселлер британца Николаса Сирла. Что, впрочем, мало о чем говорит, потому что мы знаем, как киношники умеют уродовать крепкую литературную основу, перенося ее на экран. Сценаристом здесь был Джеффри Хэтчер, писавший сценарий к фильму «Мистер Холмс» (кстати, отличнейшая лента) режиссера Билла Кондона, поставившего и «Хорошего лжеца».
После удачно провернутой аферы Рой продолжает знакомство с Бетти: дедуля притворяется, что у него болит колено, и Бетти гостеприимно принимает друга в своём загородном доме – там есть гостевая комната.
У Бетти есть внук Стивен (Рассел Тови), который «по старинке» подозрительно относится к ухажеру соей бабули, а потому просит Бетти не доверять новому знакомому.
Рой выясняет, что Бетти получила хорошее наследство от своего мужа и теперь обладает солидным капиталом почти в три миллиона фунтов. Аферист предлагает жертве на пару с ним вложить эти деньги в выгодный инвестиционный проект, чтобы удвоить капитал. Схема «развода» ясна. Но бабуля оказалась не так проста, как могло показаться, и это главный скелет в шкафу, который из абсолютно банально бреда строит бред оригинальный, не лишённый вопроса, над которым стоит подумать.
Кто такой Рой? Это человек, каких сейчас порядочно, это самое обыкновенное животное, и вы убедитесь в этом в финале ленты. Это не просто герой фильма, а человек не свободный в мире с уже установленными рамками: есть общество, есть история, есть мораль. Отчаянные времена требуют отчаянный мер – так думал Ханс Тауб после окончания Второй мировой, когда воровал личность своего убитого в перестрелке с нацистом друга. Смена личины – казалось бы шанс избавиться от собственного мусора, начать новую жизнь, но что потом начинает делать новенький «Рой»? Правильно, проводить аферы. А ведь это не самое страшное. Ведь, будучи подростком, главный герой из-за совершенно банальной обиды и исключительно собственной заносчивости изнасиловал невинную девушку, написав после донос на её отца.
Маленькое зло одного человека «Хорошего лжеца» синтезируется с большим – Второй мировой: цикличность истории, которую создают люди ужасные, беспринципные, не понимающие важности своего выбора.
А теперь, прочитав (или предварительно посмотрев) эту «эпопею», ответьте на вопрос: откуда такая злоба у центральных персонажах фильма? Ответ будет на удивление прост. Окружив самих себя ложью, эти люди пытались управлять тем, что человеку неподвластно – прошлым и будущим, деньгами и эмоциями. Заслужил ли Рой полученного наказания – безусловно! Но нужна ли была эта вендетта Бетти? Ответ, скорее всего, созвучен атмосфере фильма – чарующе обманчивой, с разрушительной мощью прошлого человека, лживой, современной. Мир предателей, лжецов и убийц, мир без любви и прощения показывает фильм «Хороший лжец», что просто не может вызвать у меня положительных эмоций.
Картины, интригующие свежими сюжетными ходами, могут бесконечно нас радовать. Но здесь нам остается пассивно смотреть, как складывается пазл, открывающий разные неожиданные картинки вещей, которые не понятны нам не только логически, но и морально. Ничего, кроме недоумения, раздражения и боли.